Какие четыре вида аффектов препятствуют достижению этой гармонии с природой?



удовольствие, отвращение, вожделение и страх

 

Как избежать аффектов?

Оплакивание — это постепенное «исчерпание» аффекта, который при реализации в полную силу мог бы разрушить эго, количество катексисов, освобожденных при утрате объекта, оказалось бы роковым. То, что сегодня называют «скорбью», представляет собой отсрочивание и размеренную нейтрализацию бурного и деструктивного аффекта, который по-прежнему наблюдается в горестных незаторможенных реакциях примитивных людей и панической реакции ребенка на исчезновение матери. Отсюда понятно, что механизм отсрочивания аффекта изучался с особым учетом феномена печали. «Человек-волк» (пациент Фрейда) не выразил реакции на смерть своей сестры, но разразился слезами на могиле Пушкина. Элен Дойч посвятила этому вопросу публикацию.

 

 

Отсрочивание аффекта никоим образом не ограничивается гневом и печалью. Пфистер исследовал реакцию эго на внезапную смертельную опасность и неоднократно обнаруживал отсутствие страха в острый период, но впоследствии, когда опасность миновала, появлялся интенсивный страх. Такое отсрочивание, возможно, спасительно, поскольку предоставляет шанс целенаправленного действия, которое в ином случае парализовалось бы страхом. Симптомы тревоги у травматических невротиков сходным образом отчасти репрезентируют отсроченный страх.

 

2/15. Вспомните разнообразные предпосылки возникновения и становления философии в

Средиземноморье.

Социально-экономические

Социально-политические

Культурно-исторические

Социокультурные

 

Объясните взаимосвязь всех названных предпосылок и роль философии в генезисе самой западной цивилизации.

Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда — космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира.

 


 

Тема 3. Философия Средних веков

3/1. Теология – это систематизированное изложение и обоснование вероучения, оправдание религии перед лицом разума. Какие проблемы обсуждались в христианской теологии?

1.Тринитарная проблема- как единство Бога совмещается с существованием его в трех лицах : Бог-Отец ,Бог-Сын (логос , вопотившийся в Иисусе Христе ) и Бог-Дух Святой.

2.Христологическая проблема- как в личности Иисуса Христа совмещается божественная и человеческая природа .

3.Теопасхическая проблема –как человеческая смертность Христа совмещается с его божественным бессмертием .

4.Проблема совмещения божественного предопределения и свободы воли человека : если все определяется , в конечном счете , волей Бога, то как человек может быть ответственным за свои поступки , за вину , за неверие

3/2. Схоластика – тип философии, сочетающий религиозно-теологический догматизм с рациональным способом обоснования. Можно лишь разъяснять догматы вероучения,выводы же известны заранее. Перечислите достоинства и недостатки схоластики.

Достоинства-среди которых, несомненно, выработка интеллектуального языка для сообщения истин веры образованному современнику. Поэтому, несмотря на разницу интеллектуальных методов, схоластика, так же как и патристика перед этим, с миссионерским пылом отвечала на культурные вопросы своего времени.

Недостатки - Недостатки схоластического метода аналогичны тем недочетам, которые неизбежно возникают, когда упор делается на «диалектику» . Недостатки эти сводятся к следующему: безразличие к фактам и науке, вера во всесилие аргумента в вопросах, которые можно решать только при помощи наблюдения, наконец, совершенно непомерное подчеркивание значения словесных различий и тонкостей.

3/3. Разъясните особенности средневековой философии, связанные с теоцентризмом.

Традиционализм- ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему.

 Универсализм: семья; речь; мифология и научные знания; искусство; религиозные практики; материальные сходства; правительство; собственность; война.

Символизм- филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры.

Дидактизм - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

Телеологизм-учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

Энциклопедизм -Уверенность в возможностях познающего разума с особой убедительностью выразилась в таком явлении культурной жизни Просвещения, как создание и издание многотомных энциклопедий наиболее образованными людьми.

Провиденциализм -религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществлении заранее предусмотренного божественного плана “спасения человека”.

 

3/4. Исключительно важную роль при переходе от средневекового теоцентризма к научно-рационалистическому мировоззрению Нового времени сыграла концепция двойственнойистины: то, что признаётся истинным в философии, может считаться ложным с точкизрения философии, и наоборот. В решении каких вопросов Ибн Рушд и другие сторонникиконцепции двойственной истины следовали Аристотелю, а не Писанию?

Ибн Рушд рассматривает соотношение философии и религии в трактате FaslAl-Maqal («О согласии религии с философией»).

Существовало много вариантов концепции двойственной истины. Приведите хотя бы три.

Ибн Рушд: истина едина , но имеет 2 аспекта – научный и религиозный.

Фома Аквинский: «Философия служанка теологии».Противоречия между ними не может быть .Флософия – истины разумные .Релегия – истины сверхразумные.

3/5. Сравните важнейшие религиозно-философские платформы – теизм, пантеизм и деизм.

Вставьте пропущенные термины, обозначающие отдельные аспекты теизма.

Теизм – концепция, суть которой заключается в следующем. Единый, всемогущий, всеведущий Бог (с большой буквы ), являющийся личностью  и пребывающийвне мира, вне пространства и времени, сотворил мир из ничего в актесвободной воли и полностью  распоряжается им. В дальнейшем; Бог открывает людямсвою волю посредством Писания .

Пантеизм – это отождествление Бога и мира, растворение Бога в природе. Пантеизм выступал основой многих еретических учений.

Деизм – это концепция, согласно которой Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в естественный ход событий. Деизм получил распространение не ранее XVII в.

 

Поясните, каким образом каждая из трех платформ (каждая – по-своему) способствовала реабилитации науки, естествознания, философии.

Теизм: если мир создан Богом, то

Пантеизм: если природа и есть Бог, то

Деизм: волю Бога можно познать только посредством

3/6. Каким образом в Средние века было переосмыслено понятие бесконечности?

Античная философия: диалектика мироздание.

Средневековая философия: христианскую проповедь и античную философию

3/7. Комментируя сочинения Платона и Аристотеля, Порфирий сформулировал проблему так. Существует ли общее субстанциально или же только мысленно; и если субстанциально,то телесно или бестелесно; и если бестелесно, то в отрыве от тел или неотрывно?

Охарактеризуйте концепции, сложившиеся по вопросу об универсалиях, то есть об общем.

Крайний реализм- это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода.

 

Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек»

Крайний номинализм - Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени.

Умеренный реализм - Позиция: универсалии существуют трояким образом: до вещей (в божественном разуме), в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса), после вещей (в человеческом разуме).

Противостоит реализму другое направление – номинализм.

Умеренный номинализм -Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи.

Концептализм-Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные вещи.

3/8. Раскройте особенности ренессансной философии.

1. Филологическая ориентация - философское направление, поставившее своей основной задачей анализ естественного языка строгими методами.

2. Гуманистическая направленность- последовательный пантеизм; обоснование бесконечности природы; распространение гилозоизма, то есть представления о всеобщей одушевленности и оживленности природы, посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой; обоснование бесконечности природы;

3. Антиклерикализм-социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования.

4. Натуралистическая ориентациянаправление в социологии, объясняющее историю и функционирование общества различными природными факторами (климатическими, географическими, биологическими и т.д.) и теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук в объяснении социальных явлений и процессов.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!