Т е м а 3. МЕТАФИЗИКА: ОТ КЛАССИКИ К ПОСТКЛАССИКЕ



К концу XIX в. наблюдается ситуация «забвения метафизики», что связано со становлением основных ориентиров и принципов постметафизического типа философствования: десакрализации теоретического разума и «антропологическим поворотом» (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше и др.), сциентизацией и социологизацией философии (позитивизм, марксизм), «лингвистическим поворотом» (Л. Витгенштейн, Ф. де Соссюр и др.).

После критики Кантом возможностей общей онтологии, Бернард Больцано (Bolzano) был первым философом, который способствовал новому онтологическому повороту в философии. Работы Больцано повлияли как на Гуссерля, так и на Фреге, и легли в основу четырех главных традиций современной онтологии: феноменологической, аналитической (венский кружок, Оксфорд, Кембридж, Стэнфорд), польской (львовско-варшавская школа) и континентальной. В частности, М. Хайдеггер (Heidegger) стал самым авторитетным представителем континентальной онтологии.

Феноменологическая онтология. Больцано и Брентано следует считать предшественниками этой школы, основанной Эдмундом Гуссерлем; ее главные представители – Адольф Райнах (Reinach), Роман Игартен (Ingarden) и Николай Гартман (Hartmann).

Аналитическая онтология. Основатели традиции – Пирс (Peirce), Фреге (Frege), Рассел (Russell) и ранний Витгенштейн (Wittgenstein), основные представители – Карнап (Carnap), Бергман (Bergmann), Нельсон Гудман (Goodman) и Куайн (Quine). Философы-аналитики начала ХХ столетия отрицали познавательное значение метафизики, в последующем они уже не были столь радикальны. По их мнению, физический тип бытия есть системно упорядоченное физическими законами множество существующих объектов в статусе верифицируемого знания. Поэтому онтология сводится к логике, устанавливающей границы верифицируемого знания. Например, Карнап отрицал познавательное значение идеи «существования», поскольку существованию в предложениях необходимо приписывать статус квантора, а не предиката.

Польская онтология. Основателем польской философии стал Твардовский (Twardowski). Котарбиньский (Kotarbinski) и Лесьневский (Lesniewski) – основыне представители первого поколения львовско-варшавской школы и Роман Сушко (Suszko) и Ежи Пежановский (Perzanowski) – ведущие представители последнего времени.

Континентальная онтология. Главные представители – Хайдеггер (Heidegger), Мерло-Понти (Merleau-Ponty), Левинас (Levinas), Делез (Deleuze) и Фуко (Foucault). В качестве особых версий можно выделить постмодернизм, философию телесности (body philosophy) и социально-критическую философию (Д. Лукач, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас и др.). В рамках континентальной онтологии оформилось множество альтернативных проектов: метафизика «бытия» (М. Хайдеггер), метафизика «тела» (М. Мерло-Понти), метафизика «отсутствия» (Ж. Деррида) и др.

К основным принципам постклассической метафизики можно отнести: принцип различия, утверждение о социокультурной предпосылочности знания, идею децентрации философии (плюральности мышления и равноправия разных типов дискурса).


Раздел II. ОНТОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ МЕТАФИЗИКИ

Т е м а 1. ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология есть учение о совокупности многообразных проявлений объективной реальности, учение о бытии как таковом, это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология – это теория, изучающая объекты в их взаимодействии. Главный вопрос онтологии: «Что именно фактически существует?» Самое древнее упоминание слова «онтология» – латинская форма ontologia, встречающаяся в работе Якоба Лорхарда (Lorhard, Lorhardus) «Ogdoas Scholastica», которая была издана в 1606, а также в «Философском словаре» Рудольфа Гекеля (Göckel, Goclenius), изданном в 1613. Онтология обеспечивает критерии для выделения различных типов объектов (конкретные и абстрактные, существующие и несуществующие, реальные и идеальные, независимые и зависимые) и их связей (отношения, обусловленности и предикации). Основные проблемы онтологии:

1. Обоснование внешнего (онтологического) существования физических объектов в статусе знания.

2. Обоснование онтологического существования метафизических объектов в статусе знания.

Существует три уровня онтологии: формальная, описательная, формализованная.

A) Впервые идея формальной онтологии была введена Э. Гуссерлем в его «Логических исследованиях». Согласно Гуссерлю, истинный метод онтологии состоит в эйдетической редукции и категориальной интуиции. Иными словами, онтология изучает категории. Необходимо строго различать формальную онтологию и региональную (или материальную). Вторая исследует какую-то ограниченную сферу бытия, первая – границы любой возможной материальной онтологии. По Гуссерлю, формальная онтология исследует проблему истины на трех основных уровнях: (1) формальная апофатика или формальная логика суждений, выявляющая априорные условия для возможности суждений мнения, (2) синтетические формы для возможности аксиологических и (3) «практических» истин. Таким образом, формальная онтология разделена на формальную логику, формальную аксиологию и формальную практику.

В современной философии формальная онтология конституируется, главным образом, в рамках двух подходов. С позиции первого подхода, формальная онтология понимается как описание существования, эксплицируемое благодаря инструментам формальной логики (в частности, благодаря методам теории множеств): с этой точки зрения формальная онтология исследует логические особенности утверждений и различные теорий категорий (universals). Другими словами, формальная онтология – это своеобразный синтез интуитивного метода классической онтологии с формальным, мат е м атическим методом современной символической логики.

С позиции второго подхода, анализируются фундаментальные понятия объекта, состояния дел (state of affairs), части, целого и т.д. более классическим способом вне рамок строго логического анализа. Второй подход не столь популярен в настоящее время, как первый. Благодаря первому подходу формальная онтология предстает как characteristica universalis Лейбница. Дело в том, что систему логики можно построить двумя различными способами. Во-первых, ее можно построить как формальное исчисление независимо от любого содержания (стандартная математическая логика). Во-вторых, она может быть построена в русле того, что Лейбниц называл characteristica universalis, т.е. как система, эксплицирующая важнейшие природные взаимодействия (онтология и мереология Лесьневского, комплексная логика Зиновьева и т.д.).

B) Второй уровень онтологии – это описательная онтология. Она собирает информацию о списках объектов, которые могут быть зависимыми или независимыми пунктами этого списка. Сбор информации соответствует важнейшим требованиям к


описанию, предъявляемым формальной онтологией. Примерами описательной онтологии являются неформализованные базы данных.

С) Третий, высший уровень онтологии – это формализованная онтология. Она задает формальные кодификации для результатов, полученных на двух предыдущих уровнях (а именно на уровне формальной и описательной онтологии). Пример формализованной онтологии – любая компьютерная база данных, в частности WEB-семантика.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!