Грядущее избавление (III, 9-20).



Хотя все люди достойны осуждения и гибели, все же по милосердию Господа земля не будет полностью уничтожена. Возмездие станет очистительным средством для всех народов, особенно же для избранного народа. Таким образом, День Яхве станет началом новой жизни для Израиля. Господь обещает дать народам чистые уста, что означает духовное и нравственное обновление людей (9 ст.). Здесь Софония обращается к теме Остатка Израиля, т. е. той благочестивой части народа, которая останется после уничтожения грешников и которая станет основой для будущего возрождения нации. Описание этих людей основано на отрицании качеств, присущих грешникам (13 ст.), говорится, что они будут уповать на имя Господне (12 ст.), чего не делали современные пророку иудеи (III, 1).

Заканчивается книга описанием ликования и того благословенного состояния, в котором будет находиться Остаток народа Божия после дня Господня. Господь вернет Своих людей из плена (20 ст.) и вновь будет обитать среди народа (17 ст.). Экзегеты видят в этом пророчестве мессианские черты и говорят, что частично это пророчество осуществилось после возвращения из плена, а совершенным образом – в новозаветную эпоху.

КНИГА ПРОРОКА НАУМА.

1, 1 – все сведения о пророке.

Наум («Нахум») – утешающий, утешенный, утешитель. В значении имени пророка экзегеты видят отражение содержания его книги, так как его весть о падении Ниневии была утешением для иудейского народа.

Елкосеянин («Елкоши») – греческий перевод толкует это как указание на имя отца, т. е. «сын Елкосея». Однако в еврейском тексте подразумевается место происхождения пророка. Высказывались различные гипотезы относительно местоположения этого селения, но ни одна из них не является убедительной. В частности, полагают, что Наум мог быть жителем территории бывшего Северного царства, мог быть иудеем, но мог родиться в семье израильских переселенцев на территории Ассирии.

Пророчество о Ниневии. В начальных словах книги содержится указание на ее содержание. Используемый здесь термин «масса» в книгах допленных пророков данный термин большей частью употребляется в значении «бремя» и является техническим термином для обозначения грозного пророчества, причем преимущественно направленного против иноплеменников

Время написания книги. Предложены две датировки:

1) 663 – 654 гг. Эта датировка основана на сообщение книги о разрушении Фив (Но-Аммон) и той идее, что судьба Ниневии сравнивается с судьбой Фив (3, 8-10). Фивы были разрушены в 663 году войсками Ашшурбанапала при подавлении египетского восстания. С другой стороны, в 654 году Фивы были восстановлены. Но так как пророк говорит о Ниневии, что она не будет восстановлена, а в таком случае аналогия между Фивами и Ниневией была уместна только до 654 г., то книга написана в период 663 – 654 гг.

2) 622 – 612 гг. Эта датировка основана на отсутствии в книге обличений иудеев в идолопоклонстве, что позволяет отнести деятельность пророка к периоду после начала реформ Иосии, т. е. после 622 г. С другой стороны, так как падение Ниневии только ожидается, то книга другая временная граница написания книги – 612 г., т. е. время после падения Ниневии.

Направленность проповеди– Иудея (1, 15).

Разделение книги на части.

I гл. – гимн величию Божию и ожидание суда Божия над Ниневией.

II гл. – осада и падение Ниневии.

III гл. – причины разрушения Ниневии.

Судьба Ниневии и исполнение пророчеств Наума.

Пророк неоднократно подчеркивает мысль, что Господь управляет ходом истории и именно Он предает Ниневию разрушению и гибели, так как Он – ревнитель и не оставляет нечестивых без наказания (1, 2-3).

Причины падения Ниневии указаны в 3, 1, 4:

1) убийства и жестокость по отношению к народам. Ассирийские цари часто похвалялись тем, как они истребляли большое количество людей.

2) обман (возможно, здесь отражена идея, что ложь – свойство всех противников Бога).

3) блудодеяния и чародейство – как блудницы и чародеи губят людей, так и ассирийцы погубили многие народы. Также возможно здесь содержится указание на мифологию ассирийцев и широкое использование магии.

Греческий историк Диодор Сицилийский так описывает осаду и взятие Ниневии. Расположившись лагерем за пределами городских стен, царь ассирийский Сарданапал потерял бдительность и вместе со своими воинами предался пьянству. Об этом стало известно Арбасу, предводителю мидо-вавилонской армии. Он замыслил предпринять ночную атаку. Войска Арбаса с большим успехом ворвались в расстроенный лагерь ассирийцев и заставили их бежать в город, нанеся им при этом большие потери. После этой победы войска коалиции осадили Ниневию. В Ассирии было известно пророчество, гласившее: "Ни один враг никогда не возьмёт Нимуса приступом, если только сама река не станет врагом города". Сарданапал решил, что этого никогда не произойдёт, и чувствовал себя в безопасности. Враги ассирийцев, несмотря на свои победы, всё же не могли прорваться сквозь могучие городские стены. У жителей города были запасы продовольствия, и потому город мог выдерживать осаду на протяжении долгого времени. Однако по истечении трех месяцев река Тигр вышла из берегов в результате ливней, разрушила часть городской стены и затопила участок города. Охваченный ужасом царь решил, что сбылось древнее пророчество. В отчаянии он заперся вместе со своими богатствами и наложницами в своем дворце и поджег его. Узнав о проломе в стене, осаждавшие прорвались в город и захватили его.

    Теперь обратимся к некоторым местам книги Наума.

1.Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения (1, 10). Очевидно, что исполнение этого пророчества можно видеть в состоянии ассирийской армии накануне сражения.

2.Осажденные жители станут изготавливать кир­пичи для укрепления го­родских стен (3, 14). Археологи подтверждают, что крепостной ров все еще полон осколками камней и кирпичей, из которых были сложены стены.

3.Огромное множество людей будет убито при взятии Ниневии (3, 3)

В двух битвах, разразившихся на равнине перед городом, ассирийцы потерпели поражение. Число убитых было столь велико, что вода в протекавшей вблизи реке, сме­шавшись с кровью, изменила свой цвет на большом расстоянии по течению.

4.Разрушение "всепотопляющим наводнением" (Наум. 1, 8; 2, 6). Согласно Диодору, это пророчество исполнилось в том, что река вышла из берегов из-за сильных ливней и разрушила часть стены. Однако по другому объяснению, сами осаждающие прорвали плотину и обрушили воды реки на город.

5.«Огонь пожрет запоры твои» (Наум 3, 13). По Диодору, сам Сарданапал поджег свой дворец, после того как была разрушена водой стена Ниневии.

6.Безмерным будет разграбление Ниневии (2, 9-10). В Вавилонской хронике сказано, что не было числа воен­ным трофеям, унесенным из Ниневии.

7. Город будет навсегда покинут жителями ("Нет врачества для раны твоей") и останется опустошенным (Наум 3, 19). Действительно, после разрушения в 612 г. до Р.Х. город утратил своё значение, хотя археологи находят в нем следы и более поздних эпох (персидской и эллинистической).


КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА.

ИмяАввакум («хабакук») многие экзегеты производят от глагола «хабак», который означает «обнимать». Однако при этом одни толкуют имя как «обнимающий свой народ», другие – «обнимаемый Богом». Есть совсем другая версия объяснения имени. В аккадской литературе встречается термин хамбакуку, который означает некоторое растение. Возможно, что имя пророка имеет этот аккадский корень. В этом случае не исключено, что Аввакум происходил от смешанного брака.

Пророк – это слов представлено как титул, среди книг допленных пророков это уникальный случай. Полагают, что Аввакум был представителем пророческой школы или был храмовым пророком.

Для пения (3, 1) и начальнику хора (3, 19) – эти стихи указывают на связь между Аввакумом и левитами, которые участвовали в храмовом пении. Полагают, что Аввакум сам был левитом. Однако эти слова могут означают и то, что песнь пророка Аввакума исполнялась за богослужением.

Время деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на стих 1, 6, где говорится о халдеях. Следовательно, книга написана после 626 г., когда халдеи появились на исторической сцене. Далее, в начальных стихах книги 1, 2-4 описывается состояние иудейского народа, которое указывает на время после смерти Иосии. Наконец, в первой главе описывается военное могущество вавилонян, что позволяет отнести деятельность пророка ко времени после битвы при Кархемише (605 г.), так как именно после этого сражения началась гегемония халдеев на Ближнем Востоке. С другой стороны, нашествие на Иудею только ожидается; следовательно, книга написана до 597 г., т. е. время деятельности пророка 605 – 597 гг.

Историческая ситуация. После разрушения Ниневии в 612 г. началась борьба за гегемонию на Ближнем Востоке. На роль мировой державы претендовал Вавилон, но ему противостоял Египет, которого поддерживали остатки ассирийской армии. Фараон Нехао II отправился на помощь Ассирии, однако при Мегиддо ему преградил путь Иосия. Силы были неравны, и иудейские войска были быстро разбиты, однако поход против Вавилона Египту пришлось отложить до другого времени. В Иудее воцарился Иоахаз, сын Иосии, но вскоре Нехао сместил его и поставил царем нечестивого Иоакима, который быстро вернул иудею на путь идолопоклонства. Вместе с этим процветали и другие общественные пороки, описанные в Авв. 1, 3-4. Борьба между Египтом и Вавилоном вылилась в сражение при Кархемише, где наследный принц Навуходоносор полностью разбил войска египетско-ассирийской коалиции. После этого Иудея перешла под контроль Вавилона, но фараон Нехао не оставлял надежды вернуть под свой контроль Палестину. В 601 году фараону удалось оттеснить на время войска Навуходоносора, после чего Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. В 597 году армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом. В это время Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии, который решил сдаться на милость победителя. В результате в 597 г. множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон.

Разделение книги на части.

1. Вопрошание Господа пророком и ответ ему (1, 1 – 2, 4).

2. Участь надменных грешников (2, 5-20).

3. Суд Божий над нечестивыми (3гл.). Этот гимн пророка Аввакума был предназначен для пения за богослужением, о чем говорят стихи 3, 1, 19 и знаки пауз («села»). Он также положен в основу 4-й песни канона утрени.

Основная мысль книги сводится к тому, что человек перед лицом испытаний может найти опору только в полном доверии к Богу. Как бы долго ни длилось время невзгод, Бог совершил Свой суд и дарует верным спасение.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!