Т е м а 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ



Одним из важнейших проблем онтологии является проблема того, насколько мир независим от нашего опыта. Реалисты считают, что мир независим от опыта. В свою очередь, идеалисты, феноменалисты и другие антиреалисты отрицают независимость (A. J. Ayer «Phenomenalism», W.V.Quine «Two Dogmas of Empiricism», I. Berlin «Empirical Propositions and Hypothetical Statements», Michael Dummett «The Interpretation of Frege’s Philosophy» (chapter 20)). В этой связи важнейшими категориями онтологии выступают субъективность и объективность. Быть объективным означает быть беспристрастным или видеть вещи одновременно с нескольких точек зрения. Например, можно утверждать, что объективным является то, что описано физикой, а ценности являются субъективными и, следовательно, нереальными.

Вместе с тем, мы классифицируем объекты, сравнивая и противопоставляя их свойства. Но когда мы говорим, что две вещи имеют между собой что-то общее (например, цвет), можем ли мы утверждать, что это общее (в нашем примере цвет) является третьей вещью? Реалисты утверждают, что свойства и отношения могут быть рассмотрены как реально существующие вещи, названные универсалиями и отличающиеся от партикуларий – обычных индивидуальных объектов. Номиналисты не соглашается и утверждают, что только партикулярии существуют. Тем не менее, номиналисты сталкиваются с проблемой сопоставления фактов относительно сходства свойств, поскольку здесь сложно не прибегать к универсалиям. Итак, универсалии и партикулярии (universals and particulars) являются другой важнейшей парой категорий онтологии (B.Russell, The Problems of Philosophy, chapters 9-10; D.M.Armstrong, Universals: An Opinionated Introduction; T.Crane, Universals, in A.Grayling (ed.), Philosophy: A Guide through the Subject).

Одной из сложнейших проблем онтологии является проблема идентичности объектов и осмысленность соответствующей категории субстанции. Так, суждения, что некоторый предмет A идентичен некоторому предмету B, кажется или тривиальным, или ложным: если А действительно является тем же самым, что и B, тогда мы утверждаем, что A есть А, что является аналитически истинным и устанавливается априорно, так как это есть закон логики, согласно которому все идентично себе; с другой стороны, если мы говорим, что некоторый предмет A идентичен другому предмету B, тогда это является ложным, так как два разных предмета никогда не могут быть одним и тем же. Классическая работа по данной проблеме – книга Фреге «Смысл и значение (Sense and Reference)».

Проблема идентичности связана с категорией необходимости. Например, Саул Крипке (Kripke), в «Именовании и необходимости (Naming and Necessity)», выдвинул революционную идею того, что утверждения идентичности могут быть необходимыми, но при этом должны устанавливаться только на основании опыта. Он также утверждал, что существуют истины, которые случайны, но устанавливаются априорно.

Субстанция определяется как то, что не зависит для своего существования ни от чего больше (M.Loux (ed.), Substance and Attribute; J.Hoffman and G.Rosenkrantz, Substance: its Nature and Existence). В этой связи достаточно проблематично нахождение субстанций и установление их границ.

События – вещи, которые могут происходить. Можем ли мы думать о событиях как о конкретных специфических предметах (Davidson) или как о фактах (Kim) (D. Davidson, Causal Relations, in Sosa and Tooley (eds), Causation; D. Davidson, The Individuation of Events; J. Kim, Events as Property-Exemplifications, in Brand and Walton (eds), Action Theory)? Насколько суждения способны отражать события? Являются ли суждения существования только языковой игрой или отражают реальность?

Модальности обычно используются для выражения необходимости, возможности, вероятности и потенциальности. Анализ модальных утверждений является важной частью современной метафизики. Согласно наиболее распространенной позиции, модальная логика интерпретируется в терминах возможных миров: «необходимо p» истинно, если и только если «p» истинно во всех возможных мирах; «возможно p» истинно, если и только если «p» истинно по крайней мере в одном возможном мире. Модальные реалисты, такие, как Дэвид Льюис (Lewis) думают, что все возможные миры существуют в как какие-то конкретные предметы в той же мере, что и фактический мир; другие думают, что они существуют, но являются абстрактными предметами (D.Lewis, On the Plurality of Worlds; A.Plantinga, The Nature of Necessity).

Причинная обусловленность может быть объяснена в терминах необходимых и достаточных условий (Mackie), в терминах контрфактов (Lewis), в терминах событий (Davidson) и т.д (J.Mackie, Causes and Conditions, in E.Sosa (ed.) Causes and Conditionals or Sosa and Tooley (eds) Causation; D.Lewis, ‘Causation’ and Postscripts; D.Lewis, ‘Causal Explanation, in his Philosophical Papers, Volume II.; D.Davidson, ‘Causal Relations, in his Essays on Actions and Events, and in Sosa and Tooley (eds) Causation).

Многие научные теории предлагают причинные объяснения, основанные на статистических отношениях. В современной физике действует принцип неопределенности (Гейзенберг), согласно которому физический мир не является всецело детерминированным. Следовательно, традиционное представление о причинно-следственных связях как отношениях полной детерминации является устаревшим (E.Eells, Probabilistic Causation).

Понятие природного закона является центральным для многих философских концепций, касающихся причинной обусловленности и моделей объяснения. Существует два основных подхода: согласно первому, законы – это специфический вид регулярности (Франк Рамсей (Ramsey) и Дэвидом Льюис), согласно второму, закон – это отношения между универсалиями (C.Hempel, Philosophy of Natural Science, chapter 5.3.; E.Nagel, The Structure of Science, chapter 4.; D.Papineau, ‘Laws and Accidents’, in Wright and Macdonald (eds), Fact, Science and Morality; D.Lewis, Counterfactuals; D.Armstrong, What is a Law of Nature? D.H.Mellor, Necessities and Universals in Laws of Nature’, in his Matters of Metaphysics).

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!