Бинокулярные признаки: стереопсия



Монокулярные признаки могут давать ценную информацию о глубине и расстоянии, но наиболее отчетливое восприятие глубины возникает, когда используются оба глаза. Если вы протяните карандаш или ручку прямо перед собой и будете рассматривать ее на фоне одним глазом, держа голову неподвижно, вы будете чувствовать небольшую глубину. Но откройте другой глаз, и вы увидите намного более богатое восприятие глубины. Восприятие глубины, которое следует из использования обоих глаз, названо стереопсия.

Большинство из нас знаком с восхитительным переживанием глубины, даваемым проектором слайдов, стереоскопом и фильмами, наблюдаемыми через специальные очки. Все эти устройства используют принцип бинокулярного несоответствия или диспрантности. При нормальном бинокулярном зрении, каждый глаз видит слегка различное изображение и два изображения соединяются мозгом в одно изображение, которое имеет глубину.

Рисунок 23 - Бионкулярная диспрантность

Другой важной бинокулярной подсказкой является угол конвергенции – угол, под которым сходятся глаза при фиксации на том или ином объекте.

Рисунок 24 -  Угол конвергенции

Стереопсия не происходит непосредственно в глазах, она происходит на более высоких уровнях зрительной системы. Изучение с помощью микроэлектродов зрительной коры во время бинокулярного зрения обнаружило клетки детекторов признаков, которые отвечают только на стимулы, которые находятся либо спереди, либо позади точки фиксации. Рецепторные каналы около плоскости фиксации могут быть узко настроены для детального рассмотрения объекта фиксации, в то время как другие более широкие каналы охватывают ближние и более отдаленные объекты. Реакции этих чувствительных к глубине нейронов, вероятно, объединяются в пределах мозга и производят восприятие глубины.

Восприятие движения и времени

В вопросах  восприятия   движения  и времени накоплено  больше фактов, чем сделано теоретических объяснений    и изучено механизмов.  Основными     признаками,   на основании   которых формируется      перцептивный   образ движущегося   объекта, являются скорость, траектория, направление,  ускорение движения   и др.

По вопросу  восприятия  движения в психологии имеются   две основные позиции:

• Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые      последовательно обозначают траекторию движения.

• Перцептивный образ движущегося объекта возникает      не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта  (представители гештальт-психологии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания    фи-феноменом).

Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность  восприятия   движения, оставляют без объяснения многие тонкие детали.

В формирование образа движущегося  объекта включены факторы:

- предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение;

- специальные типы     мозговых    клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения;

- сигналы обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта.

Относительно        последнего   фактора следует отметить, что   он не является решающим.   Это подтверждается тем, что :

- человек способен воспринимать движения двух объектов, перемещающихся в противоположных направлениях, но глаза не могут сопровождать их одновременно;

- восприятие движения может возникать и при его отсутствии в виде так называемого стробоскопического эффекта, при котором соседние неподвижные объекты освещаются проблесковым светом (так, если в гирлянде лампочек осуществлять  поочередное их включение  и выключение  через интервал от 30 до 200 мс, то создается картина перемещающейся световой точки);

- движущимся кажется тот неподвижный объект, который воспринимается   фигурой на движущемся относительно его фоне - это так называемый эффект индуцированного движения   (так, на фоне движущихся облаков неподвижная луна воспринимается как перемещающаяся);

- перемещение изображений объекта на сетчатке глаза не является признаком движения этого объекта (при ходьбе по узкому коридору изображения дверей кабинетов перемещаются на сетчатке, однако это не соответствует действительности, так как двери остаются неподвижными).

Движущиеся     объекты лучше     воспринимаются     боковым   зрением .

Восприятие    времени не было даровано  человеку природой.  В процесс  формирования     условных  рефлексов восприятия  времени включены   многие физиологические и психологические механизмы. Это, в частности :

- ритмические процессы в коре головного мозга (чередование сна и бодрствования в соответствии с чередованием времени суток и общей освещенности, смена процессов возбуждения   и торможения), эти своеобразные «биологические часы»;                                                                         

- чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы;

- циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания.

На восприятие времени человеком         оказывают влияние:

- его эмоциональные переживания (например, за приятной работой время «пролетает» быстро, а томительное      ожидание его «растягивает»);

- некоторые фармакологические средства, влияющие на      вегетативную систему человека;

- индивидуально-личностные свойства человека (например, для холерика время движется быстрее, а для флегматика медленнее, что используется в некоторых диагностических процедурах);

- специальные тренировки (хороших результатов в оценке малых отрезков времени можно достичь в результате недельной тренировки; с возрастом оценка времени становится более точной).

Интересно,   что воспоминания    человеком  событий прошлого подчиняются         противоположным       закономерностям по сравнению   с восприятием    продолжительности текущих    событий. Так, события  прошлого,  наполненные    активной,  интересной  жизнью,  воспринимаются  как более продолжительные.            События  «серого» периода жизни -  как менее продолжительные.

 

Выводы по теме – таким образом, можно выделить монокулярные и бинокулярные признаки глубины как одного из основных параметров восприятия пространства. А в вопросах восприятия движения и времени накоплено больше фактов, чем теоретических объяснений этих феноменов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные монокулярные признаки глубины.

2. Назовите бинокулярные признаки глубины.

3. Что влияет на восприятие времени человеком?

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн.1. Общие основы психологии
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  3. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  4. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания /Под ред. В.В.Петухова, Ю.Б.Дормашева, С.А.Капустина. М., 1998.

· Креч Д., Крачфилд P., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С.  210-214

· Р. Грегори Зрительное восприятие движения. С.  206-209

· Дж. Гибсон Экологический подход к изучению восприятия. С. 221 –229

· Р. Вудвортс Зрительное восприятие глубины. С. 196-204 

5. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу Ощущение и восприятие/ Под ред. С.А.Капустина, А.Н.Гусева. М., 1999.(Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Механизмы стерозрения. )


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!