Глава 2. Возрастные психологические особенности среднего школьного возраста



Особенности развития основ стилизации среднего школьного возраста

 

Особое внимание к художественной прикладной деятельности школьника объясняется нами тем, что она оказывает значительное влияние на развитие творческой активности личности. Художественная прикладная деятельность школьника среднего звена характеризуется свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании на начальном этапе изделий по образцу, а на следующем этапе оригинальных изделий, не ограничивая ученика средних классов в активном воображении.

Подключая творческое мышление, прикладная художественная деятельность создает возможности для расширения представлений ребенка об окружающей полиэтнической действительности, обогащения его жизненного опыта.

Привлечение учащихся к занятиям различными видами декоративно-прикладного искусства позволяет воспитывать у них преобразующее отношение к миру. Системный подход в освоении учащимися средней школы прикладной художественной деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, трудовой опыт, тем самым обеспечивается развитие творческой активности ребенка, стремления к самореализации. Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью (учения, освоения содержания и т. п.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

 

В структуре активности выделяются следующие компоненты: - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - сознательность выполнения заданий; - систематичность обучения; - стремление повысить свой личный уровень и др.» [20, с. 270]

С активностью непосредственно связана самостоятельность, которая рассматривается нами как одна из сторон мотивации. Самостоятельность и познавательная активность школьников неразрывны и как свидетельствует педагогическая практика более активные школьники, как правило, и более самостоятельны. В трудовой, познавательной, художественной деятельности активность школьника находит выход и реализуется, сопровождая весь процесс становления ребенка.

Творчество и активность школьника создают возможности для проявления оригинальности и целеустремленности. Без этих двух составляющих самореализация не возможна. У учащегося средней школы происходит формирование мотивационно-ценностной и эмоциональной сфер личности, для которых характерны любознательность и познавательная активность. Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства способствуют раскрытию творческого потенциала, потому что в процессе художественной прикладной деятельности проявляются воображение и фантазия.

Как показывает практика на уроках трудового обучения ученики средней школы выполняют изделия, как правило, по образцу, не придавая значения целесообразности процесса, эстетическому наполнению.

На занятиях кружка по изучению техник декоративно-прикладного искусства создаются ситуации, когда ребенок может осознать значение изделия в окружающем мире и оценить эстетическое соответствие своих произведений оригиналам, а также сравнить сою работу с работами других членов кружка. Мы не можем согласиться с теми исследователями, которые отстаивают идею преобладания технологичности в воспитании учащихся. Подходы, которые обосновывают Н. Корец, А. Коберник в трудовой подготовке учащихся, не учитывают современных тенденций в теории и практике воспитания.

Исследователи, которые некритично воспринимают идеи проектного подхода, увлекаются технической частью вопроса и не учитывают того, что современный мир все более ориентируется на дизайн и этнодизайн, не учитывают особенностей современного развития культуры с тенденциями регионализации и глобализации в мировом сообществе. Современная школа не должна готовить рабочих с технократическим мышлением или заниматься вопросами допрофессиональной подготовки, а формировать жизненные компетенции и готовность к творческой самореализации.

Необходимо учитывать двойную природу дизайна - соединение «конструктивного» и «художественного». «Конструирование» - это разум с главными инструментами: логикой, философией, математикой, с понятиями и формулами. «Художественное»- это образ, чувства, эмоции. Там где заканчиваются образы, начинается логика. У художника- мир образов, у конструктора-понятий. Конструктор создает «конструкцию», а художник-«дух». Бездуховность исполнителя ведет к бездуховности результата. Одухотворение предметов — это путь решения проблем воспитания [7, с. 445].

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились. Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства развивает художественные и интеллектуальные способности учащихся. Знакомство учащегося с декоративно-прикладным искусством должно опираться на принцип введения личности в самобытные культурные миры.

Воспитание школьников среднего звена средствами декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка в школе направлено на:

1) развитие мировосприятие школьника и подготовку его к восприятию истории культуры своего народа этносов, проживающих в регионе;

2) осознание себя как носителя национальных ценностей;

3) формирование элементов планетарного мышления и развитие духовного потенциала;

4) обучение этически приемлемым и оправданным с позиции морали и права формам самовыражения в обществе;

5) обучение этики дискуссионного общения и этике взаимодействия с другими людьми при оценке произведений декоративно-прикладного искусства;

6) формирование потребности в творческой самореализации и самообразовании;

7) «осуществление возможностей развития «Я« посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [11, с. 4].

Воспитанность во всем многообразии значений этого слова становится целью и содержанием воспитания школьников среднего звена средствами декоративно-прикладного искусства. Предметом художественной прикладной деятельности становится изучение духовной и материальной культуры этносов, проживающих в регионе, как части мировой культуры, культуры взаимодействия личности и этноса, нации, сообщества и природы [7, с. 445].

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!