Наказание Израиля как неверной жены.



Здесь от рассказа о личной жизни Осии виден переход к анализу отношений между Богом и Израилем. Осия, который сам тяжело переживал измену Гомери, повествует о том, как Господь страдает из-за нечестия Израиля. Узы завета, которые связывают Яхве с Израилем, подобны отношениям между мужем и женой (заметим, что в еврейском языке «Израиль» – женского рода). Во 2-м стихе говорится о полном разрыве между Господом и Израилем: «…ибо она не жена Моя и Я не муж ее». Почему происходит этот разрыв? Потому что Израиль подобен даже не блуднице, а прелюбодейке (II, 2, 5). Господь требует, чтобы народ оставил нечестие, иначе последует неминуемое наказание: Израиль будет превращен в пустыню, будет раздет донага и выставлен на позор (2, 3). Подобное наказание на Древнем Востоке, согласно архивам Нузи, использовалось в отношении тех женщин, которые изменяли своим мужьям.

Израиль бежит за своими «любовниками», языческими богами, он надеется получить у них дары. Однако другие боги неспособны дать Израилю благоденствие, источником которого является Яхве. Именно от Него Израиль получал все блага, но народ забыл об этом (ст. 8). Яхве отберет у него все, что Он дал ему при взятии Обетованной земли: зерно, вино, шерсть, лен, виноградники (ст. 9). В ст. 10 говорится: «и никто не исторгнет ее из руки Моей», что говорит о бессилии богов предотвратить наказание Господне. Вследствие опустошения страны станут невозможными израильские религиозные праздники и торжества (ст. 11-13), которые имели синкретическую природу, так как люди совмещали поклонение Господу и Ваалу. Однако этим наказанием Бог не ограничится. Он уведет Израиль в пустыню, чтобы сердце Израиля вновь обратилось к Нему (2, 14-15). Здесь Господь вновь обручится со своим народом («И обручу тебя Мне навек» (2, 19)), после чего Израиль будет звать Его «муж мой», а не «мой Ваал». Возвещается также, что Израиль «познает Господа» (ст. 19), т.е. вновь полюбит его. Люди больше не будут искать спасения в идолах, милость Господня снова вернется к ним. Даже природа преобразится и станет, как во дни Эдема – дружелюбной по отношению к человеку (2, 18). Наконец, заканчивается глава (стт. 22-23) обетованием о том, что символические зловещие имена детей Осии обретают противоположное, радостное звучание.

Гл. Восстановление семьи пророка Осии.

Новый эпизод в жизни Осии, который необходим, чтобы пророк полнее прочувствовал милующую любовь Бога к Израилю и ту боль, которую Господь испытывает, когда Израиль изменяет Ему.

3, 1. Здесь имя женщины не указано, но из контекста ясно, что это Гомерь. Осия должен не только «взять» ее, но и полюбить, т. е. обновить свои чувства к ней, не взирая на измены. Именно так ведет себя Господь по отношению к народу. Любимую мужем – под мужем здесь имеется в виду Осия, так как повеление полюбить жену другого мужа противоречило бы закону. Слово Прелюбодействующую указывает, что Осия оставался законным мужем Гомери, официального развода между ними не было.Виноградные лепешки (т. е. печенье с изюмом) – важная часть культа Ваала и Астарты.

Однако возникает вопрос: почему же Гомерь названа просто «женщиной», а не женой Осии? Видимо, вследствие измены она утратила право называться женой пророка (2, 2), равно как и Израиль стал для Господа «не Моим народом».

3, 2. Необычность выкупной суммы (комбинация серебра и ячменя) говорит о том, что Осия с трудом собрал ее. Это символизирует также дорогую цену искупления Израиля. Видимо, Гомерь стала чьей-то наложницей или рабыней. Не совсем ясна стоимость полутора хомер ячменя, но толкователи полагают, что вся сумма вместе равнялась примерно 30 сиклей, т.е. цене выкупа за раба (Исх. 21, 32).

3, 3.Осия изолирует свою жену от других людей в целях исправления, в том числе и сам обещает не иметь с ней близости.

3, 4.Долгий период изоляции Гомери является прообразом жизни Израиля в изгнании (плену), где у народа не будет руководителя (царя или князя), он не сможет ни служить Господу, ни поклоняться идолам, так как не будет жертвенника («столб», сооружение из камней, которое было запрещено Моисеевым законом (Лев. 26, 1; Втор. 16, 22)), ефода (который входил в число одежд первосвященника, но стал частью языческого культа; см. Суд. 8), терафима (домашние божки, покровители рода; см. Быт. 31, 19). 

3, 5. Последние дни– термин, обозначающий мессианское время. Когда израильтяне отпали от Господа, они отпали от дома Давида (отделение Северного царства совпало с учреждением Иеровоамом I культа тельцов). Но в мессианское время они, обратившись к Господу, воссоединятся с домом Давида. Конечно, здесь имеется в виду Сын Давида – Мессия.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!