Раздел 3. Отдельные виды восприятия и перцептивные искажения. Представление как познавательный процесс (8 ч.)



Тема 5. Восприятие пространства, движения, времени (2 ч.)

Цели –познакомить студентов с механизмами восприятия пространства, движения, времени

Задачи –описать монокулярные и бинокулярные признаки глубины, познакомить с системами восприятия движения, рассмотреть механизмы восприятия времени

Вопросы –

  1. Монокулярные признаки глубины.
  2. Бинокулярные признаки глубины – стереопсия
  3. Восприятие движения и времени

 

1. Монокулярные признаки глубины

Один из более сложных аспектов восприятия - наша способность чувствовать глубину. Сетчатка получает информацию в двух измерениях (длина и ширина), но мозг переводит эту информацию в трехмерное восприятие. Он делает это, используя как монокулярные признаки (для, которых нужен только один глаза), так бинокулярные признаки (для, которых нужны оба глаза). Существует также разделение на изобразительные (статические, графические) и физиологические (структурные) признаки. Первые называются так, потому что их используют в изобразительном искусстве, для того что бы передать расстояние до того или иного объекта, признаки второго вида требуют участие наших физиологических механизмов в оценке расстояния и связаны с различного рода изменениями хрусталика и изменениями положения глаз. Сначала рассмотрим монокулярные признаки.

Оценка относительного расстояния объектов является ключевым в восприятии глубины. Многие признаки расстояния требуют только одного глаза и они поэтому классифицируются как монокулярные признаки глубины. Например, параллельные линии, например рельсы железной дороги, кажутся сходящимися вместе, когда они отдаляются. Это явление называется линейной перспективой, и мы уже рассматривали, что признаки расстояния, которые это обеспечивают, могут приводить к иллюзии величины. Художники часто используют ее в своих картинах, чтобы создать эффект глубины.

Рисунок 17 -  Линейная перспектива

Уменьшение величины - другая подсказка расстояния; так как объекты отдаляются от нас, они проецируют меньшее изображение на сетчатку. Чем дальше объект, тем меньший образ на сетчатку он отбрасывает. В данной подсказке важную роль играет наше знание о реальной величине объекта. Например, мы знаем реальную величину окружающих нас объектов – домов, деревьев и на основании этого и их отображения на сетчатке наш мозг делает суждение о расстоянии до них.

Высота объекта в горизонтальной проекции – объекты, которые выше в горизонтальной проекции кажутся дальше. Например, корабль, на расстоянии пяти миль берега выглядит в более высокой плоскости и ближе к горизонту, чем тот, который находится только в одной миле от берега. На этом основаны некоторые иллюзии восприятия.

 

 

Рисунок 18 - Высота объекта в горизонтальной проекции

Текстура - четвертая подсказка, потому что текстура или строение объекта кажется более гладкой при увеличении расстояния.

Рисунок 19 - Текстура

Кроме этих подсказок расстояния, имеются две другие важные монокулярные признаки глубины. Во первых - паттерны света и тени. Здесь мы анализируем расположение источника света и тени, которые бросают друг на друга объекты. Светлые объекты, кажутся ближе, затененные объекты кажутся дальше, корме того информация о паттернах света и тени дает представление о кривизне поверхности. Так же как и линейная перспектива данная подсказка часто используется художниками.

Четкость – мы воспринимаем ближние объекты как более отчетливые, чем дальние объекты. Поэтому в туманные дни расстояние до объектов кажется больше.

Наконец, так как объекты находящиеся ближе к нам могут скрывать от нашего взгляда часть более отдаленных объектов, взаиморасположение объектов относительно друг друга также дает информацию о расстоянии и глубине.

Рисунок 20 - Взаиморасположение объектов

Другой подсказкой расстояния является атмосферная перспектива, отдаленные объекты мы видим в синих оттенках, так как более длинные красные волны сильнее рассеиваются в атмосфере, чем более короткие синие.

Еще одна подсказка глубины – аккомадация, изменение формы хрусталика, при фиксации на боле ближних или более дальних объектах. При фиксации на ближних объектах хрусталик сжимается, при фиксации на дальних объектах хрусталик удлиняется. Далее информации об изменении формы хрусталика обрабатывается в коре головного мозга. И на основе этой информации и информации полученной о размере изображения, проецируемого на сетчатку, делается вывод о расстоянии до объекта.

Некоторые из наиболее интригующих перцептивных искажений достигаются при использовании монокулярных подсказок глубины, чтобы нарисовать фигуру или сцену, отдельные части которой имеют смысл, но полная организация "невозможна" в терминах существующих перцептивных схем, например невозможный треугольник и вилка дъявола. В данном случае, наш мозг извлекает информацию о глубине из отдельных особенностей объектов, но когда эта информация собирается и согласовывается с нашими существующими схемами, объект, который получается в результате просто не имеет смысла. "Вилка дьявола", например, не могла бы существовать в нашем мире. Это - двухмерное изображение, содержащее парадоксальные признаки глубины. Ваш мозг, однако, автоматически интерпретирует ее как трехмерный объект и согласовывает с внутренними схемами вилки, в действительности слабо пригодными.

       

Рисунок 21 - Невозможные фигуры – "Треугольник" и "Вилка дьявола"

Важной подсказкой глубины является двигательный паралакс,это - нормальный паттерн стимуляции точек различной глубины, когда мы перемещаем голову, изображение ближних точек, перемещается по сетчатке быстрее, чем изображение дальних точки. Двигательный паралакс проявляется на следующим примере: допустим мы едем на поезде и фиксируем свой взгляд, на каком-либо объекте. Объекты находящиеся ближе точки фиксации будут казаться двигающимися назад и, чем ближе объект, тем быстрее он будет двигаться. Объекты позади точки фиксации двигаются в том же направлении, что и мы и чем дальше объект, тем медленнее он двигается.

Рисунок 22 - Двигательный паралакс

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!