Джаганандана Пандит – Према виварта 7 страница



 

Шри нарада увача

Ке те ’парадха випендра намно бхагаватах крита

Винигхнанти нринам крийам пракритам хй-анайанти ча

 

О, Санаткумара, мой дорогой духовный учитель, пожалуйста, перечисли различные оскорбления Святого Имени Господа. Воспевание Сятого имени – это главная обязанность и религиозная деятельность дживы, ее конечное прибежище. Начинающему преданному следует принять все меры предосторожности, чтобы не упасть в майу из-за оскорблений. Вследствие оскорблений преданный может начать думать, что воспевание – это обычная мирская деятельность. Так, лишая себя истинного блага, он довольствуется лишь скудными материальными плодами, которые приносит ему воспевание.

 

Шри санат кумара увача

Сатам нинда намнах парама апарадхам витануте

Йатах кхйатам катханаму сахате тад вигархам

Шивайа шри вишнор йа иха гуна

Намади сакалам дхийабхиннам пачет са кхалу

Хари-намдхитакарах

 

Санат Кумар сказал: «Попытайтесь понять каждое из десяти оскорблений Святого Имни в отдельности. Тогда вы сможете избежать их. Эта шлока разъясняет два из десяти оскорблений. Избегайте их и пытайтесь воспевать чисто».

Согласно мнению святых вайшнавов, тот, кто принял полное прибежище у Святого Имени, может порвать кандалы материального существования. Такой вайшнав оставил все попытки накопить материальное знание и погрузиться в кармическую деятельность и посвятил себя исключительно чистому воспеванию. Только такие святые достойны распространять Имя Господа. Кришна и Его Святое Имя не терпят никакой критики в адрес таких преданных. Тот ,кто не придает значения серьезности такого оскорбления, повинен в нем так же, как и тот, кто действительно критикует преданных. Поэтому со всем тщанием избегайте оскорбления вайшнавов; напротив, всегда ищите общения с ними, ибо это даст огромную силу в духовной жизни. Имя Кришны, красота, качества и игры – одной трансцендентной природы, и по сути, не отличны от Самого Господа.

Имя Господа и Сам Господь имеют одну трансцендентную, духовную сущность. В материальной природе не существует равнозначных примеров, чтобы проиллюстрировать это. Обрести это духовное знание можно только благодаря философским дискуссиям. Строгая дисциплина, усилия в сочетании с милостью великих святых вайшнавов и гуру – вот два могущественных средства, помогающих живому существу утвердиться в этом знании. До тех пор, пока человек не поймет эту истину, он не сможет освободиться от материального сознания, и его воспевание не принесет желаемого результата – достижения изначальной духовной формы. Напротив, такой преданный будет оставаться на нежелательной стадии воспевания, намабхаса, когда он только очищается от оскорблений. Старайтесь прилежно работать над воспеванием, чтобы достичь лучших результатов. Вы можете достичь высшей цели, лотосных стоп Кришны, воспевая Святое имя чисто. Поэтому избегайте этого оскорбления и полностью предайтесь Святому Имени поскольку по Его милости вам удастся вернуть вашу изначальную, духовную форму (сварупу).

Господь Кришна – это Верховный Абсолютный Господь, повелитель и господин всех остальных властителей. Господь Шива и другие полубоги – Его неотъемлемые части. Имена, тела, энергии полубогов – лишь производные энергии Господа Кришны. Когда человек осознает это, он видит, что Верховный Господь Вишну и Господь Шива – качественно едины, таково мнение Вед. Следует избавиться от этого оскорбления и по неоценимой милости гуру продвигаться по духовному пути. Полубоги не могут занимать положение Верховного Господа.

 

Неповиновение духовному учителю

 

Гуру направляет обусловленную душу к Верховному Господу Хари, Кришне, напоминая ей о ее забытом родстве с Ним. Он также учит ее воспеванию Святых Имен Господа. Для обусловленной души такой совершенный духовный учитель подобен капитану, который ведет корабль ее жизни через океан невежества. Не уважать и не слушаться такого гуру – значит совершать серьезное оскорбление Святого Имени, намапарадху. Ученик, получивший от гуру посвящение в воспевание Святого Имени, ни в коем случае не должен судить о своем Гуру на основе материальных взглядов, таких, как низкое рождение, неумение правильно повторять ведические мантры и т.д. Так поступает только последний глупец и негодяй.

 

Непочтительное отношение к ведическим писаниям

 

Ведические писания, шрути, на основе безупречной логики ясно доказывают трансцендентную природу и безграничную славу Святого Имени и широко проповедуют ее. Поэтому серьезным оскорблением считается критиковать эти писания, или же отдавать предпочтение и прославлять менее разумный путь кармической деятельности, предлагаемый Ведами в разделе карма-канды. Это еще одна разновидность намапарадхи.

 

Считать, что слава Святого Имени воображаема

 

Святые Имена Кришны духовны. Они – вечное бесценное сокровище для джив. Святое Имя находится на трансцендентном уровне. Считать Имя и Его трансцендентные качества плодом воображения – это серьезная намапарадха.

 

Грешить, опираясь на силу Святого Имени

 

Следующая намапарадха – это грешить, опираясь на силу Святого Имени. Из-за подобных взглядов все плоды преданного служения сводятся на нет, и преданный начинает предаваться греху. Поэтому берегитесь этого оскорбления.

 

Давать свои толкования Святому Имени

 

То, что мимолетные наслаждения приходят в результате кармической деятельности – бесспорный факт. Но благодаря повторению Святого Имени с бхакти преданный одаривается безграничными духовными и вечными плодами. Слава Святого имени беспредельна, поэтому толковать Святое Имя на мирской лад, считая Его качества преувеличенными, очень оскорбительно.

Эти пять оскорблений берут свое начало в дремучем невежестве, и их нужно старательно избегать. Только после этого начинающий преданный может привлечь милость Господа и Его Святое Имя, которые помогут ему на духовном пути.

 

Вся благочестивая деятельность материальна

 

Дхарма-врата-тйага-хутади сарва-шубха крийа самйам апи прамадах

Ашраддадхане вимукхе’пй асмвати йас чопадешах шиванамапарадхах

 

Писания, говорящие о системе варнашрамы и религиозных правилах, иногда рекомендуют мирскую деятельность. Пост в новолуние и полнолуние относится к гуне невежества. Принятие санньясы, отшельничество, ежедневные ритуальные жертвоприношения и различные формы практики йоги могут считаться благоприятными, но, фактически, они не духовны.

По сути дела, все эти виды деятельности предназначены для того, чтобы помочь достичь высшей цели, но если у практикующего их отсутствует стремление прийти к высшей цели, Кришне, тогда эта же самая деятельность становится мирской.

 

Воспевание – это цель, и средство

 

С другой стороны, чистое воспевание Святого Имени – совершенная и трансцендентная деятельность, не имеющая ничего общего со всеми вышеупомянутыми формами деятельности. На уровне практики, или садханы, Святое Имя – это единственное средство (упайа) для достижения высшей абсолютной цели, Кришны. Но когда совершенство в воспевании достигается путем упейи, чистого воспевания Святого Имени, тогда само воспевание становится необходимой потребностью, «садхйей». Поэтому и Святое Имя, и путь воспевания – трансцендентны, полностью духовны и непостижимы путем кармических, материальных методов. Следовательно, считать воспевание Святого Имени Кришны равносильным накоплению материального знания, кармической деятельности и другим подобным мирским средствам – это серьезное оскорбление или намапарадха.

 

Давать наставления о воспевании Святого Имени неверующему

 

Еще одна намапарадха – это наставлять тех, кто вследствие недостатка благочестия не смогли развит веры в Святое Имя. Только благодаря благословениям гуру и его наставлениям ученик может очиститься от этих непростительных намапарадх. Лишь тогда у него появится возможность достичь стадии совершенства в воспевании.

 

Шрутвапи нама махатмйам йах прити-рахито’ дхамах

ахам-мамади-парамо намни со’ пй апарадха-крит

 

Даже услышав о безграничной славе Святого Имени из различных писаний, человек может не обнаружить у себя привязанности к Святому Имени. Это происходит из-за материалистического сознания: привязанности к телу и материальным объектам, ложному эго, жажде выгоды, почета и популярности. Тот, кто запутался в грехе, не может оставить все это, поэтому он не пытается повторять Святое имя даже с небольшой искренностью. Такого человека не привлекает общество святых, напротив, он предпочитает общаться с нечестивцами. Он находит счастье в удовлетворении своих бесконтрольных чувств, не прислушиваясь к тихому голосу совести, которая просит его воздержаться. Его низшая природа толкает его на совершение намапарадхи, и он так никогда и не развивает вкуса к воспеванию Святого Имени. Так он лишается права войти в блаженную семью Кришны.

Таковы десять оскорблений Святого Имени, которые не дают человеку принять полное прибежище у Святого Имени, найти спасение и вечный мир.

 

Сарвапарадха-крид-апи мучйате хари-самшрайах

Харерапйапарадхан йах курйад двипадапамшанах

 

Намашрайах кадачит сйат таратй ева са наматах

Намно хи сарва-сухридо хй апарадхат пататй адах

 

Последствия греховной деятельности, страдания и оскорбления дживы – все это сразу же уничтожается, как только она принимает прибежище у Верховного Господа, Хари. В этот момент душа теряет вкус к материальной жизни, и, постепенно освобождаясь от своих оскорблений, присоединяется к семье Кришны, к преданным, лишенным корыстных материальных мотивов. Когда джива проходит у истинного гуру обряд посвящения в воспевание Святого Имени Хари, Кришны, она освобождается от всех своих грехов, совершенных в прошлых жизнях. Затем, если она искренне предается лотосным стопам Кришны, Господь освобождает ее от всех оскорблений, которые она нанесла за бесчисленное количество рождений. Такая душа не нуждается в отдельном искуплении своих грехов (прайашчитте), ибо, просто благодаря посвящению, она освобождается от всех их последствий. Так говорят писания. С момента искреннего предания человека уже не радуют греховные чувственные наслаждения. Его желание к греху слабеет день ото дня, и так он побеждает майу. После этого джива может случайно оступаться и при выполнении преданного служения совершать оскорбления, которые называются севапарадхи. Эти оскорбления не дают очистительной силе преданного служения полностью проявиться. Чтобы нейтрализовать их, необходимо принять прибежище у воспевания Святого Имени в обществе возвышенных вайшнавов. Только тогда Святое имя защитит преданного от севапарадх, а также очистит его от всех прошлых оскорблений. Святое Имя очищает всех от любых грехов и дарует величайшую возможность нести чистое преданное служение Господу Кришне.

 

Необходимо всегда избегать намапарадх

 

Даже если преданный совершает намапарадху не намеренно, он, несомненно, совершает грех и сбивается с духовного пути. Святое Имя – это лучший и верный друг дживы, поэтому совершающий любое оскорбление Святого имени практически никогда не может быть прощен. Следовательно, нужно быть крайне осторожным, стараясь не совершать намапарадхи, и так достичь совершенства в жизни, обретя лотосные стопы господа Хари.

 

Евам нарадха санкарена крипая махйам мунинам парам проктам нама сукхавахам

Бхагавато варйам сада йатнатах йе гййатвапи на варджайанти сахаса

Намапарадхандаса круддха матарамапйа-бходжана-парах кхидйанти те балават

 

«Давным-давно я задал этот же вопрос о намапарадхе Господу Шанкаре в его обители Шивалоке. В присутствии многочисленных мудрецов Господь Шива, восседающий на Горе Кайласа, милостиво просветил меня. «Святое Имя Господа – источник высшего блаженства для дживы. Оскорбление Святого Имени приводит к отчаянию и многочисленным страданиям. Тот, кто желает себе наибольшего блага, должен тщательно остерегаться намапарадх».

Он обязан со смирением обратиться к своему гуру и другим возвышенным вайшнавам, чтобы научиться у них тому, как избегать десяти намапарадх. Необходимо ясно понимать всю серьезность этого и остерегаться этих оскорблений. Тогда очень скоро Святое имя наградит его плодом Кришна-премы. Если, получив наставления в воспевании Святого Имени преданный по своей глупости остается халатным и не избегает намапарадх, его тотчас же накрывает зловещая тень всех десяти апарадх, и он тонет в водовороте страданий. Подобно тому, как непослушный ребенок, который наперекор матери отказывается есть, всегда будет слабым и восприимчивым к болезням, глупец, допускающий при повторении Святого Имени десять оскорблений, не может достичь освобождения, ни счастья.

 

Апарадха-винукто хи намни джаптам садачара

Намнаива тава деварше сарвам шетсйати нанйатах

 

Санаткумара сказал:

 

Йате намапарадхе ту прамаде ваи катханчана

Сада санкиртайен нама тад экашарано бхавет

Намапарадха-йуктани наманйева харантй агхам

Авишранта-прайутани танй евартха-карани хи

 

«Как только человек смиренно предается Святому Имени (которое не отлично от Самого Кришны), все его оскорбления тот час же нейтрализуются. Тем не менее, если по халатности он снова совершает намапарадху, он рискует своим духовным продвижением на пути бхакти. Единственное противоядие от этого – усилить свое воспевание. Необходимо постоянным повторением укрепить свою веру и преданность Святому Имени, и такое искреннее воспевание вновь избавит оскорбителя от апарадхи».

 

Воспевание – это единственное средство

 

«Только одно Святое Имя может излечить от намапарадхи, никакое другое лекарство не подействует. О Нарада Муни, позволь мне объяснить тебе эту важную тему, которая раскрывается всеми Ведами. Попытайся понять эту тему так же, как ты понял Веды».

 

Намаикам йасйа вачи смаранапатхагатам шротрамулам

Гатам ва шуддхам вашуддхаварнам вйавахита рахитам тарайатйева

Сатйам таччеддехадравинаджанаталобхапасандамадхйе

Никшиптам сйаннапхаладжанакам сигхрамеватра випра

 

Если только один раз повторить (без «вайвахита»), вспомнить или услышать Святое Имя Господа всем сердцем, то в момент смерти Святое Имя даст освобождение. Слово «Вйавахита» («скрытое» или «разделенное») в этом контексте имеет два значения. Во-первых, Святое Имя затемняется, если во время повторения слоги отделяются друг от друга паузой; во-вторых, когда Святое Имя повторяется в невежестве, повторяющий слышит только внешнюю, материальную форму Святого Имени. Но когда Святое Имя повторяется с полным осознанием Его природы (например, того, что Имя Господа и Он Сам не отличны друг от друга), тогда проявляется чистое воспевание. Ничего страшного, если дикция, интонация и произношение повторяющего Святое Имя несовершенны. Господь Кришна наделил Святое Имя всеми Своими трансцендентными энергиями, поэтому Имя не зависит от таких условий, как подходящее или не подходящее в время, или совершил ли человек омовение. Просто повторяйте Святое Имя всегда и при всех обстоятельствах. Это самая благотворная деятельность, и она устранит все неблагоприятное.

Только если Святое Имя повторяется в обществе святых преданных, Оно быстро дает хорошие результаты. Из-за тесного общения с атеистами и материалистами джива попадает в ловушку ложных телесных представлений, привязывается к богатству, родственникам, становится жадной и т.д. Все это приводит к «вйавахите» во время повторения, и джива впадает в глубокое смятение. Поэтому первое, что нужно сделать, чтобы идти дальше в сознании Кришны, - это перестать общаться с непреданными. Приняв полное прибежище у Святого Имени, преданный просто должен воспевать. По Своей милости Святое Имя избавит его от невежества и заблуждений; он очистится от оскорблений и испытает чистую радость. Когда груз оскорблений спадет с него, он почувствует в своем сердце первые признаки пробуждение Кришна-премы. Признаки того, кто оскорбительно повторяет Святое Имя – это неискренность, лживость и капризность. Искренний преданный должен избегать такого дурного общения.

 

Идам рахасйам парамам пура нарада шанкарат

Шрутам сарвашубхахарам апарадха ниваракам

Видур вишнвабхидханам йе хй-апарадхапара нарах

Тешам апи бхавен муктих патханад ева нарада

 

Санаткумара сказал: «О, лучший из мудрецов, Нарада, в прошлом Господь Шанкара милосердно открыл мне эту великую тайну о Святом имени. Это знание сразу же устраняет все зло и все страхи и полностью избавляет от намапарадх. Даже оскорбители могут обрести освобождение, если они воспевают Имена Господа Вишну со знанием о Его Верховном положении».

Сварупа Дамодара! Рамананда Рай! Вы должны старательно проповедовать эту скрытую тайну об Имени Господа. У обусловленных душ в Кали-йугу нет иных средств избавления, кроме божественного знания о Святом Имени. В прошлом, в форме стихов Шикшаштаки, Я объяснил это знание, каким его поведал Вьясадева в этих текстах. Поэтому искренне распространяйте это духовное знание, всегда обсуждайте эзотерическую суть Святого Имени и постоянно воспевайте.

 

Молитесь святому Имени под руководством Харидаса Тхакура

 

Что касается молитвы, то никто не достиг здесь большего совершенства, чем Харидас Тхакур. Именно он проповедовал высшую истину о Святом Имени. Он не только проповедовал воспевание Святого Имени, но и практиковал Его, поэтому он – ачарья Святого Имени, или намачарья. Тот, кто повторяет Святое Имя, следуя по стопам Шрилы Харидаса Тхакура, обретет высшее совершенство в воспевании».

 

ГЛАВА 20

Слава Святого Имени

 

Однажды в доме Каши Мишры, Кришнадаса прервал свое долгое молчание и спросил у Господа Чаитаньи: «Позволь задать Тебе вопрос. Пожалуйста, расскажи мне о безграничной и удивительной славе Святого Имени, о которой не знают даже Господь Шива и Господь Брахма».

Господь Чаитанья ответил: «Величие Святого Имени подобно вечно расширяющемуся безбрежному океану. Даже Сам Господь Кришна не знает его пределов, что уж говорить о простых смертных. Я просто повторю то, что сказано в писаниях. Если ты слушаешь с верой, то сможешь освободиться из этого многострадального материального мира.

Святое Имя способно устранить грехи и препятствия. Имя смягчает страдания и устраняет пагубное влияние Кали-йуги. Оно приносит освобождение неисправимым обитателям адских планет и нейтрализует неизбежные последствия злодеяний, совершенных в прошлых рождениях. Святое Имя очищает от оскорблений; Оно – квинтэссенция всех действий и сияет ярче Вед. Священные писания говорят, что воспевание – это величайшая духовная практика, она выше паломничества по святым местам. Святое Имя – всемогуще, Оно приносит повторяющему Его невообразимую удачу – его природа такова, что Оно приводит на уровень божественного счастья. Тот, кто воспевает Святое Имя – не обычный человек, он достоин прославления по всей Вселенной. Святое Имя – единственное средство к достижению освобождения для обусловленных душ, Оно всегда достойно поклонения, поскольку приносит высшее освобождение, достижение верховной духовной обители и дарует воспевающему трансцендентную любовь к Богу, Шри Хари. В шрути и смрити содержатся бесчисленные доказательства верховного положения Святого Имени. Оно – конечная цель всех духовных дисциплин, и в нем состоит главный смысл бхакти (преданного служения).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!