Т е м а 2. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ



ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ»

Раздел I. МЕТАФИЗИКА: ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТАТУС В ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ

Т е м а 1. МЕТАФИЗИКА И ТЕОРИЯ КАТЕГОРИЙ

Метафизика, возможно, самый спорный раздел философии, поскольку претендует на статус самого фундаментального знания. Неоднократно в истории современной философии метафизика критиковалась как псевдонаучное знание: логические позитивисты, например, утверждали, что метафизические вопросы бессмысленны, поскольку ответы на них не подлежат проверке опытным путем.

Метафизика часто описывается (после Аристотеля) как исследование о сущем как таковом (being qua being or being as such). Другими словами, метафизика – это исследование того, что значит быть или существовать, абстрагируясь от всех конкретных вещей.

В рамках метафизики мы рассматриваем действительность, которая складывается из существующих или фактических объектов. Согласно Мейнонгу (Meinong), теория объектов должна быть априорной наукой, которая касается всего, что дано, т.е. как существующего, так и несуществующего. Существующие объекты нужно различать на два вида: экзистенциально существующие (existent) объекты и просто существующие (subsistent), примеры последних – идентичность, разнообразие, число.

Экзистенциально существующие объекты являются частью пространственно-временного или физического мира. Но нефизические или абстрактные объекты, такие как числа существуют или нет? Бог существует? Вещи, которые рассматриваются в рамках философской или научной теории, составляют онтологию теории. Исследование любой возможной онтологии (т. е. границ всех онтологических построений) является фундаментальной проблемой для метафизики. Многие философы подходили достаточно радикально к онтологии, развивая традицию материализма (по их утверждению, только материальные вещи существуют). Противоположная, но не менее радикальная позиция была представлена в рамках идеализма. Согласно данной традиции, только умственные (mental) вещи существуют. Наиболее адекватной является умеренная позиция, в соответствии с которой мы не можем обойтись без допущения существования двух типов вещей: материальных и умственных.

Таким образом, метафизика стремится описывать фундаментальную структуру действительности и отвечать на очень общие вопросы: «Что именно существует?», «Что значит существовать?», «Существование является свойством?», «Что определяет идентичность объекта?», «Что такое физический объект?», «Какие характеристики объекта являются существенными?» и т.д. Поскольку для выявления фундаментальной структуры действительности многие философы используют науку, и особенно физику, существует очень тесная взаимосвязь между философией науки и метафизикой (например, некоторые философы утверждают, что метафизика должна быть заменена наукой). Существует также тесная взаимосвязь между метафизикой и философской логикой в решении таких метафизических вопросов, как необходимость, истинность, реализм, сущность, идентичность.

Со времен Аристотеля метафизика рассматривается как «первая философия» (prima philosophia), т.е. как самое общее философское знание, при этом сама метафизика претерпела со временем существенные изменения. Цели и методы метафизики, поэтому, радикально менялись. Природа метафизических проблем состоит в их абсолютной универсальности. Вместе с тем, очень остро встает проблема критериев определения метафизических объектов и специфики языка их описания. Обычно метафизика выступает как теория категорий, ее исторические версии: учение о предикаментах и предикабилиях


(Аристотель), учение об апелляции, суппозиции и т.д. (средневековая схоластика), учение о трансцендентальных категориях (Кант), учение о феноменах духа (Гегель), теория семантических категорий (Лесьневский) и т.д.

Следует также учитывать культурный статус метафизики – ее универсальные versus региональные версии (что обуславливается спецификой восточного и западного типов философствования). В этой связи можно вспомнить достаточно уникальный статус древнеиндийской метафизики.

 

Т е м а 2. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ

Проблемы метафизики впервые были поставлены в античной философии. Имплицитно эти проблемы присутствовали в философских построениях элейцев. Именно они отчетливо сформулировали проблемы дихотомии мира истины и мира мнения, бытия и становления, ноуменального и феноменального мира, указав при этом на приоритет теоретического разума и его объектов. Однако первая сист е м а метафизики была предложена значительно позже Платоном. Платоновские идеи и эйдосы следует понимать как особые метафизические объекты. Деление Платоном бытия на истинное (подлинное) и неистинное (не подлинное) бытие определило приоритеты всей последующей классической метафизики. Аристотель стал различать понятия первой и второй философии. Употребление термина «метафизика» в качестве синонима «первой философии» Аристотеля впервые встречается у А. Родосского, а слово «физика» используется им в качестве синонима «второй философии». В античности вводится понятие сущности. Сущность понимается как то, что противостоит явлению. Сущность вместе с тем отличается от бытия. Для анализа сущности Аристотель ввел четыре первопричины: формальная (форма), материальная (материя), действующая (начало движения) и финальная (цель).

Фундаментальными принципами метафизики стали: принцип тождества бытия и мышления, субстанциализм, объективизм, а идеалами построения метафизики – всеобщность и универсальность. Объектами метафизики стали субстанции, посредством которых эксплицировались сущностные основания универсума. В последующем благодаря принципу cogito (Р. Декарт) оформилась идея субъекта и субстанциальная метафизика начала трансформироваться в метафизику субъекта. В это время происходит становление научных программ и поднимается проблема адекватности метафизики как теоретического типа философствования. Остро ставится проблема метода метафизики, при этом одни философы (Декарт, Лейбниц) отдают предпочтение дедуктивным методам логики, другие (Ф. Бэкон, Дж. Локк) – индуктивным методам. Метафизика сопоставляется с эмпирическим знанием. Первая философия все чаще рассматривается как метафизика самосознания. Так, Дж. Беркли задается вопросом о бытийном статусе ощущений и восприятий познающего субъекта, а И. Кант -- о возможности (границах) самого метафизического познания: «Что есть познающий субъект?», «Как возможна метафизика?»

Кантовская концепция независимости теории познания от каких-либо онтологических положений оказалась поворотным моментом во всей истории классической метафизики. Благодаря принципу деятельного разума Гегель попытался преодолеть разрыв между онтологией и теорией познания и установить тождество бытия и мышления на качественно новой основе. Программа трансцендентальной философии Канта как новой версии метафизики включала в себя следующие уровни: трансцендентальная эстетика, трансцендентальная логика (аналитики и диалектика), трансцендентальные идеи (антиномии и идеалы чистого разума). Система трансцендентальной философии Канта была существенно дополнена такими философами, как Фихте, Шеллинг, Гегель.

После Гегеля метафизика как метод стал противопоставляться диалектическому методу (важнейшей особенностью последнего является допущение деятельностного характера познающего субъекта). Диалектическая трактовка метафизических проблем Гегелем повлияла на формирование марксистского принципа отражения и тезис о единстве онтологии, логики и теории познания. В этом же русле следует понимать махистскую (Мах, Авенариус), неореалистскую (Д. Дэвидсон) и логико-атомистическую (Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн) концепции восприятий как «элементов мира», поскольку в этих концепциях мы также обнаруживаем тезис о единстве онтологии, логики и теории познания.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!