Вспомните имена авторов важнейших философских учений, программных идей.



1. Они считали, что в основании всего лежат предел и беспредельное- Аристотель , Сократ.

2. Он исследовал границы и саму возможность познания, противопоставил знание и мнение, подверг критике традицию, обычаи, антропоморфные представления о богах-КСЕНОФАН КОЛОФОНСКИЙ,ЛОКК

3. Он учил, что бытие есть, а небытия нет. Бытие вечно, едино, неподвижно, целокупно (не состоит из частей), совершенно. Существующее и мыслимое – одно и то же (поясните, почему). Разум дает истинное знание, а чувства – недостоверные мнения-Парменид.

Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

4. Он развил учение о единстве противоположностей, о внутренней противоречивости всего сущего. Тайная гармония лучше явной. Всё возникает через вражду. Война – отец всех…Мудрость в том, чтобы знать всё, как одно. Всё течет, и ничто не пребывает–Гераклит Эфесский.

5. Ему принадлежит, пожалуй, старейшая версия теории естественного отбора- Чарльз Дарвин.

 

2/4. Гераклит пытался вызить глубокие философские идеи пытался он выразить с помощью

образов лука, лиры, огня, реки…

принцип единства и борьбы противоположностей,

идею всеобщей изменчивости,

идею всеобщей закономерности,

принцип единства мира, концепцию познания.

На роль первоначала был выдвинут именно огонь, отождествленный с Логосом, поскольку огонь символизирует не вещество, из которого всё состоит, а сам процесс непрерывного превращения одного в другое.

Перечислите пять-десять значений слова «Логос»

-Логос в философии - это универсальный закон, которому все в мире подчиняется («всеуправляющий Логос»).

- Он выступает выражением определенности и постоянства, а также устанавливает своего рода границы, в рамках которых протекают все изменения и трансформации. Логос в философии - это (кратко) закон, делающий мир гармоничным, упорядоченным и соразмерным. То есть все изменения протекают внутри него (при условии расценивания данного понятия в качестве меры).

-Данный термин выражает тождество таких противоположных понятий, как добро и зло, день и ночь, холод и тепло, образует из них нечто единое: «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласие и разногласие, из всего – одно, из одного – все» (Философия Гераклита - «Учение о логосе»).

-Рассматриваемое понятие не употребляется в отношении отдельно взятых вещей. Логос в философии Гераклита - обозначение тотальности.

 

2/5. Зенон Элейский – автор замечательных апорий. Хорошо их выучите. И перескажите кому-нибудь.

Апория – это неразрешимая проблема, возникающая при осмыслении данных опыта.

Основу апории составляет антиномия, то есть сочетание двух противоречащих друг другу, но в равной мере логически обоснованных высказываний о предмете. Антиномия выражает противоречие, объективно присущее самому предмету. Ее необходимо отличать от простого софизма, построенного на умышленно допущенной логической ошибке.

Апория против движения. Движущееся тело не движется ни в том месте, где находится (поскольку, находясь в определенном месте, тело нe выходит за его пределы, следовательно, покоится в нем), ни, тем более, в том месте, где его нет. Движение невозможно!

Апория против множества. Если частица неделима, у нее нет величины, поскольку нет ни начала, ни середины, ни конца; а сумма любого количества нулей не даст тела, обладающего величиной. С другой стороны, если всё, имеющее величину, делится до бесконечности, то любое тело, состоящее из бесконечного числа пусть даже очень малых частиц, должно было бы оказаться бесконечно большим. Множественность невозможна!

В чем смысл апорий Зенона Элейского? Что Зенон пытался показать апориями?

Зенон придал своим апориям ярко выраженный физический смысл: он направил их против возможности движения. Основной вопрос состоит в соотношении математической модели и реального физического пространства.

В апориях Зенона предполагается, что пространство в малом устроено так же, как и в большом, факты из области движения величин определенного порядка переносятся на все величины. Между тем согласно современным физическим взглядам физические величины вовсе не являются делимыми до бесконечности. Современная физика открывает все новые и новые замечательные факты о строении микромира. Д. Гильберт и П. Бернайс в своей книге «Основания математики» (1934) писали, что решение парадокса «дихотомия» состоит «в указании на то обстоятельство, что мы вовсе не обязательно должны верить в то, что математическое пространственно-временное представление движения имеет физическое значение для произвольно малых интервалов пространства и времени; скорее, мы имеем все основания предполагать, что эта математическая модель экстраполирует факты из некоторой области опыта, а именно из области движений в пределах того порядка величин, который пока доступен нашему наблюдению, экстраполирует просто в смысле образования идей, подобно тому, как механика сплошной среды совершает экстраполяцию, предполагающую непрерывное заполнение пространства материей… Ситуация оказывается сходной во всех случаях, когда имеется вера в возможность непосредственного узрения(актуальной) бесконечности как данной посредством опыта или восприятия… Более подробное исследование показывает затем, что бесконечность вовсе не была нам дана, а была только интерполирована или экстраполирована посредством некоторого интеллектуального процесса».

Апории Зенона затронули действительно глубокие и сложные вопросы. Как же ответила на них античная наука? В частности, как она разрешила вопрос о том, допустимо ли пользоваться в математике актуально бесконечно большими и актуально бесконечно малыми величинами? Мы можем судить о тех точках зрения, которые имели место в античной математике, и о тех дискуссиях, которые там велись, по косвенным данным, главным образом по сообщениям Аристотеля и других философов этого времени.

 

 

2/6. Принципы научного мышления получили обоснование в учении Демокрита. Поясните, каким образом он обосновывал каждый из принципов.

1. Принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности, и связанный с ним принцип сохранения.

2. Принцип механического объяснения явлений. Механические элементы в объяснении явлений физического мира мы находим и у более ранних "физиков" - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Эмпедокла, но ни у кого из них нет такой последовательности в этом отношении, какую мы видим у Демокрита. Часто можно видеть, как чисто "физическое" объяснение неожиданно оборачивается метафорой или же заменяется объяснением другого рода, как, например, принципы "любовь" и "вражда" Эмпедокла. В отличие от этих натурфилософов учение Демокрита являет собой первую продуманную концепцию механического объяснения природы, и в этом состоит его непреходящее значение. "Системы Левкиппа и Демокрита, - пишет Лейнфельнер, - до сегодняшнего дня оставались образцом для всех механистических систем в противоположность, например, полудетерминистической системе Эпикура"34.

3. Принцип объяснения наблюдаемых явлений на основе познания сущности явлений, прямому наблюдению не доступной.возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно следственными связями, и задача науки — установить эти связи.

  • 4.Принцип относительности научного знания

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе — эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

 

2/7. Важный вклад в дело просвещения внесли так называемые софисты, платные учителя красноречия: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий,

1. Способствовали демократизации образования, распространению разнообразных знаний.

2. Воспитывали критическое отношение к окружающей действительности, к обычаям, религии, морали, государству, к недостаточно обоснованному знанию.

3. Перенесли центр тяжести с природы на человека и общество, сосредоточили внимание на таких предпосылках познания, как язык, культура, практика, показали зависимость взглядов человека от его интересов. Исследовали элементы логики и ораторского мастерства.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!