Отличие истинных пророков Господних от непризванных пророков и языческих прорицателей.



ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

Понятие о пророках.

В еврейском тексте встречается несколько терминов, которыми обозначаются пророки. Наиболее употребительным из них является «нави» (множ. «навиим»), которое собственно и переводится как «пророк». По одному объяснению, этот термин происходит от аккадского «наву» (зов) и означает «призванный». Другие производят его от еврейского корня «нб», который означает «говорить, сообщать». Следовательно, «нави» – говорящий, вестник, оратор. Более точно значение термина «нави» можно определить на основании текстов Исх. 7, 1-2 и 4, 15-16, где говорится, что Аарон будет пророком Моисея. Следовательно, «нави» – не только проповедник, но и посредник, который говорит от лица другого. Пророк Господень, таким образом, есть посредник между Богом и людьми, вестник воли Божией.

В греческом переводе «нави» передается термином προφητης. Этим термином обозначали жрецов при оракуле, которые переводили речь оракула, истолковывали ее для людей. Одним из самых известных в Древней Греции оракулов была Пифия, которая под воздействием дурманящих паров говорила от лица богов нечто на непонятном языке, а жрец при Пифии (προφητης) переводил ее слова.

Русский термин «пророк» подчеркивает роль «нави» как предсказателя. В связи с этим иногда рассматривают пророков только как предсказателей будущего, что неверно. Пророчества о грядущих событиях занимают сравнительно небольшое место в пророческих книгах, хотя и очень важное. Пророки проходили служение среди своих современников и прежде всего к ним обращались в своих речах, уделяя лишь второстепенное внимание потомкам и описанию грядущих событий.

Кроме «нави», в еврейском тексте встречаются другие наименования пророков: «рое» – провидец (1 Цар. 9, 9), «хозе» – прозорливец (Ам. 7, 12), «цофе» – страж (Иез. 3, 17), «человек Божий» (букв. «муж Божий» – «иш Элохим»). Термины «рое» и «хозе» указывают на особый дар предвидения пророков, а «цофе» – на обязанность пророков быть блюстителями религиозно-нравственной жизни избранного народа.

На основании приведенных наименований пророков можно так охарактеризовать их: пророки – посланники Бога, возвещавшие волю Божию относительно настоящего, прошедшего и будущего; как подлинные представители истинной религии, они хранили и проповедовали монотеизм, высокую нравственность и подготавливали верующих к пришествию Мессии.

Статус пророка в обществе.

Принадлежали провидцы к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне, как Амос и Михей; священники, как Иезекииль; храмовые прорицатели, как Наум; приближенные царя, как Исайя. Но все они, нередко покидая свои обычные занятия, становились глашатаями небесной воли. Они ясно чувствовали, что возвещаемое идет не от них самих, а от Господа.

С одной стороны, положение пророка в обществе довольно высокое. По причине близости пророков к Богу они обладали определенным авторитетом в израильском обществе, а до установления монархии пророки были руководителями и вождями народа (Моисей, Самуил). При благочестивых царях пророки зачастую оказывали влияние на религиозную политику государства.

Но с другой стороны, после установления и, в особенности, после разделения монархии возникает антагонизм между нечестивыми царями и пророками. В частности, характерным примером является трагическая судьба Иеремии, который претерпел оскорбления, унижения и гонения. Христос говорит, что избиение камнями пророков – общее явление (Мф. 23, 34-37).

Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди.

На свое высокое служение пророки вступали после особого призвания. Хотя в Библии подробно описаны только призвания великих пророков (Ис. 6; Иер. 1, Иез. 13), можно с уверенностью говорить, что подобным образом Господь призывал и других Своих вестников. Хотя детали призвания каждого пророка исключительны, все же можно выделить общие черты, которые присутствуют в каждом описании пророческого призвания:

1) богоявление (образ богоявления может быть различным);

2) личное обращение Бога к пророку;

3) ответ пророка;

4) перспектива пророческой проповеди (нарушение народом Завета, огрубение сердца, наказание и восстановление). Пророк обязан донести до народа Слово Божие независимо от того, приведет ли его проповедь к покаянию.

Виды пророческих откровений перечисляются в двух местах Библии (Чис. 12, 6-8; Иоил. 2, 28): сон, слово и видение. Примером сна как способа получения откровения является видение Иаковом небесной лестницы (Быт. 28, 11-15). Также даром толкования снов отличались патриарх Иосиф и пророк Даниил. На богооткровенный характер сна указывало его необычное содержание и последующее исполнение.

Получение откровения через слово используется нечасто. При этом иногда пророки слышали голос Божий внутри себя (Авв. 2, 1), а иногда это был внешний голос (1 Цар. 3).

Видение – особое состояние пророческого вдохновения. Пророк оставался в полном сознании, но при этом его душевные силы очищались Богом и возвышались до способности видеть реалии мира духовного, невидимого. В результате пророк мог видеть то, что другие не видели, и слышать, что другие не слышали. Это необычное состояние пророки выражали словами: «была на мне рука Господня», «был на мне Дух Господень». Примером такого откровения является видение Исаией Господа Саваофа на престоле, в то время как другие люди, находившиеся в храме, ничего не видели и не слышали. Откровения, полученные в видении, пророки оглашали и записывали после того, как приходили в обычное состояние.

Способы пророческой проповеди: 1) устная проповедь; 2) запись речей и видений; 3) символические действия. Символические действия были призваны глубже, чем слова, врезаться в сознание и память народа (разбивание сосуда, ношение цепей и др.). К числу символических действий относилось и наречение имен, которые пророки давали иногда своим детям (сын Исаии Шеар Ясув – «остаток спасется»; сын Осии Лоамми – «не Мой народ»). Сам Господь Иисус, будучи Пророком, использовал символические действия (проклятие смоковницы, въезд в Иерусалим на осле и др.).

Отличие истинных пророков Господних от непризванных пророков и языческих прорицателей.

В израильском обществе встречались люди, которые именовались пророками, но не были призваны Богом. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» – говорит Иеремия от лица Бога (23, 21). Вообще, термин «наби» применялся к трем категориям людей:

1) пророки по профессии, которые служили при святилищах и дворах царей и получали плату за свою весть;

2) «Сыны пророческие», т.е. ученики пророков (ученики Самуила, Елисея, Исаии и др.);

3) истинные пророки, призванные Богом.

Истинные пророки старались отмежевываться от непризванных пророков; именно такой смысл имеют слова Амоса: «Я не пророк и не сын пророка» (7, 14). В пророческих книгах часто можно встретить обличения в адрес профессиональных и ложных пророков. В частности, одними из наиболее ярких являются слова Михея: «Пророки его предвещают за деньги … и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (3, 11, 5).

 Однако современникам было непросто отличить истинного пророка от ложного. Таких критериев могло быть несколько:

1) чистота и святость жизни;

2) согласие вести пророка с законом Моисеевым и традицией;

3) бескорыстие (характерен поступок Елисея, который отказался взять плату с Неемана за исцеление, а затем наказал своего слугу Гиезия);

4) исполнение пророчеств (последнее требовало времени).

Языческие оракулы также претендовали на то, чтобы быть вестниками воли богов. Одним из известнейших оракулов древнего мира была Пифия в Дельфах, к которой обращались многие именитые люди древности и благодаря которой святилище этого города было довольно богатым. Однако, несмотря на внешнее сходство, имеются существенные различия между оракулами и пророками.

  Оракулы (Пифия) Истинные пророки
сущность вдохновения воздействие наркотических средств (испарения и жевание листьев лаврового дерева) Принятие откровения при сохранении ясного сознания
условия пророчества определенное время (2 раза в год) и место любое время и место
содержание пророчества абстрактное, двусмысленное конкретное, ясное

    Тем не менее, важно отметить, что Пифия крайне редко ошибалась. Это достигалось в силу двух обстоятельств. Во-первых, жрецы дельфийского храма имели широкую агентурную сеть во многих государствах, что давало им возможность иметь точную информацию и предугадывать ход событий. Во-вторых, само двусмысленное содержание пророчества предполагало несколько возможных вариантов. В частности, самым известным является случай с царем Лидии Крезом, который обратился к Пифии перед войной с Киром II персидским, чтобы узнать о возможном исходе данной войны. Оракул возвестил: «Если произойдет эта война, то падет великое царство». Крез решил, что в этих словах содержится предсказание о его победе, но в результате войны потерпел поражение. Важно отметить, что Пифия не ошиблась, так как вследствие войны действительно пало «великое царство» – Лидия.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!