Сочетание двух указанных принципов построения композиции в беспредметном искусстве (А. Экстер, Л. Попова и др.)



ЛЕКЦИЯ 7.Формализм.Серийность.Синтез.

Слово «формализм» происходит от латинского «formalis», что означает «относящийся к форме».

Формализм- это эстетическая позиция, абсолютизирующая роль формы, выдвигающая эту категорию на первое место в эстетическом и художественном освоении действительности и признающая суверенность и автономность формы в крайних проявлениях, провозглашает искусство миром «чистых форм».

Фетишизация формы превращает формализм в философскую концепцию.

Термин «формализм» начал активно применяться для характеристики всех крайностей художественной культуры конца 19 - и всего 20 в. В это время стало появляться множество разнообразных течений в искусстве, порывающих с реалистической традицией, ломающих установившиеся эстетические принципы и методы построения художественной формы: символизм, фовизм, эксрессионизм, кубизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, поп-арт, неоавангардизм и др.

Тотальное отчуждение от реальности связано с развитием отвлеченного мышления, тяготеющего к искусству нового типа, искусству ассоциативных структур, в котором происходит перенос акцента с изображения внешнего облика вещей на их субъективное, эмоциональное переживание. Искусство того периода развивалось по пути поиска адекватной изобразительной формы для выражения субъективных переживаний.

По сути, произошел перенос на живопись и графику многих средств выражения и функций музыки.

Интересна точка зрения В.С. Турчина, который считает, что период авангарда в искусстве – это «школа духа», подготавливающая сознание людей к стрессовым ситуациям и мировым катаклизмам. Представляет огромный интерес также его мнение о том, что цель авангарда – в стремлении дать человеку новый интеллектуальный опыт, расширить границы его сознания. «… На проятжении 20 века можно проследить процесс отказа от традиционныой изобразительности, от традиционных материалов и техники искусства. Всё это было проявлением последовательной тенденции «развеществления» искусства. Авангардисты нарочито забывают о ценности любого элемента в любой художественной структуре. Элемент для них неважен. Он может отсутствовать, чем создаются эффект «выпадения элемента» и перестройка самой структуры. элемент, наконец, может и сам рассматриваться как произведение. Таким образом, создаётся постоянная ситуация игры с информативными структурами. Именно такой игрой и должен увлечься тот ум, к которому они апеллируют. Понимая отчасти, что такой ум надо создавать, авангардисты рассматривают свою деятельность как серию акций, направленную на то, чтобы растормошить сознание, дать ему новый опыт восприятия. А так как при этом нет места стереотипам, то выдвигается лозунг погони за вечной новизной. В идеале, никогда, впрочем, не достигнутом, авангард – это удар по сознанию без предугадывания последствий. Авангард, стремясь войти в сферу информации, вместе с тем представляет минимум её. Можно предположить, что «душа» авангардизма – в стремлении дать человеку новый «опыт», расширить границы его мышления, справоцировать на изменения.

(слайд 1)

Развивая дальше идеи В.С. Турчина, можно предположить, что авангардизм исторически подготавливал сознание человечества к новому «информационно-коммуникативному» взрыву, составляющему суть процессов, происходящих в культуре второй половины 20 века к развитию нового типа «комбинаторного» мышления. Разложив «визуальные структуры» искусства на составляющие первоэлементы, возможно построение нового типа информационно-проектной культуры посредством комбинирования первоэлементов – получения нового качества вненациональной визуальной культуры, проникающей во все социальные слои, независимо от национальности и места обитания посредством применения новых информационных технологий.   

Анализируя принципы построения композиций произведений «беспредметного» изобразительного искусства различных стилистических направлений, можно выделить три основных принципа построения формальных композиций:

Слайд 2)

1) гармонизация цветовых и тональных сочетаний изобразительных элементов произвольной формы(творчество В. Кандинского и представителей мюнхенской группы «Синий всадник»)

2) гармонизация цветовых и тональных сочетаний изобразительных элементов геометрических форм(творчество К. Малевича, Э. Лисицкого, А.Родченко, А. Татлина и др.)

сочетание двух указанных принципов построения композиции в беспредметном искусстве (А. Экстер, Л. Попова и др.)

(слайд 3, 4)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!