Методы и формы развития основ стилизации в среднем школьном возрасте
Декоративно-прикладное искусство обогащает созидательные порывы детей улучшать мир, вырабатывает в детях нестандартность мышления, волю, раскрепощенность, самобытность, умение вглядываться и подмечать [5, с. 27].
В своей работе необходимо придерживаться следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Творческие способности детей при использовании декоративно-прикладного искусства развиваются в таких направлениях: в предварительном основании эскизов на бумаге, в обдумывании компонентов узора, в расположении их на объемах, в основании предметов декоративного характера, способности найти свой метод изображения и оформления предмета, в перенесении того, что задумано на конкретные изделия [5, с. 27].
Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала логично построено с темой занятия.
Чтобы четче и более эмоционально отобразить суть стилизуемого объекта, от него отделяется все лишнее и второстепенное. К примеру, для изображения объектов неживой и живой природы (растений, деревьев, плодов и цветов, животных, речных и морских берегов, возвышенностей, холмов и т.д.) применяются наиболее характерные и самые яркие их специфики и при этом, обычно, свойственные специфики изображаемого объекта преувеличиваются, а иногда искажаются для основания абстракции.
|
|
Для таких художественных гиперболизаций природные формы (в частности, формы листьев), близкие к геометрическим, окончательно обращают в геометрические, всякие вытянутые формы вытягивают еще сильнее, а округленные - округляют или сжимают. В это же время происходят осознанное искажение и деформация масштабов и пропорций передаваемых натуральных объектов, целями которой выступает усиление декоративности, увеличение выразительности (экспрессии), облегчение и убыстрение восприятия зрителем замысла автора. В данном творческом процессе спонтанно зарождается ситуация, при которой, чем ближе изображение к сути природы объекта, тем оно делается все более обобщенным, условным, а в конечной стадии - абстрактным.
Вначале исполняется стилизованное изображение, а потом его можно свободно обратить в абстрактное. Порой из нескольких свойственных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и он становится главным, а иные свойственные специфики объекта смягчаются, обобщаются или даже целиком отбрасываются.
|
|
В итоге изображение объекта с обобщенными свойствами делается символичным. Данный творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности хорошо делить на три главных периода. Наглядней и легче всего их проанализировать на примерах основания стилизованного и абстрактного изображений древесного листа и непосредственно дерева.
В основе всех типов и способов стилизации природных объектов лежит один лишь изобразительный принцип – художественное изменение подлинных природных объектов при помощи самых разнообразных изобразительных методов и приемов [6, с. 118].
Чаще всего это видоизменение делается при помощи изменения и упрощения формы:
- на первом периоде от действительного изображения листа сразу и полностью отбрасываются все детали. Оставляется лишь то, что делает лист дерева узнаваемым - контур листа. Данный контур может быть наполнен всяким цветом в соответствии с замыслом автора.
Данное изображение листа сразу делается абстрактным, в особенности, если не применяется зеленый цвет. В тоже время уровень абстракции зависит от того, как форма листа будет выделяться от действительной. Придавая форме разнообразные конфигурации, можно добиваться все большей выразительности и декоративности рисунка, но и все большей абстракции даже до абсолютного отказа от реального изображения;
|
|
-на втором периоде изображаются на окрашенном контуре одним из способов основные детали древесного листа - прожилки, делающие его узнаваемым;
- на третьем периоде на окрашенный контур листа с прожилками наносят декор, который выбирается из большого множества уже знакомых видов декора, или основан автором.
В итоге рождается декоративное изображение стилизованного древесного листа.
Декоративная стилизация выделяется от стилизации вообще собственной связью с пространственной средой. Поэтому для абсолютной ясности темы проанализируем понятие декоративности.
Под декоративностью понимают художественное свойство произведения, которое появляется в итоге осознания автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно приготовлено. В данном случае отдельное произведение замышляется и реализовывается как компонент более обширного композиционного целого. Можно сказать, что стиль - это переживание времени художественное, а декоративная стилизация - художественное переживание пространства [30, с. 207].
|
|
Молодые, начинающие художники заимствуют вдохновение фактически отовсюду. Окружающая их природа выступает объектом для художественной стилизации. Один и тот же элемент можно постигать и отражать бесконечное множество раз, стабильно открывая разные его стороны в зависимости от установленной цели.
В декоративном рисовании происходят переработка формы, некоторое преувеличение свойственных специфик объекта для усиления уровня выразительности.
Трансформация должна производиться за счет обнаружения и увеличения природных качеств объекта: не логично формы округлые заменять на угловатые, вытянутые – обращать в укороченные; вернее будет отметить на удлиненном предмете, придав ему еще боле длинную форму, подчинив данному и формат композиции, увеличив его по вертикали.
Таким образом, можно модифицировать форму предмета для выделения его свойственных специфик. Линия контура в изображении объектов может быть всякой толщины, но увеличивать ее необходимо поэтапно, так как если она чересчур широкая, то смотрится безвкусно и явно выдается из формата листа. Обычно, в одной композиции применяется ряд видов толщины линии.
Стилизованное описание исследуемых объектов дает возможность отыскивать все новые своеобразные методы изображения реальности, непохожие на иллюзорное, фотографическое изображение.
Есть разнообразные методы достижения выразительности в декоративной композиции. Если делается цветовой вариант, то преимущественно внимание нужно уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными компонентами и фоном, в таком случае линейный декор имеет меньшее значение, чем свет. Когда же делается графический вариант, то важную роль имеют разнообразные графические средства, такие как штрих, точка, линия и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности. Такой тип декоративного изображения требует существенного опыта и мастерства, что приходит с практикой. Объекты должны видоизменяться в мысли художника, что отображается на листе при помощи ряда графических методов. Нужно не спешить сразу рисовать, а чутко проанализировать предмет, поразмыслить, обратить внимание на самые важные, притягивающие зрение участки постановки, ситуации [1].
Оригинальность состоит не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в самобытном методе изображения увиденного, иногда самого типичного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть ясен и прост узнаваем. Значимо, чтобы все предметы общей композиции трактовались в одном стиле, а не были выхвачены из разнообразных листов и невзначай соединенных воедино [2].
Стилизацию природных форм начинают с изображения растений. Это бывают травы, мхи, деревья, лишайники, цветы в сочетании с насекомыми и птицами.
Любой мотив может быть видоизменен различно: близко к натуре или только намеком на нее, ассоциативно; но нужно избегать сильно натуралистической трактовки или абсолютного схематизма, при котором исчезает узнаваемость. Чаще всего берут за основу один только признак и делают его преобладающим, в то же время форма объекта модифицируется в сторону свойственной специфики так, что обретает символичность.
Заключение
Обучение декоративно-прикладному искусству невозможно без изучения техники языка в этом виде деятельности.
В декоративно-прикладном искусстве форма отвечает предназначению вещи. Стилизация формы нужна для того, чтобы сделать вещи и их описания более многозначительными.
Стилизация - упрощенный отчетливый контрастный линейный рисунок, в основании которого лежит пятно, штрих, линия. Упрощенность, лаконизм - свойственное качество стилизованного рисунка. Для того, чтобы стилизовать рисунок, необходимо отобрать главные, свойственные качества изображаемого предмета. Такими чертами могут быть свойственный объем отображаемого предмета, присущие линии и формы. Когда они открыты, завязывается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими методами из главных свойственных черт «составляется» картинка.
Стилизация является мощным катализатором вырабатывания художественного вкуса и формирования творческих способностей. Занятия по стилизации доставляют большой интерес, в том числе и профессиональный, для школьников разнообразных возрастных групп. На уроках по декоративно-прикладному искусству, работая над стилизацией, школьники стараются творчески подойти к задачам. Стилизуют формы, вводя в стилизацию разнообразные декоративные компоненты; создают единую декоративную композицию. Разрабатывают неповторимые образы; самостоятельно решают вопрос цветового оформления, композиции; компетентно используют композиционные методы, такие как симметрия, статика, асимметрия, композиционный центр, динамика, ритм, нюанс, контраст, тождество. Применяют разнообразные техники для самобытного решения композиции.
Работа над изделиями декоративно-прикладного искусства одна из активных методов воспитания школьников. Общее направление труда по художественной обработке материалов с его ритмичностью, игровым оформлением, темпом, завлекает учащихся, способствует обнаружению их способностей. Они приобретают умение автономно трудиться, склонность творить прекрасное. Итоги труда доставляют школьникам творческое удовлетворение, воздействуют на них глубоко и эмоционально. У школьников происходит усиление эстетических, трудовых знаний, вырабатывание ряда особых навыков культуры труда, появление интереса к профессиям. Подобные занятия содействуют вырабатыванию универсальных способностей, творческой ориентации в трудовом процессе, т. е. таких качеств личности, которые понадобятся школьникам и в последующей жизни.
Список литературы
1. Анн Пипер Энергия красок. – 2008. – арт-Родник, с. 34-36
2. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2007. – 450 с.
3. Ванслов, В.В. Постижение искусства – М.: Знание, 2010. – 224 с.
4. Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.
5. Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
6. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М., 2010. – С. 118.
7. Гризоглазова А. В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 445-447.
8. Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.
9. Ерошкин В. Ф. Принципы стилизации: метод. указания. - Омск, 2013. - С. 172.
10. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
11. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А.
12. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: СВАРОГ и К, 2010, 503 с.
13. Коростылевой. — СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 1997. — С. 4.
14. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
15. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 280 c.
16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.
17. Мизай Е.Д. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства — Нальчик: КБГУ, 2006. — 22 с.
18. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство М.: Русский язык, 1990. — 272 с.
19. Павлова А.А. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
20. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
Проект концепции образовательной области “Искусство”. – М.: Министерство образования РФ. – 2000. – 18 с
21. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000.
22. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М, 2006.- 450 с.
23. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2010
24. Сурина, Л.Б. Философские подходы к пониманию сути творческого процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – №16. – С. 22–26.
25. Сурина, Л.Б. Особенности педагогического процесса развития творческой активности детей средствами пластических искусств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – №9. – С. 30–36.
26. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства— М., 2006. — 22 с.
27. Хейзил Г.Рисунок и живопись. – 2005. – м., с. 67-68
28. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт - М.: Арт - Родник, 2009, 112 с.
29. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
30. Яшухин А.П. Живопись - Издательство «Агар», 2009, 232 с.
Приложение
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 683; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!