Джаганандана Пандит – Према виварта 5 страница
Тому, кто погряз в плотских наслаждениях, не суждено ощутить вкус любовных отношений с Кришной. Даже образ юного Кришны, играющего на флейте, не может пробудить в нем экстатических духовных эмоций. Такой неудачник считает себя телом и занят только заботой о нем. Когда смерть, внезапная, как удар молнии, настигает его, кто знает, каково будет его следующее рождение? В лучшем случае, он станет насекомым.
С другой стороны, если человеку все же удастся выйти из-под власти материальных чувств, вечно требующих наслаждений, и развить истинный вкус к любовному преданному служению лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа, он сможет непосредственно видеть совершенный облик Господа Кришны. Такая душа с легкостью возвращается назад, в свой вечный дом, чтобы в своем духовном теле наслаждаться играми в лесах Голоки, навсегда порвав любые связи со своим прошлым отождествлением и материальным общением.
Шлока, составленная Господом Чаитаньей
«В Моем сердце нет даже следа любви к Богу. Когда Вы видите Меня плачущим в разлуке, знайте, что это просто игра; Я лишь демонстрирую свою великую удачу. Не видя перед Собой прекрасного лица Кришны, играющего на флейте, Я еще продолжаю жить вместо того, чтобы броситься в огонь и погибнуть. В Моей жизни не больше смысла, чем в жизни ночной бабочки».
Только девушкам Враджи (гопи) понятны трансцендентные любовные отношения
|
|
Все только и говорят «любовь, любовь», но кто по-настоящему понимает, что это такое? Тот, кто поймет духовную любовь к Господу, достоин стать пастушкой в рощах Враджи. Слово пирити, или любовь, состоящее из трех слогов, известно во всей вселенной. Эта любовь полностью овладевает всяким, кто бы ни соприкоснулся с ней, заставляя забыть о стыде и репутации. Постепенно такая душа развивает настроение гопи и начинает вспоминать свое изначальное положение в духовном мире и разрубает на куски все материальные привязанности. Господь Кришна становится единственным объектом любви, а душа – ее хранилищем. Она обращается к Господу через посредника, который всегда напоминает ей о ее возлюбленном Кришне. Так продолжаются отношения в настроении влюбленных.
Паракийа-бхава, или вкус отношений двух влюбленных, не состоящих между собой в браке, доступна только во Враджа-дхаме. На Ваикунтхе нет таких отношений между Господом Нараяной и Лакшми-деви, там это считается аморальным.
Мирская сентиментальная «любовь» сахаджиев
Определенная группа людей – сахаджии, - выдают мирское влечение мужчины и женщины и порочную поэзию за духовную любовь. Нет сомнений, что им уготованы вечные страдания в аду за попытки привнести трансцендентные эмоции в мирские отношения. Но если сахаджии примут истинный путь преданного служения и получат милость Кришны, они почувствуют отвращение к материальному телу, чувствам и наслаждению, которые можно из них извлечь, и устремятся к духовному нектару преданного служения.
|
|
Любовь Райа Рамананды
Преданное служение Шри Рамананды Райа чисто, просто и точно соответствует принципам религии. Он совершенно отрешен от материи и все использует только в преданном с лужении Господу, хотя, казалось бы, находится в материальном теле. Его тело духовно, и он постоянно служит Господу в настроении Вриндаваны, потому что он получил милость Господа Чаитаньи. Он пишет и сам ставит пьесы, в которых играют прекрасные юные артистки, но столь близкий контакт с женщинами никак не отражается на нем и он никогда не падает с трансцендентного уровня.
Никто, кроме Рамананды Райа, не способен понять природу божественной любви и не достоин обучать других этим сокровенным предметам. Если в уме человека еще сохраняется желание прикасаться к женщинам, смотреть на них и наслаждаться ими, значит, он еще не достаточно чист, чтобы понять сокровенные истины божественной любви.
|
|
Чистой преданности не сможет достичь тот, кто считает себя мужчиной или женщиной
Если сознание человека осквернено общением с женщинами или с похотливыми мужчинами, он никогда не получит бесценного дара любовного преданного служения. Плотские наслаждения мимолетны и не могут перенести нас в трансцендентное царство.
Только тот, кто действует на трансцендентном уровне преданного служения в настроении девушек Вриндаваны, может жить истинной духовной жизнью. Развив настроение гопи Враджи, он навсегда теряет всякий вкус к мирским отношениям между мужчиной и женщиной. Несомненно, достоин любви к Кришне тот, чьи поведение и поступки в обществе безупречны, кто строго следует пути религии, никогда не отклоняется от духовных наставлений, а внутри старательно культивирует настроение гопи Вриндаваны, служа лотосным стопам Господа Кришны всем своим сердцем.
Поэма, которая начинается со слов йах каумара харах – «тот, кто украл мое сердце в юности», используется Господом Чаитаньей лишь как аналогия. Необходимо подняться выше физического уровня, тогда очаровательный Кришна становится Героем, а его супруга – Героиней всех трансцендентных игр, и преданный начинает служить Им с чистейшей любовью.
|
|
Сахаджии – жертвы Кали-йуги, и заслуживают ада
Утверждения о том, что с помощью какого-либо внешнего процесса можно перенести духовную природу в этот материальный мир, что обычному человеку можно поклоняться, как Верховному Господу Кришне, и что таков путь к высшей цели жизни, - ложь. Как наставлял нас Господь Чаитанья, такие заявления неприемлемы. Такой извращенный разум, несомненно, заведет человека только в ад. Необходимо всеми силами избегать общения с людьми, которые считают, что материальное тело можно как-то искусственно «одухотворить». Дать такому человеку сознание Кришны практически невозможно. Благодаря тлетворному влиянию Кали-йуги сахаджия распространилась очень широко, и такие идеи только компрометируют чистую религию вайшнавов.
Тот, кто развил твердую веру в Господа, поймет, что материальные любовные отношения приводятся лишь в качестве аналогии, и не будет принимать их буквально. Такой возвышенный святой поклоняется Господу Кришне в своем изначальном духовном теле. Великие преданные, такие как Чандидаса и Видьяпати – совершенные примеры освобожденных душ, которые отвергли свои прошлые заблуждения и встали на настоящий духовный путь.
Кульминация чистого преданного служения – это поклонение трансцендентным любовным отношениям Верховного Господа Кришны в чистом духовном сознании. Но материалистический ум с большой неохотой принимает этот факт. Дорогой Рагхунатха, внимательно обдумай все это, потому что в скором будущем ты должен будешь стать преданным, который подаст пример поведения идеального вайшнава. Открой Господу Чаитанье свое желание поклоняться Верховному Господу в таком сокровенном настроении и получи у Него позволение. Будь стойким и решительным, сосредоточься на достижении высшей цели».
Затем Рагхунатха дас Госвами с большим смирением обратился к Господу Чаитанье с просьбой разрешить ему совершать преданное служение в этом настроении. Господь Чаитанья в моем присутствии дал Свое согласие, и сейчас Рагхунатха даса Госвами с удовлетворением в душе служит Господу Кришне.
Наставления Господа Чаитаньи Рагхунатхе дасу Госвами
Не слушай болтовню материалистов и не трать время на бессмысленные разговоры. Зачем есть ради удовлетворения вкусовых бугорков и потакать прихотям тела, погружаясь в изысканные удовольствия? Не жди, что тебя будут ценить и почитать, но сам оказывай почтение каждому. Прими прибежище у Святого Имени Кришны и постоянно воспевай Его в глубине своего сердца. Служи Шримати Радхарани и Шри Кришне в настроении Враджа.
Ясные наставления Господа открыли глаза Рагхунатхе дасу Госвами, и он понял, что чистая любовь никогда не зародится в сердце того, кто не освободился от всех материальных иллюзий.
Господь Чаитанья продолжал: «Чистым воспеванием и метитацией развивай свою чистую, совершенную духовную форму и поклоняйся Кришне, Господину Шримати Радхарани. Освободись от стремления к почету и популярности. Всегда почитай других, развей полную отрешенность от материальной жизни и стань таким же терпеливым, как дерево. В материальном теле постоянно повторяй Имя Господа Кришны, а в сердце всегда служи Шри Шри Радха-Кришне в своем духовном теле. Обуздай свой жадный язык и откажись от роскоши и комфорта. Делай только то, что необходимо для поддержания тела».
Марката-вайрагйа или обезьянье отречение
Не пытайся искусственно назвать материальное духовным, наивно полагая, что обычные мужчина и женщина – Это Божественная Чета, Радха и Кришна. Этот самообман уничтожает все религиозные принципы. Господь Чаитанья предупредил нас: «Отрешенный шарлатан – это человек, который внешне не привязан, но на самом деле, всегда ищет наслаждений в материальном мире. Он подобен обезьяне, которая кажется отрешенной ввиду своих естественных инстинктов, но при этом чрезмерно привязана к сексу».
Настоящая отрешенность
Поистине отрешенный человек всегда воспевает Святое Имя. Он просит только то, что необходимо ему для поддержания этого тела. Если человек практикует отречение, завися в своем поддержании не от Кришны, а от других, то он вряд ли добьется духовного успеха. Кришна также отвергнет его. Если такой подвижник идет на поводу у побуждений своего языка, он становится рабом чувств и утрачивает шанс достичь духовного мира.
По-настоящему отрешенный человек всегда живет с Именем Господа Кришны на устах. Его диета проста, - она состоит из лиственных овощей, фруктов, кореньев и т.д. Но похотливый человек, ходящий по домам людей, чтобы потворствовать своему языку, никогда не получит прибежища лотосных стоп Господа Кришны.
ГЛАВА 17
Следование вайшнавскому этикету – показатель духовного уровня преданного
В ДРУГОЙ РАЗ Шрила Сварупа Дамодара обратился к Шриле Рагхунатхе дасу Госвами: «Я должен раскрыть тебе тайну.
Религиозная практика без воспевания лишена смысла
Цель системы варнашрамы – помочь человеку поддерживать жизнь, выполняя свои предписанные обязанности, согласно варне и ашраму, постоянно воспевая Святое Имя и занимаясь преданным служением Верховному Господу Кришне. Тот, кто следует этому, - поистине разумный, праведный, настоящий вайшнав.
Одни лишь ритуальные церемонии – это не религия, а просто обман. Они лишают человеческую жизнь ее ценности, а совершающий эти ритуалы деградирует. Человек может стараться поступать праведно, но не выполнять преданного служения Верховному Господу. Он может принадлежать к любому общественному укладу жизни; он может быть учеником, соблюдающем целибат, домохозяином, отошедшим от дел, или отрешенным от мира монахом, но, если он не предан Кришне, общения с ним нужно избегать.
Получи самбандху и действуй на уровне йукта-вайрагйи
Каждый должен действовать на уровне йукта-вайрагйи – использовать все в служении Господу Кришне без привязанности. Это должно делаться с истинным пониманием самбандха-гйаны или знания о наших истинных взаимоотношениях с Верховным Господом. Когда в человеке раскрывается самбандха-гйана, он осознает, что Верховный Господь – объект всех духовных чувств преданного (аламбана), а когда такое сознание пробуждается, то на горизонте его духовного сознания появляются первые лучи восходящей любви к Богу (премы).
Преданного будут почитать даже многоуважаемые люди, если он совершает преданное служение и развивает прему к Господу Кришне, но если живое существо лишено преданного служения, то оно не более, чем жалкий щенок бездомной собаки. Тот истинный вайшнав, кто занят преданным служением, а не тот, кто оставляет дом и живет на подаянии, но не поклоняется Кришне. Преданный никогда не должен принимать остатки пищи или цветы, предложенные непосредственно полубогу, как не должен он принимать приглашения на ритуальные церемонии карма-канды.
Деятельность домохозяина и отрешенных преданных
Вайшнавы подразделяются на две основные категории: домохозяева и отрешенные. И те, и другие достойны заниматься чистым преданным служением, но обязанности их различны. И тем, и другим следует действовать в духе йукта-вайрагйи. Так они целенаправленно продвигаются по пути чистой преданности и знания.
Обязанности вайшнава-домохозяина
Вайшнаву-грихастхе всегда следует жить в соответствии со своими предписанными обязанностями; он должен радушно принимать гостей. Жизнь и общение с женой не замедляет его духовное развитие. Ему не запрещено пользоваться горчичным или другим араматическим маслом. Такая пища как молоко и творог, которую ортодоксальные брахманы считают несъедобной и невегетарианской, становится полноценной вегетарианской пищей для йукта-ваираги.
Он всегда внимателен в повторении Святого Имени и не совершает десяти оскорблений. Он принимает все, что способствует его преданному служению, и тщательно избегает всего, что ему в этом мешает. Его духовный успех растет благодаря неуклонной вере в Святое имя. Такой вайшнав-домохозяин становится знаменитым. Он строго избегает критики и придирчивости к чужому поведению. Он с состраданием относится ко всем живым существам и служит на благо им, всегда свободный от зависти.
Обязанности вайшнавов в отречении
Отреченный вайшнав сводит свою материальную деятельность к простому поддержанию тела; его не волнует, на что он будет жить в будущем. Он избегает любых контактов с женщинами и всем сердцем поклоняется Верховному Господу Кришне (Хари). Так поступают разные вайшнавы согласно предписаниям, и, поклоняясь Кришне и преданно служа Ему, они находят прибежище в Его внутренней энергии.
Вайшнавы никого не критикуют
Человек не должен проводить черту между вайшнавом-домохозяином и отрешенным, ибо такое отношение становится причиной тяжких оскорблений. Важно помнить об одном: человек с природой критикана – не преданный, а скорее, позорное пятно для всего вайшнавского общества.
Необходимо прилежно работать над своей духовной жизнью с искренностью и простотой. Преданное служение Господу Кришне – это суть всех обязанностей в жизни человека. Преданное служение того, кто не может преодолеть в себе вредные привычки искать недостатки, обманывать, поступать нечестно и быть изворотливым, бессмысленно. Такие греховные преступники, вопреки наставлениям Шримад-Бхагавактам, идут на поводу своих неуправляемых чувств, пытаясь наслаждаться материальным миром.
Ануграхая бхактанам манушам дехам-ашритах
Бхайате тадриших крида ях татпаро бхавет
В Шримад-Бхагаватам говорится: «Мерзкие грешники полагают, что они – Верховный Господь Кришна. Они гордо пытаются подражать трансцендентным играм Господа Кришны и оскверняют путь чистых религиозных принципов».
Чистый преданный служит Шри Шри Радха-Кришне
Чистый преданный, обретя свою изначальную, духовную форму, отдает себя чистому преданному служению Шримати-Радхарани и Шри Кришне во Врадже в настроении гопи. Но атеист, стремящийся подражать Кришне в Его положении Верховного Наслаждающегося, несомненно, падет в низший из адов. Антаранга-бхакти (или сокровенное преданное служение) никогда не совершается в материальном теле; выполнять его может только тот, чей ум абсолютно чист. Невежественные выскочки, предаваясь постоянному критиканству, думают, что такое сокровенное служение можно выполнять и внешне. Поэтому чистые преданные всеми силами избегают таких презренных и злонамеренных людей и просто служат Кришне в своих изначальных духовных телах.
Кришна- это пуруша, а все остальные – пракрити
Мой дорогой и уважаемый Рагхунатха дас! Чистые преданные довольны своим изначальным положением как пракрити (подчиненный женский принцип), и они постоянно пьют нектар лотосных стоп Господа Кришны, потому что Кришна – единственный пуруша (Верховный Наслаждающийся – мужской принцип)».
Домохозяин и его предписанные обязанности
Затем Рагхунатха дас со сложенными ладонями еще раз смиренно обратился к Сварупе Дамодаре Госвами: «У меня есть еще один вопрос. Пожалуйста, просвети меня. Наивысшая и самая чистая форма преданного служения не зависит от предписанных религиозных правил варнашрамы-дхармы. Почему же домохозяин должен выполнять свои обязанности согласно своему ашраму, если он может с легкостью подняться над предписанным долгом своего общественного уклада и заняться спонтанным преданным служением?» Сварупа Дамодара Госвами ответил: «Послушай, дорогой брат, я расскажу тебе суть всего, ясно изложив принципы чистого преданного служения. Человеку легче жить, если он выполняет свои предписанные обязанности, но если он пытается делать чужое дело, такая жизнь искусственна и тяжела. Искренний преданный из всех предписанных обязанностей варнашрамы следует только тем, которые способствуют чистому преданному служению, и отвергают те правила, которые мешают этому; так он достигает чистой преданности. Поэтому не следует чрезмерно привязываться к строгому следованию предписанным обязанностям в варнашраме, а нужно просто неуклонно служить Господу с чистой преданностью; поступая так, преданный идет по стопам великих святых».
Всегда помни о Кришне и никогда не забывай Его
«Самое важное предписание – всегда помнить Господа Кришну, а самое строе правило – никогда не забывать его».
Рагхунатха даса смиренно задал следующий вопрос: «Я прошу тебя милостиво прояснить один момент. Меня интересует вывод школы вайшнавов по этому вопросу: считается, что вайшнавы принадлежат к ачйута-готре (родословной, которая начинается с ачйуты, Самого Верховного Господа). Расскажи о значении и смысле этого».
Обязанности в ачйута-готре и варнашраме
Сварупа Дамодара Госвами ответил: «Вайшнавы, как отрешенные, так и домохозяева, принадлежат только к ачйута-готре и ни к какой другой. Чистые преданные вэтой божественной готре никогда не привязываются к ритуалам варнашрама-дхармы. Вайшнав оставляет свою семейную готру и поклоняется Верховному господу, приняв прибежище в Его гторе, поскольку она вечна и берет свое начало от Самого Господа.
Преданные такого уровня достойны навсегда поселиться во Врадже (Вриндаване). Самые совершенные преданные, еще живя на земле, узнают о своем личном служении на Голока Вриндаване и предлагают его Господу в своих освобожденных телах пастушек Враджи. Другие, относящиеся к категории «аропа-сиддха», искренне развивают в себе настроение любовной преданности в своем сердце.
Есть три категории преданных: устойчиво следующих практике бхакти на пути к совершенству (садхака), начинающий (праварта) и осознавший себя чистый преданный (сиддха-бхакта). Понимающий эти категории легко может познать науку преданности. Начинающего называют каништха-адхикари, или преданным-неофитом; искреннего садхаку называют мадхйама-адхикари, или преданным среднего уровня; а осознавший себя преданный известен как уттама-адхикари, или преданный высшего уровня. У такого вайшнава нет никакого вкуса к ритуальной практике. Как уттама-адхикари, так и мадхйама-адхикари по качествам можно отнести к ачйута-готре».
Аропа (понимание божественной природы на основе разума)
Рагхунатх дас сказал: «Теперь я хотел бы узнать о значении аропы, чтобы рассеять свои сомнения».
Сварупа Дамодара Госвами ответил: «Слушай же внимательно о признаках аропы! Этот метод предназначен для садхаки, который еще не знает своего истинного духовного положения. Существует три категории вайшнавов: аропа-сиддха, санга-сиддха и сварупа-сиддха. Сначала я объясню, что такое аропа-сиддха. Внимательно послушай и попытайся понять это.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!