Учение пророка Исаии о сохранении Остатка.



Понятие «остатка» родилось в гражданской сфере. Войны в те древние времена имели своей целью физическое уничтожение врага. Некоторые древние монархи хвастались тем, что такая-то война закончилась успешно, так что от побежденных не осталось даже остатка. Но если истребление не доводилось до конца, то остаток оставался. В таком гражданском смысле понятие «остаток» иногда используется в Библии (Ам. 9, 12; Нав. 13, 12, 27). Обычно участь остатка была плачевной: если ему удавалось избежать рассеяния или переселения, то все равно он лишался какого-либо политического значения. Однако в устах библейских пророков понятие «остатка» стало одним из важнейших терминов и означало ядро для возрождения народа.

Святой Остаток – одна из важнейших тем пророчества Исаии, она появляется уже в 1, 9. Как некогда были избраны Ной среди нечестивых и Авраам среди язычников, так в недрах ветхозаветной Церкви сохранится малое число верных Богу людей. После того как Израиль будет сокрушен, праведный Остаток его уцелеет и станет основой для будущего возрождения народа и построения царства Божия. В знак этого пророк дал своему сыну имя Шеар-ясув – "Остаток обратится".

Ис. 10, 20-23 – в этом отрывке четко отражена тема «остатка». Из всего многочисленного народа спасется только незначительная, очень малая часть, тогда как большая часть будет истреблена «изобилующей правдой», т.е. истреблена Богом, высшим и справедливым Судьей. Но малая часть обратится к «Богу сильному», Который сделает возможным выживание и возрождение народа.

Пророк Исаия видел этот Остаток в лице благочестивых людей, именовавшихся "бедными" и "кроткими" (29, 19). Они презирали богатство и хранили нравственную чистоту. В святом Остатке Исаия усматривал прочный фундамент, на котором будет стоять народ Божий. Ради него Иерусалим должен быть пощажен и спасен от вражеских полчищ. Если бы он пал, Остаток, еще не окрепший и слишком малый, мог бы рассеяться и исчезнуть. Доколе он не утвердился, град Давида огражден небесным покровом: «Посему так говорит Господь Бог: Вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, Краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (28, 16).

Надежда на Остаток была также тесно связана с мессианскими чаяниями пр. Исайи. "Краеугольный камень" – это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия – Основатель Царства Божия. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: "Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток" (Рим 11,5).

Мессианские пророчества Исаии.

Пророчество о возвышении горы Господней (2, 2-4).

Пророку было открыто, что наступит время, когда падут земные царства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Царству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно на все народы. В связи с этим Исайя приводит пророчество, которое в более полном виде содержится в книге Михея. Экзегеты не пришли к единому мнению, какой из пророков был автором этого текста: Исайя или Михей, или же оба они взяли его у неизвестного третьего пророка.

Первая часть пророчества исполнилась с приходом в мир Христа Спасителя, а вторая – относится к тем временам, когда евангельские идеалы настолько проникнут в человеческие отношения, что станут определять жизнь народов. Очевидно, это указывает на время Второго пришествия Христа.


Пророчество о рождении Эммануила от Девы (Ис. гл. 7).

Историческая обстановка.В 745 г. до Р.Х. в Ниневии воцарился Тиглатпаласар III (745−727) и ассирийская монархия начинает все более и более расширять свои границы. При царе Менаиме данником Ассирии становится Израильское царство, над всем Ближним Востоком нависает угроза полного истребления. Около 734 г. два небольшие государст­ва, Сирия и Израиль, задумали создать сильную коалицию про­тив Ассирии, в которую должны были войти страны восточного Средиземноморья. Когда Иудея отказалась присоединиться, Ре­цин, царь сирийский, и Факей, царь израильский, заключившие между собой союз, вторглись в Иудею с целью свергнуть царст­вующего в ней Ахаза и возвести на иудейский престол вместо Давидовой новую династию в лице "сына Тавеилова", вероятно, из сирийских принцев.

По обычаям того времени это значило умертвить Ахаза и истребить весь царствующий дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воца­рившись в Израиле, "избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама" (3 Цар. 15, 29). Подобным образом поступали Замврий, Гофолия, Ииуй и другие узурпаторы. Участь поголовного истребления должна была постигнуть Ахаза и весь его род, т.е. весь дом Давидов как по прямой, так и по побочной линии, имеющих право на иудейский престол, в слу­чае, если бы осуществились замыслы Рецина и Факея.

Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2 Пар. 28, 17-18, иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а из­раильтяне увели в плен 200 тыс. иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, грабили и забирали множество плен­ных по беззащитным городам и селам.

Успехи и замыслы сиро-израильтян привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ (ст. 2). Ахаз решил обратиться за помощью к Тиглатпалассару III, асси­рийскому царю (против которого Рецин и Факей создавали союз), что он и сделал впоследствии (4 Цар. 16,7 слл.).

Стт. 3-8. В критический момент, когда ожидался подход неприятелей к Иерусалиму, Исаия получил указание от Бога встретить Ахаза во время осмотра им оборонительных укреплений и убедить его иметь веру в Бога. По повелению Божию, Исаия должен был явиться к Ахазу вместе с сыном, символическое имя которого Шеар-ясув ("остаток спасется") возвещало, что иудейский народ не будет истреблен, но сохранится очищенный, обратившийся к Богу остаток, который возрадуется о Господе и будет исполнять Его волю. Исаия призывает к мужеству Ахаэа и предсказы­вает скорое падение Рецица и Факея, "этих дымящихся голов­ней".

Ст. 9.В этих словах Исаия говорит Ахазу и его последователям о необходимости иметь твердую веру, которая является основанием крепости и спокойствия в сложной ситуации. «Если вы не верите, то потому, что не удостоверены». В оригинальном тексте этого стиха имеет место тонкая игра слов, не поддающаяся точному воспроизведению. Суть в том, что в 1-й части предложения глагол «верить» употреблен в активном залоге, тогда как во второй части – в пассивном (букв. «вериться»). Для толкования этого стиха необходимо понимать сущность библейского понятия «вера». Еврейское слово "эмуна" (вера) происходит от корня "аман", основное значение которого – «твердо стоять, доверять» (отсюда слово "аминь"). От него образуется слово, обозна­чающее колонны, удерживающие храм (4 Цар. 18, 16). Следовательно, «верить» – считать надежным и твердым определенное лицо или слово. Возвратная форма («вериться») означает самому быть надежным и твердым. Потому можно так перевести данную фразу: «Если вы не верите, то и не устоите (не будете иметь крепости)». Таким образом, если Ахаз и другие иудеи не будут доверять Богу и полагаться на Его помощь, то они не устоят пред лицом испытаний.

Стт. 10-12. Для удостоверения истинности своих слов пророк предлагает Ахазу просить знамения у Господа "вглубине или на высоте", т. е. в небесной или подземной сфере. Но неверующий Ахаз, твердо решивший обратиться за помощью к асси­рийскому царю, под благовидным предлогом нежелания искушать Господа отказался просить знамения. Закон (Втор. 6, 16) действительно воспрещает искушать Господа просьбой знамения, но в данном случае Сам Бог через пророка предлагает человеку знамение; поэтому отказ Ахаза означал его неверие в Яхве, отвержение небесной помощи, ли­цемерие и надежду не на Бога, а на ассирийского царя, с кото­рым он через некоторое время действительно заключил союз ценой признания себя его вассалом и данником.

Стт. 13-14. Когда Ахаз по маловерию своему отказался просить у Бога знамение, Исаия обличил царя и возвестил ему о том, что независимо от его воли Господь Сам даст знамение: из рода Давида родится Эммануил. Это мессианское пророчество имеет двоякий смысл:

1) Исторический, или буквальный – за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум дитя, враги дома Давидова будут сокрушены. Сам факт рождения необыкновенного Младенца Эммануила от Девы из рода Давидова должен был служить для Ахаза и всех иудеев гарантией спасения рода Давида и "остатка" иудеев от замыслов Рецина и Факея.

2) Мессианский – в пророчестве Исаии содержится предсказание о воплощении Сына Божия в роде Давида от Пресвятой Девы Марии. Именно в таком смысле истолковано в Евангелии от Матфея, 1, 18-25.

Ключевыми в данном стихе являются два слова: Дева и Эммануил.

Дева. В еврейском тексте Библии используется несколько терминов для обозначения женщин.

hAlûtüÐb («бетула») parye/nov девственница, дева
hAmülav («алма») parye/nov, nea_niv девица, дева
rávÂFn («наар») nea_niv отроковица, молодица
hAKHi' («иша») gunh/ женщина, жена

 

Мать Еммануила в еврейском тексте пророчества Ис. 7, 14 называется словом "алма", которое встречается в семи местах Ветхого Завета (Быт, 24, 43; Исх. 2, 8; Пс. 67, 26; Притч. 30, 19; Песн. 1, 2; 6, 8; Ис. 7, 14). Александрийский Библии LXX толковников в двух местах (Быт. 16, 24 и Ис. 7, 14) передает "алма" греческим parye/nov – дева непорочная. В пяти остальных случаях употребления слова "алма" в Ветхом Завете оно переведено у LXX-ти греческим nea_niv. Важно, что нигде в Библии «алма» не обозначает замужнюю женщину и никогда он не переводится словом gunh/. Таким образом, слово «алма» обозначает молодую девушку, но без акцента на ее девственность, на ее физиологическое состояние. Так что перевод «дева» оправдан и важен в богословском аспекте, так как указывает на чудесное рождение Эммануила от Девы.

Имя «Еммануил» в буквальном переводе означает «с нами Бог». Если вспомнить, что имя Божие Яхве означает «Присутствующий», «Сущий с нами», то имя Эммануил является вариацией имени Божия. Присутствующий – Тот, Кто всегда рядом, всегда близок человеку. Также в отношении к Иисусу Христу имя Эммануил указывает на тайну теснейшего ипостасного соединения в Нем Божественного и человеческого естества.

Стт. 15-16. Смысл этих стихов по отношению к современникам пророка следующий. Прежде, чем пройдет время, необходимое для достижения Младенцем возраста различения между добром и злом (около 3-х лет), союзные цари (Рецин и Факей) вынуждены будут оставить иудейскую землю. Действительно, через такой приблизительно промежуток времени пророчество об избавлении иудейской земли исполнилось, хотя и не так, как ожидал Исаия. Тиглатпалассар III, царь ассирийский, к которому Ахаз обратился за помощью, вторгся в Палестину, заставил сирийцев и израильтян снять осаду Иерусалима, завоевал Сирийское царство, предал смерти Рецина (733-732 гг.), затем опустошил северную и заиорданскую область Израильского царства, а часть жителей их отвел в плен (4 Цар. 16, 9).

По святоотеческому толкованию (Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, и др.), пророк высказывает ту мысль, что младенец Еммануил будет истинным че­ловеком. Подобно другим детям, Он будет вкушать детскую пи­щу и так же, как и все, развиваться в духовно-физическом отношении.

Ст. 17-25. Исайя предсказывает нечестивому Ахазу, обратившемуся за помощью к ассирийскому царю, будущее опустоши­тельное нашествие ассирийцев на Иудею.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 929; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!