Основные характеристики ощущений



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)

Школа гуманитарных наук

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Общая психология »

370301 - «Психология»

 

г. Владивосток

2012


Модуль 1. Ощущение и восприятие как познавательные процессы (20 ч.) 

Раздел 1.Общее представление об ощущении и восприятии. Теории восприятия    (8ч.)

Тема 1. Общее представление об ощущении и восприятии (4 ч.)

Цели –выработать у студентов целостное представление о сущности категорий ощущение и восприятие в психологии

Задачи –познакомить студентов с сущностью процессов ощущения и восприятия как познавательных процессов, познакомить с характеристиками ощущения и феноменами восприятия и с основными классификациями ощущений, описать методы исследования ощущений и восприятия.

Вопросы -

  1. Понятия ощущение и восприятие
  2. Основные характеристики ощущений
  3. Классификации ощущений
  4. Феномены восприятия

 

Понятия ощущение и восприятие

Когнитивная психология (или психология познавательных процессов) – это область психологии, которая изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранит­ся в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознава­ния образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мыш­ления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая актив­ность характерна для всех живых организмов, и в осо­бенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психо­логии, а теории познания являются психологически­ми теориями. Согласно программе в рамках общей психологии познавательных процессов рассматриваются ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь.

В настоящее время в когнитивной психологии преобладает так называемый информационный подход, который предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над вход­ной информацией.  

Предполагается, что реакция на событие является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информа­ции, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суж­дение и формирование высказывания). На каждый этап поступает информация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции. Поскольку все компоненты модели перера­ботки информации так или иначе связаны с другими компонентами, труд­но точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних сти­мулов.

На когнитивную психологию сильно повлияла кибернетика и многие термины, используемые в рамках этого направления, пришли именно оттуда. М.Веккер приводит следующее обще кибернетическое определение понятие информации – "воспроизведение множеством состояний ее носителя пространственно-временной упорядоченности множества состояний ее источника, воздействующего на носитель." Структурной единицей информации является сигнал– форма модели или паттерн организации, который воплощается в определенном физическом процессе. Сигнал всегда существует на фоне шума или помех, шум можно определить как нарушение адекватной своему источнику упорядоченности множества состояний носителя. Соответственно выделение сигнала из шума есть основная проблема передачи информации.

Согласно Р.Солсо современная когнитивная психология заимствует теории и методы из десяти основных областей исследований:

1. Восприятие.

2. Распознавание образов.

3. Внимание.

4. Память.

5. Воображение.

6. Языковые функции.

7. Психология развития.

8. Мышление и решение задач.

9. Человеческий интеллект и искусст­венный интеллект.

В некотором смысле, ощущения и восприятия так тесно связаны, что их трудно отделить, стимулы, которые мы получаем через наши органы чувств, мгновенно организуются и объединяются в переживания, которые мы относим к восприятию.

В учебнике "Психология" Рональда Смита ощущение определяется как процесс обнаружения стимула, посредством которого наши органы чувств преобразовывают стимулы окружающей среды в нервные импульсы, которые посылаются к мозгу. Восприятие- "осмысление" того, что наши органы чувств сообщают нам - активный процесс организации входящих стимулов и придания этому смысла.

В учебнике "Ощущения, восприятие" Корена, Порака и Варда даются следующие определения: Ощущения- простое переживание связанное со стимулом, восприятие- переживание объекта и его отношений.

 Так как наши мысли, чувства и поведение - ответы на то, что мы воспринимаем как реальность, ощущения и восприятия связаны по сути с любым разделом психологии.

То, как мы переживаем реальность – далеко не зеркало внешнего мира. Наша нервная система перерабатывает, организовывает и дает значение физическим стимулам, которые воздействуют на наши органы чувств. Под воздействием стимула происходит электрохимическая реакция рецепторов, соответствующая им стимуляция нейронов и передача стимулов мозгу, который создает продукт, называемый восприятием. Восприятие - активный и творческий процесс, одна и та же сенсорная входящая информация может быть воспринята по разному в разное время, в разных ситуациях.

Вопрос о том, где кончается ощущение и начинается восприятие является одним из важных вопросов когнитивной психологии. Иногда эти две меры реальности, "объективная" и воспринимаемая, не совпадают, например, в случае ил­люзий восприятия.

Видимо, обнаружение и интерпретация реальности определяются как энергией стимула, воздействующего на органы чувств, так и предшествующим опытом. На уровне ощущений ин­формация очень конкретна, тогда как на уровне восприятия происходит ее абстрагирование и интерпретация. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем (в абстрактном смысле) и тем, что мы чувствуем (в конкрет­ном смысле).

 

Основные характеристики ощущений

Как уже упоминалось, наши воспринимающие приборы специа­лизировались на выделении только некоторых воздействий и ос­таются невосприимчивыми к другим воздействиям (например, мы не реагируем на ультразвук или инфракрасные или ренгеновские лучи).

 Подобно другим частям нашего тела, наша сенсорная система адаптирована к миру, в котором мы живем и к нашим жизненно важным потребностям. В каждый момент времени, на нас воздействуют миллионы стимулов. По этой причине, главный принцип действия нашей сенсорной системы - упростить! Ощущать то, что является важным на данный момент!

Входящая сенсорная информация упрощается двумя главными способами. Первый способ - это селективность наших сенсорных систем. То есть каждая сенсорная система предназначена, для того чтобы выбирать лишь определенные единицы информации из всех стимулов и отбрасывая все остальное.

В процессе эволюции эволюционировала и сенсорная система человека. Мы ощущаем только то, что нам надо ощущать для нашей жизнедеятельности. Наше восприятие внешней реальности фрагментарно – наши сенсорные системы представляют собой каналы открытые для определенных сторон внешней реальности и наши знания о реальности неизбежно ограничены, реальность нашего непосредственного мира гораздо более разнообразна, чем мы это ощущаем. Наше понимание мира, наше поведение во многом определяется именно теми сторонами реальности, которое мы способны воспринимать. Представьте как изменился бы наш -взгляд на "реальность", если бы мы могли "видеть" в инфракрасном диапазоне, но не могли бы "видеть" обычно видимую часть спектра? Как бы это сказалось на истории, на торговле, моде, философии — на всем обществе, наконец? Самое главное — как бы это повлияло на наши представления о реальности?

Другой способ упрощения информации – то, что сенсорные системы специфически предназначены, для того что бы отвечать на изменения в стимуляции. Уменьшение активности сенсорных нейронов в ответ на постоянные стимулы называется сенсорной адаптацией. Если, например, вы ныряете в плавательный бассейн, вода может ощущаться холодной только сначала, потому что температурные рецепторы вашего тела отвечают на изменение в температуре. Через некоторое время, однако, вы привыкнете к температуре воды. Потом, когда вы выходите из воды и принимаете душ комнатной температуры, вы будете чувствовать его намного более теплым, чем если бы приняли его перед бассейном.

Адаптация происходит во всех сенсорных модальностях, включая зрение. Тогда вы бы могли задаться вопросом, почему объекты просто на просто не исчезают из поля зрения, когда мы смотрим на них не перемещая взгляд? Причина этого в том, что существуют непроизвольные микро движения глаз. которые делают изображение, перемещающимся относительно сетчатки. Если бы не было этих движений, изображение исчезало бы через некоторое время, как происходит с ощущением холода в плавательном бассейне. Р.М.Питард (1961), изобрел метод позволяющий удерживать изображение в постоянном положении на сетчатке. Он приложил крошечный проектор к контактной линзе, используемой испытуемыми. Когда изображение проектировалось через линзу на сетчатку, испытуемые сообщали, что изображение которое сначала появилось во всей своей полноте через некоторое время начинало исчезать и вновь появляться как часть первоначального изображения. Когда стимулами были слова, изображения, которые вновь появлялись и потом исчезли, имели тенденцию быть значимыми новыми словами, которые являлись частью старого слова, это показывает что смысл, извлекаемый из первоначального стимул влияет, на то, что испытуемые воспринимали. Перцептивная система активно строит и организовывает наше восприятие сырого входного стимула.

Адаптация освобождает наши органы чувств для реагирования на информативные изменения в окружающей среде. Такие изменения, вероятно, будут важны для нашего выживания, так что явление адаптации, как и селективность демонстрирует то, что принципы ощущения тесно связаны с витальными потребностями.

Кроме селективности и адаптации выделяются так же такие характеристики ощущений как:

1. Взаимодействие.

2. Сенсибилизация.

3. Контраст

4. Синестезия.

5. Пороги чувствительности.

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой. Например, слабые вкусовые раздражители (кислые) повышают зрительную чувствительность. Взаимное влияние обнаружено между звуковыми и зрительными ощущениями. На этом строятся эффекты цветомузыки.

Сенсибилизация- усиление чувствительности под воздействием внешних или внутренних факторов, к внутренним факторам может относится физиологическое состояние организма, к внешним – взаимодействие ощущений, например усиление зрительного ощущения под влиянием слухового.

Контраст - изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя. Например, ощущение кислого повышает чувствительность к слад­кому, после холодного слабый теплый кажется горячим, зеленый цвет на красном фоне кажется более насыщенным.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной мо­дальности ощущений другой модальности. Например, цвет может вызывать ощущение тепла (красный) или холода (синий) и т.д. Некоторым людям особенно сильно свойственны синестетические ощущения. Одного из таких людей изучал русский физиолог А.Р. Лурия(1968). Этот человек был довольно успешным композитором и музыкантом, чья жизнь была бесконечным потоком перемешивающихся ощущений. Например, когда Лурия попросил его сообщить, что он испытывает слушая, произведенные с помощью электроники музыкальные звуки различной высоты, то звук с частотой 30 колебаний в секунду вызывал зрительный образ полос цвета потускневшего серебра. Чуть более высокий звук вызывал коричневую полосу с красными гранями и сладко-кислым вкусом. Синестетическое смешение ощущений уникально. Тот же самый звук может переживаться как зеленый и острый одним человеком и как коричневый и приятный другим, не заставляет ли это задаваться вопросом, является ли зеленый цвет одного человека таким же как зеленый другого человека?

Пороги чувствительности. Различают два вида порогов чувствительности: абсолютный порог и порог различения. Наименьшая сила раздражителя, при котором впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним порогом абсолютной чувстви­тельности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует раздражение данного вида (модальности), называется верхним порогом абсолютной чувствительности Самое маленькое различие между двумя стимулами, которое люди могут чувствовать, называется порогом различения или едва ощутимым различием.

Пороги относятся к количественной характеристике ощущений, исследованием порогов занимается такая область психологии как психофизика.

Классификации ощущений


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!