Генетическая классификация ощущений



В 1920 году английский невролог X. Хэд предложил эволюционную классификацию сенсорных процессов или генетическую.

Основа генетической классификации ощущений – сложность их организации, которая зависит от этапов эволюции, на которых они возникают. По предложению английского невролога Хэда исследователи выделяют две формы или два уровня ощущений - примитивные - протопатические и сложные - эпикритические.

Под протопатическими греч. протос - ранний, патос - пе­реживание) ощущениями принято понимать те наиболее древние формы ощущений, которые еще не носят объективного дифференци­рованного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью предметы внешнего мира, они носят непосредственный харак­тер, далеки от мышления и их нельзя разделить на четкие кате­гории, которые можно было бы обозначить определенными обобщен­ными терминами. Интероцепция, например, представляет собой пол­ностью протопатическую чувствительность.

Под эпикритическими ощущениями (греч.высший, поверхност­ный, подвергающийся сложной переработке) понимаются наиболее высокие виды ощущений, которые не носят субъективного характера, отделены от эмоциональных состояний, имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным интеллектуальным процессам. Например, сетчатка имеет два измерения, но мы видим мир трехмерно, для того что бы это происходило информация проходит сложную переработку, которая включает анализ текстуры, анализ паттернов света и тени, анализ четкости объектов и т.д. Этот вид ощущений возник на более поздних этапах эволюции. Самым яр­ким примером этой категории являются зрительные ощущения.

В работе каждого органа чувств есть как протопатический так и эпикритический элемент. Соотношение протопатических и эпикритических компонен­тов в разных видах чувствительности, естественно, оказывается различным. Например в зрении протопатический компонент проявляется в том, что мы воспринимаем цвета как теплые и холодные а эпикритические компонент представлен тем, что мы воспринимаем группы цветов, которые могут быть обозначены обобщающими по­нятиями "красный", "желтый", и т.д. На схеме изображены соотношения протопатического и эпикритического компонента внутри пяти основ­ных видов экстероцепции. Из схемы видно, что более молодые дистантные виды чувствительности связаны, главным образом, с эпикритической чувствительностью

 

Рисунок 1 - Соотношение протопатического и эпикритического компонентов для пяти основных видов экстерорецепции

Феномены восприятия

Ф.Х. Олпорт выделяет следующие 6 свойств или феноменов восприятия:

Сенсорное свойство - сен­сорные качества и количественные измерения. Примеры качеств восприятия - красный цвет, музыкальный тон, переживания давления, тепла или холода и т.д. К количественным характеристикам (измерениям) относится протяженность (каж­дое качество охватывает определенную область про­странства), интенсивность (сила) и временные характеристики ощущения (длительность). Феномены данного класса в большей степени зависят от свойств стимула и в меньшей степени от свойств наблюдающего субъекта.

 Конфигуративное свойство - феномен, связанный в основном с конфигурационными качествами воспринимаемых вещей — их формой, контуром, группи­ровкой и т. п. Феномены это­го класса кажутся еще в меньшей степени детерминиро­ванными стимуляцией и в большей степени — процесса­ми организма. Мы имеем тенденцию организовывать стимулы как центральную или переднеплановую фигуру и фон, именно эта особенность является основой конфигуративного свойства. Существует большое число правил, определяющих, какая часть будет фигурой и какая фоном, эти правила мы рассмотрим позже, когда будем говорить о гештальт теории восприятия, разрабатываемой в рамках гештальт психологии. Один из примеров таких правил – закон близости, согласно которому элементы, которые расположены рядом с друг другом, скорей всего, воспринимаются как части одной и той же фигуры. Главный постулат гештальт подхода – это целостность восприятия, само слово гештальт с немецкого переводится как целое.

Константность – свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство его характеристик при изменении условий восприятия. Олпорт приводит следующий пример константности, предположим, что нам предъявляется круг­лый диск сначала во фронтальной плоскости, где он, ко­нечно, кажется круглым, а затем в наклонной плоскости, так что его проекция на сетчатке приобретает эллиптиче­скую форму. Все же мы склонны и при этих условиях ви­деть диск круглым, а не эллиптическим. Этот феномен так же обнаруживается при восприятии вели­чины на различных расстояниях, а также цвета и яркости при различных условиях освещения. Константность восприятия связана с прошлым опытом.

Выделяются три основных типа константности:

1. Константность объектов.

1) Константность размера. При увеличении расстояния до объекта, уменьшается величина его сетчатого изображения, но мы воспринимаем его размер как постоянный, это происходит благодаря тому, что наша зрительная система при оценке размера объекта учитывает расстояние до него. Константность восприятия величины - чрезвычайно важная основа перцептивных гипотез. Даже если величина объекта изменяется на нашей сетчатки с изменением расстояния, наше восприятие размера остается постоянным. Когда мы летим на самолете, например, мы знаем, что машина внизу на шоссе не являются размером с игрушку. Кроме того, мы учимся, использовать подсказки расстояния, чтобы оценивать величину объектов.

2) Константность формы – относительное постоянство воспринимаемой формы объекта, несмотря на изменения ориентации.

2. Константность свойств объектов.

1) Константность восприятия яркости – яркость сетчатого изображения зависит от двух вещей, во первых, общая освещенность(лампа, солнечный свет) ,во вторых, количество света отражаемого той или иной поверхностью. Но несмотря на изменения освещенности яркость объекта остается неизменной. Константность яркости происходит, потому что отношение интенсивности света между объектом и тем, что его окружает обычно постоянно. Актуальная яркость света, которая освещает объект, не имеет значения, пока свет одной и той же интенсивности освещает, и объект и то, что его окружает.

2) Константность цветов и оттенков – неизменность цветов и объектов при изменении освещенности.

3. Константность отношений объектов.

1) Константность положения – объекты кажутся нам неподвижными, несмотря на наше собственное движение.

2) Константность направления – несмотря на движение глаз, положение объекта относительно нашего тела остается неизменным. Константность направления связана с эгоцентрической локализацией – способностью локализовать внешние объекты, относительно нашего тела.

Константность восприятия величины - чрезвычайно важная основа перцептивных гипотез. Даже если меняются условия наши представления о характере стимула остаются неизменными. Но иногда наша перцептивная система может ошибаться, так происходит в случае иллюзий восприятия.

Система от­счета в восприятии свойств – зависимость восприятия от субъективных шкал (критериев) оценок испытуемого, проявляется в условиях задачи абсолютной оценки отдельных стимулов упорядо­ченного ряда. Например, одни звук нам кажется громким, другой - тихими, одни цвет - ярким, другой - тусклым.

Предметность восприятия заключается в том, что вещи и события предстают пе­ред нами не просто как качества, свойства или формы, по именно как вещи и события. Выделяются два аспекта предметности восприятия:

1. Мы воспринимаем наши образы как реально существующие объекты, обладающие определенными физическими качествами, мы не сомневаемся, что за образами стоят объекты.

2. Мы воспринимаем объекты в их значении. Значение— это не только то, что связано с конфигурацией или це­лостностью объекта с его величиной, яркостью и т.д., это также и опыт в отношении данного объекта. То есть значение связано не только с восприятием, но с и памятью, мышлением

Установка восприятия - феномен избирательности и пристрастного отношения наблюдателя к тому, что он воспринимает. В первых трех категориях — в сенсорных качествах и измерениях, в свойствах конфигурации и константно­сти — мы описывали свойства восприятия, общие всем людям. В четвертой и пятой категориях также были от­мечены черты, вероятно присущие всем людям, имеющим нормальный опыт, данное же свойство связано с индивидуальными различия­ми, а также с различными состояниями одного индивида. Особенно сильно установка проявляется в неопределенных и двусмысленных ситуациях. Яркий пример влияния установки на восприятие, когда надгробная плита ночью на кладбище принимается наблюдателем за призрак. Способ восприятия неопределенных или двусмысленных ситуаций может до некоторой степени определяться индивидуальными осо­бенностями наблюдателя — факт, используемый в тестах Роршаха для диагностики личности.

Выводы по теме – мы познакомились с познавательными процессами базового уровня – ощущением и восприятием, без них невозможно протекание познавательной деятельности. Были рассмотрены основные характеристики ощущения и феномены восприятия, представлены основные классификации ощущений.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение ощущения и восприятия, сравните данные феномены, приведите примеры ощущения и восприятия.

2. Назовите основные характеристики ощущений. Приведите примеры.

3. Назовите феномены восприятия по Олпорту.

4. Какие виды константности можно выделить. Приведите примеры.

Список литературы


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!