В чем различие между Итальянским Возрождением и Северным Возрождением?



Если говорить коротко, то Северное Возрождение больше напоминает позднюю Готику, нежели новое время. Картины таких авторов как Босх, Флэмаль, ван дер Гус, ванЭйк, ван дер Вэйден, Брэгель, Гольбэйн и т. п. сохраняют пластику и тематику готической живописи, а именно назначение искусства скорее религиозное, нежели светское, цвета очень насыщенные (как в готических илюминурах) , черты лица по готичному прописаны (некоторые картины написаны как бы пером, а не кистю) .

Итальянское Возрождение в отличии от северного было новой эпохой, а не продолжением.

3/9. Основываясь на учении Аристотеля, Фома Аквинский разработал космологическое доказательство бытия Бога, включающее, в частности, кинетическое и телеологическоедоказательства. Изложите суть космологического доказательства.

Суть доказательства в том, что если каждое явление должно иметь свою причину, будучи следствием этой собственной причины, то и весь мировой порядок в целом должен порождаться своей причиной. Перводвигателем (первопричиной) космоса может быть только Бог. Бессмысленно задавать вопрос о причине, которая, в свою очередь, могла бы породить Бога, ибо такой лукавый вопрос просто уводит мысль в бесконечное повторение одного и того же и вновь заставляет возвращаться к представлению о предельной первопричине космоса.

 

3/10. Большое внимание уделялось в средневековой философии (впрочем, уделяется и сегодня) проблеме теодицеи. Существует несколько различающихся между собойтрактовок данной проблемы. Почему несправедливость остается безнаказанной? Зачемчеловек вообще должен страдать? Плутарх (I II вв.) вопрошает о том, откуда берется зло,если божественная основа мира совпадает с абсолютным благом. Согласно дилемме, сформулированной Д. Юмом (XVIII в.), наличие зла в мире говорит о том, что Творец либоне всемогущ, либо не милосерден, причем ни та, ни другая альтернатива не отвечаетхристианскому вероучению. Известно немало путей богооправдания (теодицеи). Вотнекоторые из них.

1. Ответственность за существование зла возлагается на материю, из которой демиург создает мир (пантеисты, гностики, нехристианская позиция).

2. Зла как такового в мире и нет, оно не сотворено Богом подобно тому, как сотворен мир, но представляет собой лишь отсутствие добра (Августин).

3. Зло скорее терапевтическое средство, которое ведет нас через страдания к духовному совершенству (Ириней).

4. Благость Бога проявляется именно в том, что он творит личность совершенно свободную (апостол Павел, Н. Бердяев); зло, так сказать, от избытка совершенства.

5. Если бы можно было бы понять милосердие и справедливость Бога, демонстрирующего гнев и несправедливость, то не было бы нужды в вере (М. Лютер).

6. Никакого зла на самом деле нет, нечто лишь кажется нам злом вследствие однобокости, ограниченности нашего ума (отчасти Августин, отчасти Г. Лейбниц).

7. Мир без зла невозможен логически, поскольку должен уступать в совершенстве Творцу, зло элемент мировой гармонии (Г. Лейбниц).

Какой путь представляется предпочтительным? Ответ обоснуйте. Попытайтесь предложить собственный вариант теодицеи.

Ответ: Если бы можно было бы понять милосердие и справедливость Бога, демонстрирующего гнев и несправедливость, то не было бы нужды в вере (М. Лютер).


Тема 4. Философия Нового времени

 

4/1. Родоначальниками философии Нового времени являются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.

Оба исходили из установок антитрадиционализма. А чем их позиции различаются?

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия.

По мнению Декарта, мы находим два вида идей: априорные, т. е. доопытные и апостериорные, получаемые вследствие деятельности человека, главным образом познавательно

 

Бэкон – эмпирик, преувеличивал значение индукции, эксперимента. Значение математики недооценивал. Он писал о четырех видах «призраков» (idola), заблуждений, уводящихпознание на ложный путь. Поясните, что имелось в виду под каждым из «призраков».

Призраки пещеры-индивидуальные особенности человеческой психики, восприятия, следствие различного воспитания.

 Призраки площади-«площади» не в математическом смысле, а в смысле форума—места общения и публичных речей, иногда этот род предрассудков называют призраками рынка.

Призраки рода - присущи природе человека от рождения, как разуму так и чувствам. Бэкон сравнивает ум с неровным зеркалом, которое «примешивает к природе вещей свою природу и отражает вещи в искривленном виде».

Призраки театра -слепая вера в авторитеты, а также «неумеренное религиозное рвение». Способ преодоления—концепция двух истин

Декарт – рационалист, преувеличивал значение дедукции, умозрения. Математику ценил очень высоко. Отправная точка его рассуждений – сомнение и его преодоление. Поясните.

 

4/2. Декарт развивал представление о двух субстанциях и двух их неотъемлемых атрибутах.

Что, согласно Декарту, является атрибутом материальной субстанции? Выберите одно:

1. Протяженность. 2. Твердость. 3. Движение. 4. Осязаемость. 5. Несотворенность.

Что, согласно Декарту, является атрибутом духовной субстанции? Выберите одно:

1. Мышление. 2. Ощущение. 3. Бессмертие. 4. Жизнь. 5. Несотворенность.

 

4/3. Резкое противопоставление субстанций, берущее начало в учении Декарта, привело к возникновению так называемой картезианской проблемы, решением которой занимается вся последующая философия. Раскройте хотя бы три аспекта этой проблемы.

1. Онтологический-связаны с необходимостью преодоления или, по крайней мере, смягчения оппозиции сознания и бытия.

2. Гносеологический- получения нового научного знания, так как процесс познания часто сопровождается появлением новых понятий и теорий.

3. Этический- критериев добра и зла, добродетели и пороков. ; смысла жизни и назначения человека; свободы воли ;должного, его совмещение с естественным желанием счастья[

4. Антропологический-вопрос о том, возможна ли антропология как традиционная сфера знания - проблема объекта антропологического знания. Насколько правомерно ставить вопрос «Что такое человек?», полагая, что человек - это «вещь среди вещей», что возможно изучение человека, так же как изучение всех других сфер реальности?

 

4/4. Решая проблемы гносеологии с позиций сенсуализма и механицизма, Локк соглашался с популярным в его время подразделением качеств познаваемых вещей на первичные и вторичные. Беркли, развивая взгляды Локка, пришел к выводу, что вторичными являются вообще все качества. Дайте определение тому и другому роду качеств и перечислите их.

Первичные качества–существуют вне зависимости от нашего восприятия. Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада - это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по-разному.

Вторичные качества – это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами чувств: цвета- глазами, звуки -ушами, запахи -обонянием, вкусы -органами рта.

 

4/5. Как подчеркивал Кант, он предпринял критику не в отношении тех или иных теорий, а в отношении самой нашей познавательной способности к сверхопытному знанию. Онразграничивал два вида знаний: апостериорное, полученное, в конечном счете, из опыта; иаприорное, не зависимое ни от какого опыта. Априорное знание – это лишь форма знанияапостериорного, опытного, условие его необходимости и всеобщности. Кант рассматривалтри познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Назовите априорныеформы, лежащие в основе каждой из трех познавательных способностей.

Априорные формы чувственности – этоявляются чистые созерцания, с помощью которых многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две — пространство и время. Именно они обуславливают возможность математики как науки.

Априорные формы рассудка – эторедставляют собой априорные чистые понятия рассудка (рассудочные понятия) — категории. Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые сам рассудок с необходимостью присоединяет к многообразному чувственному материалу,

Априорные формы разума – это рассматривалось как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания. Познание должно соответствовать этим характеристикам как своему идеалу.

Что касается мира в целом, то рассуждения о нем приводят к возникновению четырех антиномий, то есть взаимоисключающих, но в равной степени доказуемых утверждений. Вотэти антиномии.

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве.

2. Всё состоит из простых (неделимых) частей; нет ничего простого.

3. Помимо причинности по законам природы, есть свобода;

свободы нет.

4. Есть безусловно необходимая сущность мира; такой сущности нет.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!