Развитие основ стилизации в условиях современности



 

С середины ХХ века в культуре современности  формируется особая ситуация, которой характерно  радикальный плюрализм и релятивизм в жизни обществ. Наступило  время электронной революции с господством средств массовой коммуникации. Хаотичные потоки информации, массовая культура и реклама, Интернет и компьютерные системы управления делаются главным компонентом культуру, что ведет к постижению культуры как текущей знаково-символической действительности, то есть как текста.

Творчество соответствующе реализовывается в пространстве интертекстуальности, что позволяет произвольно применять традиционные образы, ценности, понятия, символы.

В декоративной композиции существенную роль играет то, как творчески художник может переделать окружающую реальность и внести в нее собственные мысли и чувства, персональные оттенки. Это именуется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение описываемых объектов (фигур, предметов) при помощи ряда условных методов изменения формы, объемных и цветовых отношений [5, с. 27].

В декоративном искусстве стилизация – способ ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает свойства увеличенной декоративности и воспринимается неповторимым мотивом узора. Прежде чем говорить о разнообразных технологиях стилизации, нужно  обратиться к сущности понятия «стиль». В процессе  исторического процесса некоторые  черты, характерные целым историческим периодам, отрабатывались, доводились до безупречности, следовательно, появлялись исторические стили [25, с. 26].

Стиль – самая общая категория художественного мышления, свойственная для обусловленного периода исторического формирования. Стиль отображает суть, оригинальность  творчества в единстве всех его элементов, изображения и выражения, личности и времени, содержания и формы. Художник А.Дерен полагал, что стиль – это поэтапный переход от человека к реальности и назад. Обычно стиль формулируют как организацию внутренних связей между всеми элементами процесса творческого, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сопоставить стиль и манеру, то манера – особые черты творчества, а стиль – его исходный результат, непременный синтез, система всех элементов художественного произведения. Такие изобразительные методы композиции, как фактура, пространный объем, линия, цвет благодаря установленной организации художником, приобретают персональный характер и, таким образом, стилевую окраску. Исследователь Б.Винер полагал, что метод и манера есть у любого художника, а стиль может не быть.

Стиль произведения обладает  чертами стиля эпохи, которые видоизменяются на персональном уровне творчества определенного человека. Стиль работы появляется, когда в мышлении художника случается творческая работа, в итоге которой описываемый объект находит новую действительность, отличную от рядовой реальности и превосходящую ее силой впечатления; когда в природную окраску предмета вводятся цветовые нюансы чувств, а динамика форм изображает движение авторской мысли [9, с. 172].

Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкретного исторического стиля, и тогда мы говорим о стиле Модильяни, Пикасса и т.д.
Архитектор  модерна из Австрии  Отто Вагнер полагал, что всех художников можно поделить на три типа: первый – копировщики. Художники с малоразвитым вкусом и даром; второй – импрессионисты, у которых объект творчества активизирует только впечатления; третий – стилисты, которые придают собственным произведениям ими самими выдуманные формы, это истинные творцы, и  путь к третьему типу лежит через два предыдущих. Многие художники учились копировальной грамотой, но не все из них остались в истории изобразительного искусства.

Из истории искусств известно, что импрессионистической манерой письма владели многие художники, но картины только некоторых из них остались неповторимыми, так как кроме умения видеть по-иному, их авторам присуще и мастерство новаторского изображения, имеющего свои характерные особенности [5, с. 27].

Стилизацию делят на два вида:

1. внешняя, поверхностная, которая не имеет индивидуального характера, а предполагает  наличие готового образца для копирования или компонентов уже основанного стиля (например, декоративное панно, которое выполнено с применением приемов хохломской росписи);

2. декоративная, в которой все компоненты труда подчинены условиям уже существующего художественного ансамбля (к примеру, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сформировавшегося ранее).

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной. Эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

В декоративной композиции вопросу стилизации декоративных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые и новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы.

Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объектов и выделяет наиболее характерное для него. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовки можно использовать острые углы, прямые линии, ломанный силуэт, применять контрасты при графической прорисовки формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные цветовые тональности.

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листьев и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественных тонких линий, мягких тоновых и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако стоит избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой-то признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно - зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Создание стилизованной декоративной композиции необходимо начинать с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, наиболее существенным для выражения идеи автора. Главный узел изображения и важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентированы цветом, или, для большей убедительности увеличены в размере. Можно соединить несколько мотивов по принципу «лоскутного» решения или мягкого перетекания одного в другой. Порой для художника важно не само изображение коры деревьев ил камня, а возможность на основе зарисовки этого мотива найти стилизованные элементы формы, использовать разнообразную фактуру как фон. Необходимо определить колористическое решение будущей композиции, мягкость или напряженность, принцип или тип цветовой гармоничности, раскладку цветов относительно друг друга.

В работе над стилизованной композицией надо отдать предпочтение обобщению, предельной лаконичности изображаемого, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя ее размеры и конфигурацию.

Композиция с природными мотивами может выполняться разными способами. В том числе ассоциативно, т.е. состоять из обобщенных форм, или абстрактно, в виде набора цветовых пятен с отвлеченным условным колоритом. Здесь привязка к конкретному объекту необязательна, так как это не стилизация какого-то предмета, а самостоятельная композиция, которая может быть приближена к реальности, а может быть и фантазией.

Основой построения любой монокомпозиции является организация изображаемых мотивов замкнутой плоскости заданного размера и формы, и подчинении их общей композиционной задаче.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!