Какиецели, идеалы выдвигались в истории философской мысли?



1. (киренаики)- Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2. (стоики)-освобождение от влияния внешнего мира.

3. (эпикурейцы)-Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение.

4. (христианство)-на имеет одинаково важное значение как для искренне верующего, так и для светского человека, если он стремится к культуре и просвещению.

5. (конфуцианство) -Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли , выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди .

6. (даосизм) -цель - следовать пути, указанному природой; принцип - «недеяние»;суть счастья как блага народа - в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца - в умеренности, спокойствии, близости к природе.

7. (ницшеанство)-одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека.

 

20/5. Почему на вершину иерархии идей, на вершину всего сущего Платон поместил именно идею блага? Ценность всех благ (вещей, занятий, статусов) определяется отношением к высшему благу, к идее блага. Идея блага придает смысл, бытие всему сущему. Развивая учение Платона и Аристотеля, неоплатоники понимали Благо как источник всего сущего, буквально порождающий космос. Не столько люди стремятся к благу, сколько благо стремит их к себе, выявляя таки образом их сущность. Вот почему, с точки зрения

Аристотеля, счастье – это цель жизни, осуществление сущности. Поскольку сущностью человека является мышление, то счастье заключается в познании, в занятиях наукой и искусством. Счастье – результат преодоления страстей путем самоограничения. А то, что ведет к счастью – разумность – и есть добродетель (под ней может пониматься и положительное нравственное качество, и само делание добра). Добродетель – то, что делает человека именно человеком, его существенное свойство (соответствие вещи своей цели).

Реализация этого природного свойства гарантирует достижение счастья (предназначения, участи, по-русски говоря).

В христианской этике источником всех прочих добродетелей считаются три главные теологические добродетели: вера, надежда, любовь. В рамках христианского вероучения переосмыслены и четыре философских добродетели, упоминающиеся античными авторами: благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. Всего же разнообразных добродетелей рассматривается в христианской этике огромное количество. Вспомним пороки (так называемые «Семь смертных грехов», согласно списку Григория Великого), склоняющие человека к совершению греха. Первые пять пороков – душевные, последние два – плотские.

 Назовите добродетели, противостоящие этим семи порокам.

1. Гордыня-любовь

2. Зависть - нестяжание

3. Гнев –целомудрие

4. Уныние – смирение

5. Алчность (сребролюбие)-воздержание

6. Обжорство (чревоугодие)-кротость

7. Похоть (прелюбодеяние, блуд)-трезвение

В православной традиции говорится о восьми страстях: в списке не упоминается зависть, но зато проводится различие между гордыней и тщеславием, а также между унынием и печалью.

 

Вспомните пять-десять качеств из списка «Прусских добродетелей» (начало XIX в.):

-Бережливость

-Богобоязненность  с религиозной терпимостью

-Верность

-Дисциплинированность

-Искренность

-Мужество без жалости к себе

-Надёжность

-Неподкупность

-Послушание

-Прямолинейность

-Пунктуальность

-Самоотверженность

-Сдержанность

 

 

20/6. Кто из античных философов писал о взаимосвязи технического прогресса с упадкомнравов и с утратой душевного покоя?

Арсений (Жадановский)

 

Перечислите отрицательные социальные последствия научно-технической революции.

1.Глобальный экологический кризис

2. Демографический врыв

3. Научно-технический прогресс

4. Звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса

 

20/7. Какая взаимосвязь существует между духовным кризисом личности и духовным кризисом общества, эпохи?

кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения.

20/8. Утилитаристская платформа представлена разными направлениями, школами.

Джеремайя Бентам сформулировал количественную теорию удовольствия, согласно которой любое удовольствие может быть количественно измерено и соотнесено с другим.

 

Бентам указал семь параметров предполагаемого измерения:

1) интенсивность; 2) продолжительность; 3) высокая вероятность; 4) доступность; 5) плодотворность (способность порождать другие удовольствия); 6) чистота (несопряженность с болью, с отрицательными последствиями); 7) широта (число людей, затронутых удовольствием).

Джон Стюарт Милль – в противовес Бентаму – сформулировал качественную теорию удовольствий: удовольствия различаются не только величиной, но и качеством: часто более слабое удовольствие (например, от интеллектуального труда) лучше и потому предпочтительнее более сильного (например, сексуального).

Покажите достоинства и недостатки каждой из двух теорий, а главное – их обеих.

Достоинства : Главной в утилитаризме следует считать идею о возможности выведения общей справедливости, как вспомогательного принципа, из счастья как морального принципа большей степени общности. Польза венчает собой триаду основных моральных принципов классического утилитаризма: польза, счастье и гедонизм (удовольствия). Максимизация пользы выступает как главный принцип, счастье есть содержание и смысл полезности, счастье, в свою очередь, понимается, главнымобразом, как удовольствие.

Недостатки :Общественный договор, гипотеза крайне упрощенная, не соответствует сложности объясняемых ею фактов. Теория народного верховенства, идущая по прямой линии от культа разума, находится в непримиримом противоречии с самым понятием правительства и общественного порядка. Теория прав человека, логическое следствие абстрактной концепции человеческой природы, представляет собою «мину», способную взорвать всякое политическое учреждение.

20/9. Игра – это форма свободного самовыражения, характеризующаяся переживанием удовольствия от самой деятельности. А что выступает противоположностью игры?

Важнейшие разновидности игры:

Кто увидел в игре средство нашего освобождения, показал, что бескорыстная игра призвана восстановить целостность человека, искалеченного разделением труда?

Кто опроверг представления о служебном назначении игры, разгадал в игре исток всех форм культуры, включая искусство, науку, философию, религию, юриспруденцию?


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!