Т е м а 2. СОВРЕМЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ДИАЛЕКТИКИ



В данной традиции основной философской классификацией считалось различение бытия на материальное и духовное, при этом утверждалось, что имеет место генетическая детерминация духовного бытия бытием материальным.

В марксистско-ленинской философии были разработаны и сформулированы различные философские законы, описывающие развитие физического и социального бытия. Одним из самых фундаментальных законов полагался закон единства и борьбы противоположностей. Основные категории, вводимые этим законом – категории противоречия, противоположности, конфликта, динамического равновесия. Анализировались также различные типы противоречий и их роль в развитии и прогрессе. Другой такой закон – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Здесь основные категории – это категории количества, качества и меры. Данный закон устанавливался на базе анализа типов количественных отношений в физическом и социальном бытии, а также в контексте выявления связи качественных и структурных изменений. Этот закон предполагал также статистический характер меры в сложных процессах и сист е м ах физического и социального бытия. В этой связи анализу подлежали типы скачков и качественных изменений в природном бытии, эволюционные и революционные формы развития социального бытия. Третий и последний фундаментальный закон – закон диалектического отрицания (или отрицания отрицания). Согласно этому закону происходит смена форм, т.е. качественные преобразования в развитии. Предлагалась также модель спирального развития сложных систем.

Как видим, в советской традиции акцентировался системный характер развития, а также особенности его проявления в природном и социальном бытии. Поэтому важными философскими понятиями стали такие как прогресс, регресс и круговорот. Анализ развития социальных прогрессивных систем предполагал установление пределов роста в целостных сист е м ах, а также выявление феноменов взаимообусловленности внутри природного и социального бытия, т.е. выявление соотношения развития и детерминизма.

 

Т е м а 3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ ОНТОЛОГИИ

Во второй половине XX в. наблюдалось отдельное усиление позиций диалектических версий онтологии. Связано это с усилением роли междисциплинарных методов познания в современной науке, укреплением парадигмы целостности и интегративности рассмотрения объектов, внедрения идей и методов синергетики и структурогенеза, сближения методов естественных и социальных наук, усиления внимания к внерациональным формам постижения мира и др.

В этой связи многие традиционные идеи диалектики (включая советский вариант) оказались созвучными идеям таких междисциплинарным научным теориям как синергетика, коэвилюция, теория глобального эволиционизма и т.д. Для всех этих теорий и их онтологий в качестве основного объекта анализа выступает феномен самоорганизации. Для описания явлений самоорганизации используются две базовые полярные категории: порядок и хаос. Например, хаотическими можно назвать различного рода турбулентные движения в газах и жидкостях. С другой стороны, порядок означает полную устойчивость объекта ко всем внешним воздействиям. Самоорганизация – это итог особого взаимодействия порядка и хаоса. Это их своеобразный диалектический синтез.


Для детального изучения явлений самоорганизации необходимы количественные критерии определения степени упорядоченности / хаотичности для различных состояний рассматриваемых систем. В этих условиях незаменимой оказывается теория динамических систем. В ее рамках феномен самоорганизации изучается как пример динамической системы с диссипацией энергии. Иными словами, согласно этой теории, всякое явление самоорганизации представляет собой разновидность диссипативной системы, т.е. системы, характеристики которой зависят главным образом от каких-то необратимых процессов. Появление диссипативной системы обычно рассматривается как неравновесный фазовый переход, когда дальнейшее поведение системы предсказать попросту невозможно. Точное определение диссипативной системы таково: это структура, возникающая в среде из-за диссипации в ней энергии, т.е. превращения части энергии любого упорядоченного процесса в тепло. Диссипативные структуры могут образовываться только в открытых системах – системах, которые обмениваются веществом или энергией с окружающей средой. Это связано с тем, что только в этих сист е м ах возможен приток энергии, компенсирующий потери за счет диссипации и обеспечивающий существование более упорядоченных состояний, чем те, которые имели место до фазового перехода.

Важнейшим свойством диссипативной структуры является эволюционный характер ее поведения. Между тем по классу эволюционных процессов можно выделить различные типы диссипативных систем. К первому типу относят системы, эволюция которых ведет к стационарному состоянию, ко второму – системы, эволюция которых идет через последовательность неравновесных стационарных состояний открытой системы. Системы первого типа называются простыми структурами, второго – сложными. Следует заметить, что простые системы образуют в сложных определенные конфигурации, выстраиваясь в определенную иерархию. В этом смысле можно говорить о том, что сложные диссипативные системы состоят из простых. Чем сложнее системы, тем больше энергии они трансформируют. При этом система может накапливать энергию в наиболее удобном для нее виде. Здесь мы подходим к такому важному качеству сложных диссипативных систем, как их иерархичность: чем сложнее система, тем сложнее ее подуровни.

Отметим, что абсолютная устойчивость к внешним воздействиям достижима лишь при очень больших значениях энтропии и по существу равносильна тепловой смерти. В иных случаях система будет пребывать в состояниях, которые не являются состояниями полного равновесия. Тем не менее, энтропия может иметь некий свой относительный максимум. В этой ситуации система окажется диссипативной структурой, имеющей сложную организацию (соответственно способную к адаптации, эволюции и т.д.).

Итак, феномен самоорганизации возникает благодаря нелинейным взаимодействиям, происходящим в открытых системах в неравновесных условиях. Эти взаимодействия сопровождаются интенсивным обменом энергией подсистем между собой, а также обменом энергией и веществом системы в целом с окружающей средой. Поведение подобных систем характеризуются самопроизвольностью и отсутствием жесткой детерминации извне. Именно это их качество позволяет называть данные системы самоорганизующимися.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!