Джаганандана Пандит – Према виварта 6 страница



Обусловленное живое существо по своей сути – закоренелый материалист, всегда ищущий общения с материей и с незапамятных времен переживающий то счастье, то страдание. Оно постоянно соприкасается с материей, не имея опыта, ни знания о духовном мире и о божественной природе. Оно не осознает, что принадлежит к той же трансцендентной природе. Оно подобно ребенку, который чувствует себя потерянным из-за того, что мать ненадолго отошла от него, и не знает, что родители находятся рядом с ним.

Если благодаря божественному проведению и результатам его благочестивых поступков в прошлых рождениях удача улыбнется ему, то в его сердце возникнет шраддха (вера). Шраддха побуждает его задавать серьезные вопросы о загадках бытия. Прежде всего, он узнает, что по своей изначальной природе он – слуга Господа Кришны. Это понимание пробуждает в его сердце искреннее желание выбраться из трясины материального мира.

 

Поклонение Господу Кришне

 

Гуру учит его поклоняться Господу Кришне, и верный ученик постепенно развивает желание служить Господу согласно указаниям гуру. Слушая духовного учителя, он понимает, что Кришна – это Верховный Господь, но он еще не осознает Его вечной духовной природы и личностных качеств. В окружающем его мире он замечает объекты, которые напоминают ему о Кришне. Садхака поклоняется Господу, предлагая то, что представляет ценность для него самого.

На этом этапе начинается процесс аропа. Он устанавливает Божество и начинает поклоняться ему, предлагая благовония, цветы, масла и лампаду, хотя еще не имеет правильного понимания, что Божество – это вечная духовная форма Господа. Он напоминает себе, что Божество и все эти предметы поклонения духовны, и иногда, благодаря такому отношению, он действительно испытывает духовные чувства.

На этом этапе он отдает плоды своей деятельности из чувства долга. Хотя понимание необходимости действовать определенным образом приходит к нему благодаря размышлению, а не глубокому осознанию, это все же помогает ему утвердиться на пути преданного служения. Таковы признаки преданности на уровне аропа-сиддха, которые проявляются в каништа-адхикари (преданном-новичке).

 

Поклонение Божеству с правильным пониманием

 

После этого, когда он обретает полное понимание истины о Божестве Господа и начинает поклоняться Ему как неотличному от Господа, он постепенно переходит на уровень мадхьяма-адхикари. На уровне уттама-адхикари, или на самом высоком уровне преданности, нет и речи об аропе; такой преданный, благодаря чистоте своего ума, всегда по-настоящему общается с Господом.

Первый луч восходящей любви к Богу появляется в его сердце; он видит Господа глазами, умащенными бальзамом преданности, и спонтанно поклоняется Господу своего сердца; уровень аропы (условного преданного служения) остается позади. Чистая преданность по своей природе отличается от условной преданности или преданности, вызванной через аропу, хотя аропа, несомненно, является частью пути бхакти.

 

Основа аропа-сиддхи

 

Один из главных признаков преданного на уровне аропа-сиддхи состоит в том, что он пытается занять в преданном служении материальные объекты и привычки. Но отвратительные и искаженные материальные действия и предметы отнюдь не становятся духовными от того, что их предложили Верховному Господу. Итак, такой преданный, используя какие-либо ценные предметы в преданном служении Господу, по-настоящему не знает, какие подношения доставляют Господу наибольшее удовольствие. Такие отношение преданного называется аропа-сиддха бхакти.

Майавади считают поклонение Божествам временным средством (аропа) для достижения их конечной цели – освобождения. Но на пути преданности нет разницы между высшей целью (обретением своего духовного положения) и методом для ее достижения».

 

Достижение совершенства благодаря чистому общению или санга-сиддха бхакти

 

«Теперь послушай о санга-сиддха бхакти – духовном совершенстве, которое достигается благодаря чистому знанию и преданности. Чистое знание об Абсолюте и истинная отрешенность – это главные признаки санга-сиддха бхакти. Принцип йукта-вайрагйи (отречение через использование всего в служении господу) всегда сопутствует преданности. По мере углубления преданности сами собой появляются смирение, сострадание и терпение. Эти качества сопутствуют и помогают преданному в духовной жизни, они – ее неотъемлемая часть.

 

Преданность на уровне духовного совершенства (сварупа-бхакти)

 

Чистая и спонтанная преданность Верховному Господу возможна только тогда, когда преданный уже полностью осознал свою изначальную духовную форму (сварупу). Слушание, воспевание, и т.д. – это девять методов преданного служения. Сварупа-сиддха-бхакти (преданность в изначальном духовном теле) начинается с чистого воспевания Имен и игр Господа. Главная цель этих чистых преданных – непосредственно служить Господу Кришне.

Эта цель не является главной в двух других категориях преданности (аропа-сиддха и санга-сиддха). Изначальные духовные качества, которые сокрыты в душе, пробуждают в ней склонность к определенному настроению чистой преданности. Они проявляются в уме обусловленной души как ее изначальное, но скрытое духовное настроение. Эта наклонность раскрывается и пышно расцветает в обусловленных душах, которые служат Верховному Господу. Для того, чтобы чистая преданность полностью расцвела, необходимо, чтобы такие склонности проявились.

 

Результат преданности трех видов

 

Сварупа-сиддха – это личное и спонтанное преданное служение Господу. Санга-сиддха помогает и улучшает чистое желание преданного. Аропа-сиддха эффективна только до тех пор, пока в жизни преданного превалируют материалистические представления. Если новичок, или аропа-сиддха, желает перейти выше, на уровень трансцендентного преданного служения, он должен сначала искоренить в себе эти представления».

Шрила Рагхунатха даса Госвами глубоко и полностью обдумал объяснения Шрилы Сварцпы Дамодары Госвами. Эти удивительные духовные заключения о сварупе (изначальной духовной форме души) – предмет моей (Джагая) постоянной медитации.

 

ГЛАВА 18

Шри Экадаши

 

ОДНАЖДЫ ГОСПОДЬ ГАУРАХАРИ отправился из Гундича Мандира в сады Джаганнатха-валлабха и сел там среди цветов. Это был день экадаши. Он отмечал этот благоприятный день непрестанным воспеванием Святого Имени. С Ним были Сварупа Дамодара, Рамананда Рай, Вакрешвара Пандит и другие местные вайшнавы Шри Пурушоттама-кшетры, Пури.

Господь сказал: «Сегодня все вы должны воздержаться от еды и сна и постоянно повторять Имя Кришны. Некоторые из вас должны повторять джапу, а другие обсуждать Игры Господа Баларамы и Господа Кришны». Все преданные почувствовали прилив духовных сил благодаря наставлениям Господа и, опьяненные премой, занялись разными делами, воспевая: «Говинда, Говинда!».

Неожиданно Шри Гопинатха с Сарвабхаумой Бхаттачарьей принесли из храма Гундича целые корзины с маха-прасадом Господа Джаганнатхи! Они поставили перед Господом отварной рис, разные овощные блюда, питху, пана, сладкий рис, творог и йогурт. По указанию Господа преданные предложили свои почтительные поклоны прасаду, а затем, освободившись от всех материальных желаний, до позднего вечера продолжали в экстазе преданности воспевать имена Господа.

Ранним утром следующего дня преданные, испросив разрешения у Шри Гаурахари, отправились принимать омовение, после чего они сели и с почтением прервали пост маха-прасадом. Падая на землю в неописуемом блаженстве, преданные со сложенными ладонями обратились к Господу и серьезным вопросом:

 

Экадаши в Пури

 

«Шри Хариварша (экадаши) считается самой важной вратой (обетом поста). Соблюдая его, человек должен полностью поститься и не спать всю ночь. С другой стороны, мы знаем, что в Пурушоттама-кшетре маха-прасад Господа Джаганнатхи следует почитать всегда. Если вы получили маха-прасад, то немедленно должны съесть его. Поэтому мы столкнулись с дилеммой: как же почитать прасад в экадаши? Пожалуйста, скажи нам определенно, каковы выводы писаний по этому вопросу. Скажи так, чтобы это убедило даже таких стойких преданных, как Господь Шива и Господь Брахма. Это избавит нас от смятения».

 

Вывод Господа Чаитаньи

 

Господь Чаитанья ответил: «Несоблюдение полного поста на экадаши очень опасно для духовной жизни. В экадаши почитайте прасад, кланяясь ему, но принимайте его на следующий день. Таким образом, можно пересечь океан материального мира. В любом случае, наутро пост закончится.

Все вайшнавы, дорогие спутники Верховного Господа, очень рады, если они могут должным образом соблюдать экадаши, просто наслаждаясь нектаром Святого имени Господа Кришны. На экадаши не следует вкушать или обсуждать какие-либо мирские темы. Нужно забыть обо всех телесных наслаждениях. Долг вайшнава – ежедневно почитать и есть только прасад; он никогда не принимает непредложенной пищи. На экадаши он соблюдает полный пост, а на следующий день прерывает его, приняв маха-прасад. Если по какой-то причине вайшнав вынужден есть в экадаши, он может принять анукалпу, легкую пищу, состоящую в основном из фруктов, зелени (кореньев) и молока, исключив зерновые, бобовые или любые запрещенные овощи.

Непреданные гурманы, не контролирующие свой язык, находят неубедительные оправдания, говоря, что они почитают маха-прасад. Они делают это в экадаши, поскольку день и ночь погружены в чувственное наслаждение. Не придавая значение святости экадаши-враты, они наслаждаются зерновыми и рисом в экадаши и едят грехи, которые входят в злаки в такие дни. Вы должны прилежно следовать правилам преданного служения и уважать путь преданности. Тогда вы несомненно получите благословения Самой Бхакти-деви. Избегайте общения с непреданными и как следует соблюдайте экадаши-врату, постоянно воспевая Святое Имя.

Попытайтесь глубоко осознать, что нет никакого оскорбления в том, что вы отказываетесь от маха-прасада в экадаши или во время другого важного поста. Глупо следовать определенной духовной практике и соблюдать одни обеты, пренебрегая другими. С энтузиазмом следуйте предписанным обетам в соответствующее время и в должном духе преданности. Шри Враджендра-нандана, Кришна – это Господь и конечная цель всех обетов и форм преданного служения, поэтому следуйте всем духовным обетам только для Его удовлетворения. Не забывайте воздерживаться от еды, питья и сна в экадаши, а на следующий день почитайте прасад до полного удовлетворения».

Присутствующие преданные из Бенгалии и Ориссы с большой радостью выслушали речь Господа. Они одобрительно закричали: «Говинда! Говинда!». Сварупа Дамодара, Рамананда Рай и другие великие преданные тоже были невыразимо счастливы.

О мои дорогие братья! Господь Гуаранга – самое ценное сокровище моего сердца. Поклолняйтесь его лотосным стопам, избавясь от лицемерия. Это поможет вам легко переплыть непреодолимый океан невежества и обрести вечный мир, поднявшись над беспокойствами и смертью.

Воспевание Святого Имени и соблюдение экадаши-враты – это вечная духовная деятельность, ибо и то, и другие находится на уровне преданного служения. Поэтому искренне и твердо следуйте этой практике.

 

ГЛАВА 19

Тайна Святого Имени

 

НАСТУПИЛА НОЧЬ. Луна омывала темные тени на берегу своими прохладными лучами. Это привлекло Луну Навадвипы, Шри Гаурачандру. Он пришел к океану со Своими спутниками, сел в окружении вайшнавов, словно переливающаяся луна, и заговорил.

 

Единственное и наилучшее средство для достижения совершенства

 

Он сказал: «Мои дорогие преданные! В Кали-йугу ни одна духовная религиозная практика не сравнится с совместным воспеванием Святого Имени Господа Кришны. Кармическая деятельность, развитие знания, йога или медитация крайне не эффективны для духовного возвышения. Они не могут привести человека к высшему трансцендентному уровню постижения Абсолютной Истины. Предписанные религиозные обязанности, покаяния, отрешенность и жертвоприношения – все это мирская деятельность. Следовательно, они не ведут к высшей абсолютной цели – духовному миру. Писания шрути утверждают, что полного духовного совершенства можно достичь только благодаря воспеванию, слушанию и памятованию о имени Кришны, Его славе, играх и т.д. Все писания говорят о высшей истине Святого Имени и Его славы, но открыты они только посвященным. Человек может сразу почувствовать духовное блаженство, воспевая Святое Имя». Верховный Господь Шри Чаитанья Махапрабху продолжал: «Я объясню подробно значение шлок из Падма Пураны. О Сварупа Дамодара и Рамананда, внимательно выслушайте об этом!»

 

Определение уччхараны

 

«В этом контексте слово уччхарана означает «громко или отчетливо петь или повторять Святые Имена». Как правило, преданные повторяют предписанное количество Святых имен на четках из туласи или на пальцах. Многие помимо чтения предписанного количества Имен повторяют дополнительно или поют в киртане. Когда Святое Имя повторяют вслух, это называется уччхарана.

 

Определение джапы и киртана

 

Негромкое, едва слышное повторение называется джапой, а киртан – это всегда громкое и ясное повторение. И то, и другое – часть смараны, или памятования, то есть медитации на Господа или Его Игры. Киртаном также называется громкое пение. Каждый обязательно должен знать, как правильно повторять Святое Имя и извлекать из этой практики лучший результат.

 

Совершайте киртан всегда и везде

 

Воспевание Святого Имени – это вечная религия живых существ. Это наша главная обязанность, где бы мы ни жили: в материальном мире или на Ваикунтхе. Для обусловленной души воспевание – это средство для достижения освобождения, а для освобожденной души воспевание остается вечной, неотъемлемой частью ее жизни как слуги Господа.

 

Деятельность, лишенную бхакти, нужно отвергнуть

 

Согласно писаниям, религия, которая не основывается на преданном служении; врата, которая не направлена на пробуждение преданности в сердце; отречение, которое не возникает самопроизвольно благодаря преданности, и жертвоприношение, которое противоречит принципам преданного служения, - это мирская деятельность. Не смотря на то, что все это считается благочестивой деятельностью, фактически, это лишь мешает выполнению преданного служения.

Но если эти же самые действия совершаются в связи с преданным служением, они превращаются в благотворную духовную деятельность и являются истинной бхакти. Таково заключение всех богооткровенных писаний. В Кали-йугу эти формы практики были выхолощены и из-за того, что их практиковали в отрыве от бхакти, и превратились в простую материальную деятельность, лишенную какого бы то ни было духовного содержания.

Поэтому послушайте внимательно, дорогие преданные: в Кали-йугу нет иной религии, кроме воспевания Святого Имени Верховного Господа. Любых других форм религиозной практики, не связанных с воспеванием, нужно тщательно избегать. Духовное видение, которое мы обрели благодаря бхакти, поможет вам не ошибиться в поисках истины».

 

Шри санаткумара увача

Шрину нарада говинда прия говинда дхармавит

Йат приштам локанирмукти каранам тамасах парам

 

Шри Санат Кумар сказал: «Ты – прославленный Нарада Муни, чьи познания в науке преданного служения Господу Говинде, Кришне, совершенны. Ты дорог Господу Говинде, и можешь разрубить кандалы материальных привязанностей, в которые навечно закованы души. Твои вопросы направлены на освобождение обусловленных душ, а ответы на них помогают дживе переплыть бескрайний океан невежества».

В Кали-йугу как греховная, так и религиозная совершаются в полном невежестве. Поэтому единственный путь к освобождению, доступный дживам – это воспевание Святого Имени.

Одно только Святое Имя может очистить от всех грехов

 

Сарвачара-виварджитах шатхадхийох вратйа джага дванчаках

Дамбхаханкрити пана-паишунйапарах папасча йе нистхурах

Е чанйе дханандарапутраниратах сарве “дхамасте’ пи хи

Шриговинда-падаравиндашаранах шуддхах бхаванти двиджа

 

Все грехи того, кто принял прибежище у лотосных стоп Господа Говинды, уничтожаются, благодаря воспеванию Святого Имени Господа. Такой человек может быть последним негодяем, невиданным лжецом и обманщиком, самонадеянным эгоистом; он может предаваться всевозможной греховной деятельности и быть материалистом, привязанным к жене, детям и деньгам, но если он признает свои оскорбления и, чувствуя глубокое раскаяние, плачет и воспевает Имя господа Кришны, то очень скоро, благодаря углублению своей преданности, он искупит все свои грехи и удостоится положения чистого брахмана.

 

 

Ритуальные епитимьи не могут уничтожить материальные желания

 

Формальная прайашчитта или искупление и покаяние, накопление знания и кармическая деятельность – все это слишком слабые средства, чтобы избавить падшую душу даже от одной греховной наклонности. Однако одно единственное произнесение Имени Господа Кришны способно очистить от такого количества грехов, сколько не сможет совершить ни один грешник за много жизней. Грехи любой степени, о которых говорится в писаниях ритуальных брахманов, могут быть с легкостью искуплены единственным повторением одного Имени Кришны.

Тогда можно задать вопрос: «Зачем даны ритуалы для прайашчитты?» На это можно ответить, что это нужно для людей, которым не достает сукрити, или благочестия. Поэтому они предпочитают ритуалы или кармическую деятельность. Желание совершать грех не устраняется совершением прайашчитты или епитимьи в соответствии с карма-кандой. Гйана-прайашчитта (искупление знанием) помогает лишь на время обуздать желание, но вскоре это желание вновь бурно расцветет и потребует удовлетворения. Преданное служение искореняет невежество, причину всех материальных желаний. Души, предавшиеся лотосным стопам Господа Чаитаньи, вымаливают у Него освобождение, воспевая Его Имя и слушая наставления Господа в Бхагавад-гите. Эти виды практики действуют, как нектарный бальзам, для всего человечества.

Верховный Господь сказал:

 

Сарва дхарман парийаджйа мам экам шаранам враджа

Ахам твам сарва папебхйе мокшйайшйами ма шучах

 

Оставь все прочие религии и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего. (Бг.18.66)

 

Апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак

Садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

 

Даже если тот, кто занимается преданным служением, иногда совершает неблаговидный поступок, его все равно следует считать праведником, ибо он на верном пути. (Бг. 9.30)

 

Кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати

Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах прашйати

 

Он быстро становится праведником и всегда пребывает в состоянии умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет. (Бг.9.32)

 

Там апи девакарам каруна-кара стхавара-джангама муктикарам парам

Атичарантй апарадхапара джана йа иха танвапати дхруванама хи

 

Святое Имя Кришны сострадательно и наделено всеми энергиями Кришны. Оно легко может освободить все подвижные и неподвижные существа. Тот, кто повторяет Святое Имя оскорбительно, совершает тяжкий грех, из-за которого сильно страдает духовная жизнь. Единственное средство исправления – принять полное прибежище у Святого Имени. Нет более близкого и верного друга во всем мире, кроме святого Имени Господа.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!