Почему возникают антиномии чистого разума, и каким образом они разрешаются?



 

Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, а напрямую связаны с диалектичностью процесса познания, при котором субъективные противоречия требуют логического разрешения и приводят к возникновению новых, более совершенных знаний, то в этом естественном процессе достигается более верное отражение объективных процессов развития.

 

 

4/6. Кант ставил четыре программных философских вопроса. Вставьте пропущенные слова.

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

Почему Кант считал, что его философия полезна не только науке, но и христианской вере?

Вера в широком понимании этого слова с подвигает человека, на проверку своих домыслов, это скажем так мотив для действия. Например когда ученый верит в достижение поставленой цели и поэтому работает над этим.

 

4.7. Просвещением обычно называют антифеодальную, антиклерикальную буржуазно- демократическую идеологию. Соответствующей эпохе (XVIII в.) присущи рационализм и свободомыслие, то есть критика традиционных социальных институтов, обычаев и морали.

Начиная с глубокой древности, многие философы сомневались в возможности подтвердить или опровергнуть факт существования божества (Протагор, Продик). Некоторые выступали против религии как таковой (Диагор, Дидро, Гольбах, Маркс, Бакунин, Ницше, Фрейд).

Большинство же – против традиционных ее форм (Ксенофан, Руссо, Конт, Фейербах). При этом многие относились к ней прагматически (Критий, Вольтер, Кант).

Существуют ли неразрешимые противоречия между научным мировоззрением и религией, в частности, христианством?

Да , в значительной степени противоречие это неизбежно, так как религиозное мировоззрение - явление устойчивое, принципиально вечное, а научное мировоззрение - явление неустойчивое, принципиально постоянно меняющееся в зависимости от новых открытий и развития научных воззрений.

 

Религиозное мировоззрение, осмысливающее жизнь и придающее ей определенное направление, не может меняться от того, что, например, атом в XIX веке считался недробимым, а в XX веке доказано, что он делим. Научная же работа должна быть совершенно свободной в своих опытах, изысканиях и выводах. Она не может руководствоваться в этом никакими предвзятыми, вне ее области созданными мыслями. Поэтому, строго говоря, научного мировоззрения как величины постоянной вообще не может быть. Это величина все время меняющаяся, в зависимости от успехов развития знания.

Реакцией на Просвещение и промышленную революцию становится романтизм, особое идейное течение и стиль научного мышления. Горькое разочарование в плодах цивилизации.

Бунт против паровой машины. Критике подвергаются механицизм, практицизм, односторонний объективизм. Вновь одухотворяется природа, и человек хочет жить в гармонии с ней. Популярен образ ученого, порывающего с окружением. Внимание приковывают индивидуальность,

конфликт между личностью и обществом, бессознательное, символическое, фольклор. Теперь возвеличивается не универсальный “Разум”, а “дух народа”, оправдывается национальная самобытность. Деизм, вера разума, тускнеет на фоне веры сердца, что, между прочим, способствует дальнейшему размежеванию науки и религии. Романтизму, сложившемуся в первой трети XIX в., предшествовали предромантические течения XVIII в. Во Франции реакцией на культ Разума стал сентиментализм (Ж.Ж. Руссо, 1749 г.), не порывавший с Просвещением полностью, но делавший ставку на возвращение к естественности, а не на прогресс. В Германии – движение “Бури и натиска” (Гаман, Гердер, Гёте, 1767–1785).

Перечислите имена и идеи немецких романтиков XIX века:

- Фридрих фон Гарденберг

-братья Август Вильгельм

-Фридрих Шлегель

 

Однако вера в прогресс и во всесилие науки возрождается. В Англии наступает Викторианская эпоха (1837–1901): укрепление среднего класса и его ценностей становится главным условием научно-технического прогресса. Во Франции аналогичные процессы – индустриализация, строительство железных дорог, урбанизация, колоссальный рост благосостояния – разворачиваются несколько позже, на пике Второй империи (1852–1870). Обостряются, конечно, социальные противоречия. Буржуазно-демократические революции 1848–1849 гг. оказывают разностороннее воздействие на историю научной мысли. Романтизм уступает место позитивизму, натурализму, историзму.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!