Т е м а 3. НАУЧНАЯ ОНТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА



В социальных науках принимается один из четырех главных онтологических подходов: реализм (идея того, что факты всегда даны в наличии), эмпиризм (идея того, что мы можем свободно осуществлять наблюдения), позитивизм (сосредотачивается непосредственно на наблюдениях и выдвигает сложные требования к фактическим суждениям) и постмодернизм (согласно которому факты неуловимы, поэтому мы не можем сосредоточиться только на наших наблюдениях).

Есть два центральных вопроса в философии восприятия. Первый – как мы получаем информацию об окружающей среде при посредстве органов чувств? Второй – как восприятие предоставляет нам свидетельство в поддержку или против наших теорий и убеждений? Наиболее распространенные ответы на два вышеназванных вопроса дает эмпиризм, согласно этому течению достоверное знание приобретается посредством опыта с использованием средств индукции.

В естественнонаучной онтологии основными категориями являются: вещь, событие, процесс, свойство, отношение, материя, движение и др. Считается, что универсум организован в систему, где материальное бытие распределяется по соответствующим уровням. Вместе с тем, бытие организовано динамически.

Представления о пространстве и времени претерпели существенные изменения в историко-культурном процессе. В частности, историческими вехами стали субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Следует различать понятия реального, перцептуального и концептуального пространства и времени. Пространство и время по-разному проявляются в неживой и живой природе. В свою очередь, можно говорить о специфике социально-исторического пространства и времени.

В XX веке стали складываться идеи всеобщей взаимосвязи, что проявилось в формулировании принципа глобального эволюционизма и становлении междисциплинарной теории синергетики. Социокультурное измерение природы отражается в антропном принципе. Важнейшей задачей видится анализ биосферы и закономерностей её существования. Бытие живой природы рассматривается с позиции пределов ее устойчивости. Целью природной динамики полагается достижение на планетарном уровне состояния ноосферы и этосферы.

Раздел III. ДИАЛЕКТИКА: НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕТАФИЗИКИ

Т е м а 1. ДИАЛЕКТИКА И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

 Западноевропейская метафизика формировалась в рамках локковской традиции эмпиризма, а также формально логических исследований, берущих начало от Лейбница. В советской философии были радикально переосмыслены основания философского знания. Если канонические западноевропейские версии онтологии создавались на базе аналитической философии и имели строгий формально-логический контекст, то в советской традиции вместо этого контекста стали полагать особые системы научной диалектики, получившие собирательное название содержательно-генетической логики. Концепция этой логики разрабатывалась в 1950-1960 гг. и возникла на фоне дискуссии в советской философии о соотношении формальной и диалектической логик, проходившей в 50-х. Эта дискуссия инициировала появление ряда перспективных исследовательских программ и серьезных философско-методологических концепций: диалектическая логика Э. Ильенкова, программа логических исследований А.А. Зиновьева и близкие к ней на начальном периоде программы Б.А. Грушина, Щедровицкого и Мамардашвили, концепция философских исследований естествознания Б.М. Кедрова, Н.Ф. Овчинникова, И.В. Кузнецова и др.

В советской философии формальная логика рассматривалась как средство оформления уже готовых, заранее полученных исследовательских результатов, вместе с тем содержательно-генетическая логика должна исследовать процессы исторического развития мышления и процессы изменений в его содержании. Такая логика может быть только содержательной, а не формальной. В качестве основного объяснительного принципа по отношению к мышлению выдвигалась категория «деятельности». Мышление при этом рассматривалось одновременно и как фиксированное знание, и как деятельность по его получению. Принцип деятельности требовал рассматривать мышление не по содержанию предметного сознания, а структурно-процессуально. Генетичность новой логики определялась, таким образом, ориентацией на исследование процессов развития мышления и использованием метода восхождения от абстрактного к конкретному (Гегель, Маркс).

Ярчайшим белорусским адептом содержательно-генетической логики был В.С. Степин. Ему удалось применить арсенал данной логики для объяснения механизмов построения теории электромагнетизма Максвелла, а также выявить основные векторы развития техногенной цивилизации (с исторической типологией: классическая наука, неклассическая и постнеклассическая).

Таким образом, диалектика и содержательно-генетическая логика стали особым контекстом построения философских версий онтологии в советской и постсоветской традиции, версий, радикально отличных от западно-европейских аналогов.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!