Призвание пророка Исаии (6 гл).



 Момент призвания в жизни и служении каждого пророка занимает важное место. Это не только становление человека на путь пророческого служения, но в призвании определяется суть последующих отношений данного пророка с Богом. В этом смысле призвание Исаии является классическим примером пророческого призвания в Ветхом Завете.

Почему о призвании Исаии говорится только в 6-й главе книги? Некоторые толкователи считают, что в книге сбита хронология и при собирании пророческих текстов имела место хронологическая неточность. Другое объяснение: в начальных главах книги описывается печальное духовное состояние иудеев, чем подтверждается необходимость призвания Исаии на пророческое служение.

1ст. Призвание имело место в год смерти царя Озии, правление которого в политическом отношении для Иудеи было золотым веком. Со смертью Озии наступает период кризиса.

Видел я Господа. Здесь говорится о видении духовными очами, в состоянии пророческого экстаза.

Сидящего на престоле. Видение имело место в иерусалимском храме, где находился ковчег Завета, который символизировал престол Божий.

Края риз его наполняли весь храм. Слово, переведенное здесь как края риз, означает декоративную кайму, которая украшала одежду царей и знати. Такие же одежды характерны для богов в древней иконографии.

2 ст. Серафимы.Это единственное место в Библии, где используется этот термин. Несомненно, что этим термином обозначены ангелы, которые предстояли престолу Божию и непрестанно славословили Бога.Однако интересен вопрос относительно того образа, в котором эти существа предстали перед Исаией. Сам Исаия термином «сараф» обозначает летучих змей или драконов (XIV, 29, XXX, 6). Также глагол «сараф» означает «жечь, гореть». Сопоставляя эти два перевода, получают вывод, что Серафимы выглядели как огненные драконы. Однако из последующего описания можно сделать вывод, что их внешний вид также был подобен виду человека, так как они имели руки и лица.

3 ст. И взывали друг ко другу. Видимо, серафимы разделены были на два лика или хора, которые поочередно возглашали хвалу Богу.

Свят, Свят, Свят. Хотя христианские толкователи не без оснований видят в этом троекратном повторении прикровенное указание на тайну Святой Троицы, все же более вероятным выглядит объяснение, что через троекратной повторение выражается идея высшей полноты святости Бога. Таким образом, видение Исаии было откровением святости Божией, которая означала не только абсолютную отделенность Бога от греха, но и Его инаковость, несоизмеримость с тварным миром.

Вся земля полна славы Его. Слава Божия – отражение совершенных свойств Бога в тварном мире. И хотя в силу Своей святости Бог отделен от мира, все же слава Божия стремится наполнить всю землю, очищая ее от греховной скверны и возрождая ее.

4 ст. Здесь говорится о колебании врат и дыме (облаке, в русском переводе «курение»), которые были признаками Богоявления.

5 ст. Здесь описан страх, который присущ греховному человеку в присутствии Бога. Исаия осознает свою греховность и неспособность славить Бога подобно серафимам.

6-7 ст. Очищение Исаии. Прикосновение угля означает очищение уст Исаии, а через это освящается весь Исаия, так как нечистота уст связана с нечистотой слов и мыслей. В древних религиях очищение уст символизировало очищение всего человека. Горящий уголь здесь явился символом очищающей грехи благодати Божией.

Ранние пророчества Исаии (1 – 5).

В ранний период весть Исаии в своих основных чертах родственна проповеди Амоса, причем основные темы Исаии – грехи народа и неминуемый суд Божий.

Книга пророка Исаии начинается обличениями народа в нарушении Завета (1, 2-3). Здесь небо и земля, которые были свидетелями при заключении Завета (Втор. 30, 19), призываются как свидетели теперь уже нарушения Завета. Далее пророк говорит о том, что даже домашние животные оказываются более признательными, чем израильтяне, так как вол и осел знают своих хозяев, питающих их, чего нельзя сказать о жестоковыйном израильском народе, который не разумеет Господа. Употребляемый далее эпитет «Святой Израилев» (I, 4) характерен для книги Исаии и употребляется 12 раз в 1-й части книги и 13 раз во 2-й части. В этом имени говорится о высокой недоступности Бога с одной стороны и Его особых отношениях с Израилем. К тому же видно, что для Исаии термин «Израиль» обозначает весь богоизбранный народ, а не только жителей Северного царства.

Далее описывается будущее опустошение Иудеи (I, 5-9), в результате которого только Иерусалим останется уцелевшим. Очевидно, здесь Исаия предвидит будущее нашествие войск Синаххериба. Только после этого пророк поясняет, за что Иудея будет так наказана. Исаия решительно обличает формальное отношение к религии и говорит о том, что если люди думают, что Бога можно «умилостивить» жертвами и «задобрить» праздниками в Его честь, они глубоко заблуждаются (I, 11-15). Самое главное – исполнение заповедей, делание добра и удаление от зла (I, 16-17). Говоря так, пророк Исаия, как и остальные пророки VIII века, не вносил чего-то нового в Закон, а лишь повторил и дополнил слова Второзакония (10, 12-13): «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, и ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его». Однако современники Исаии совершенно забыли эту истину. Наряду с лицемерным, формальным отношением к религии и идолопоклонством (I, 29) в Иудее процветали коррупция (I, 23) ложь, притеснение бедных, алчность (V, 8-23). Подобно Амосу, Исаия особенно часто критикует благоденствие богатых на фоне народной нищеты (III, 14-15). Наказанием за все нарушения Завета будет суд Божий, когда гнев Господа в первую очередь будет обращен против самой Иудеи (V, 25), а все гордое и сильное будет посрамлено (II, 11-12).

Притча о винограднике (V, 1-7). Народ Божий впервые в Библии представлен у пророка Исаии в виде виноградника. Этот образ впоследствии станет одним из важнейших в Новом Завете (притчи о винограднике, виноградарях, лозе и др.). Виноград – культура, требующая особой заботы и ухода: постоянного обрезания и очищения от бесплодных ветвей. Бог в притче Исайи представлен как заботливый хозяин, который насадил виноградник и сделал все, чтобы он приносил урожай, но вместо гроздьев нашел «дикие ягоды». Далее сам пророк поясняет притчу: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль» (V, 7).

И как негодный виноградник будет разрушен и оставлен в запустении, так и Израиль лишится Божьей защиты и благословения, Господь даст Своему народу испытать множество бедствий.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!