Объектно-ориентированные теории восприятия



Структуралистская теория восприятия - Э. Титченер

Лидерами структурализма были Вундт – в Германии и Титченер – в Англии. Структурализм получил своё название потому, что сознание по его модели - это структура, состоящая из элементов. В структурализме отправной единицей анализа восприятия является  ощущение.

Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу сознания. Вундт говорил, что эмпирически выделить чистое ощущение крайне трудно. Но Эдвард Титченер разработал технику выделения чистых ощущений. Эта техника получила название аналитическая интроспекция - внутреннее восприятие подготовленным субъ­ектом осознаваемых им психических процессов. Чтобы быть аналитичными, должны быть внимательными и точно сооб­щать лишь ощущения в чистом виде. Мы должны избегать стремления примешивать к сообщению, относящемуся к опы­там, лишние сведения. Так, например, смотря черный предмет его нельзя назвать черным, если мы стремимся к точному описанию наших ощу­щений.

Структуралисты тесно смыкались с психофизикой. Психофизика - это единственный случай, когда связь между стимулом и ощущением может быть изучено количественно. Субъект сводился к психологии ощущения, которое вызывает стимул. Это положение и исследовала психофизика.

Основной тезис этой теории – образ восприятия есть результат процесса суммации отдельных элементов. Эти элементы представляют собой, во первых, ощущения, во вторых, следы этих ощущений или образы памяти. Ощущение – элементарный образ, который характеризуется наличием сенсорного качества, возникающего при воздействии на органы чувств отдельных видов физических энергий. Главная характеристика ощущения –сенсорное качество (протяженность во времени и пространстве и интенсивность). Образ памяти –след ощущения, который отличается от него лишь меньшей отчетливостью. Суммация ощущений происходит по некоторым законам, которые определяются работой центральной нервной системы.

Процесс восприятия, таким образом, протекает в виде двух последовательных стадий:

1. Возникновение элементарных ощущений и образов памяти.

2. Суммация элементарных ощущений и образов памяти по законам работы нервной системы.

Данная теория объясняет, главным образом, такой феномен восприятия, как сенсорное качество, в меньшей степени, феномен конфигурации, константность и еще в меньшей предметность. Стимул в этой теории – сумма отдельных видов физической энергии.

 

Гештальт теория восприятия

Главные представители – немецкие психологи – М. Вертгаймер, В.Келлер и К.Коффка. Слово Гештальт можно перевести как «целое» или «организованное». Гештальт подход был противоположен тому, который придерживались структуралисты; вместо того, чтобы пробовать, чтобы разложить сознание на основные элементы, Гештальтпсихологи утверждали, что наше восприятие и другие умственные процессы организованы так, что целое представляет не только нечто большее, но также полностью отличается от суммы частей.

Гештальттеория первоначально строилась как оппозиция структурализму. Они выдвинули следующие замечания структуралистам. Образ – это целостное образование, неразложимое на части. Мы воспринимаем мир, как фигуры, расположенные на фоне, фигура – есть целостная единица восприятия, не разложимая на части. Процесс восприятия – это не процесс суммации ощущений, а процесс динамической перцептивной организации предметов, которые находятся в поле восприятия в единое целостное образование. Целое больше, чем сумма частей. Вместо структурного принципа – динамический принцип перцептивной организации

Главный принцип гештальттеории – это целостность восприятия по другому этот принцип называется закон хорошей фигуры (прегнантности), который означает, что наше восприятие будет настолько "хорошим" (целостным), насколько позволяют данные стимульные условия. Используя закон прегнантности как организующую идею, Гештальт психологи разработали принципы восприятия. Гештальт теоретики подчеркнули важность отношения фигуры и фона. Мы имеем тенденцию организовывать стимулы как центральную или переднеплановую фигуру и фон.

В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона:

1. Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура.

2. Фигура является центром субъективного опыта.

3. Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам.

4. Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют.

5. Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фон.

Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур - всегда часть фигуры, но не фона.

Рисунок 3 - Реверсивная фигура "Профиль-свеча"

Другой пример такой фигуры показывают кролика смотрящего в право или утку смотрящую в лево.

Рисунок 4   - Реверсивная фигура "Утка-кролик"

Очень интересна следующая реверсивная фигура, которая показывает либо старуху в профиле, либо девушку, которая почти что отвернулась.

Рисунок 5  - Реверсивная фигура "Девушка-старуха"

Тенденция организовывать зрительное поле в целостную фигуру и фон проявляется на примере конкретных законов восприятия.

1) Согласно закону сходства, когда части фигуры схожи, они будут восприниматься как включенные в единый образ. Например, большинство людей непосредственно воспринимают точки на рисунке как два треугольника, сформированные кругами различного размера

Рисунок 6 - Закон сходства

2) Согласно закону близости, элементы, которые расположены рядом с друг другом, скорей всего, воспринимаются как части одной и той же фигуры.

Рисунок 7- Закон близости

3) Согласно закону завершенности, люди имеют тенденцию завершать незавершенные контуры фигуры или заполнять отсутствующие части в неполной фигуре, так, чтобы, что они выглядели как нечто более целое чем то, чем они на самом деле являются.

Рисунок 8 - Закон завершенности

Закон завершенности заставляет нас добавлять отсутствующие контуры. Фигуры с иллюзорным контуром демонстрируют его действие. На рисунке мы видим контур квадрата, которого на самом деле нет.

Рисунок 9- Иллюзорный контур

4) Наконец, закон непрерывности утверждает, что люди связывают отдельные элементы, так что они формируют непрерывную линию или образ, который имеет смысл. Элементы образующие плавное направление имеют тенденцию восприниматься вместе. Иллюстрирует это спираль Фрезера, которая на самом деле вообще не является спиралью! В этом можно убедиться, если проследить карандашом по любой из окружностей, составляющих спираль.

Рисунок 10 -  Спираль Фрезера

Закон непрерывности иллюстрируется так же следующей фигурой.   

Рисунок 11- Закон непрерывности

Этот паттерн можно представить, как серию отдельных полуокружностей, но так как стимулы плавно перетекают в друг друга мы воспринимаем их как прямую и синусоиду.

5) Общая судьба. Элементы, которые двигаются или меняются вместе будут восприниматься как целое.

6) Объективная установка. Однажды воспринятая организация имеет тенденцию видеться в сходных организациях, непосредственно следующих за ней. Если мы что-либо восприняли как фигуру, то в дальнейшем мы с большей вероятностью воспринимаем этот же объект как фигуру, а не фон.

Недавно, Ирвин Рок и Стефан Пальмер (1990)предложили два дополнения к Гештальт законам группировки восприятия.

7) Общая область ведет к тенденции группировать элементы, которые расположены в одной и той же перцептивной зоне.

Рисунок 12- Закон общей области

8) Связанность, которая может быть, наиболее элементарный принцип группировки всего, ведет к сильной тенденции зрительной системы воспринимать любую однородную, связанную область, например точки, линии или более сложные объекты, как отдельную единицу.

Рисунок 13 - Закон связанности

В законах речь идет о динамике организации, о взаимодействии сил, которые есть в зрительном поле и которые осуществляют работу по организации фигур. Понятие перцептивных сил – так же одно из центральных в гештальт подходе. Существуют два типа перцептивных сил, которые действуют в противоположенном направлении:

1. Связывающие силы.

2. Сдерживающие силы.

Наиболее ярко работа этих сил проявляется в случае реверсивных фигур. Когда фон становится фигурой происходит ее расширение, происходит реорганизация перцептивных сил. Для объяснения подобных феноменов гештальтпсихологи использовали принцип изомрофизма, согласно которому процессы которые происходят в сознании подобны тем, что происходят в нервной системе. Когда на органы чувств осуществляется воздействие мозг реагирует на него как целое. В нервной системе образуются различные поля возбуждения, с различными величинами потенциалов, так как мозг является электролитом, то между этими полями возбуждения начинается силовое взаимодействие. Подобное силовое взаимодействие мы наблюдаем и в восприятии при фигурообразовании.

Гештальттеория, главным образом, объясняет феномен конфигурации, внешнее воздействие – это сложные потоки физической энергии. Процесс восприятия - это процесс динамической перцептивной организации, природа которого объясняется через существование изоморфизма.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!