Методическое обеспечение промежуточной аттестации



Примерный перечень вопросов к экзамену

1.Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем. Основные функции философии.

2. Понятия и структура мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение.

3. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.

4. Проблема соотношения материального и идеального как фундаментальная проблема философии, ее многоаспектность и возможные пути решения. Монизм и дуализм.

5. Проблема метода в философии. Основные принципы, категории и законы диалектики. Формы проявления метафизического способа мышления (схоластика, эклектика, софистика, догматизм, формализм и др.) и их ограниченность.

6. Понятие бытия. Основные формы бытия. Духовное и материальное бытие: проблемы соотношения.

7. Эволюция взглядов на материю в учениях материалистов. Философское понимание материи и естественнонаучные представления о ее видах, структурных уровнях и свойствах. Современная естественно-научная картина мира.

8. Понятие движения. Основные формы движения материи. Специфика социального движения. Движение и развитие. Прогресс, регресс, круговорот.

9. Философские концепции пространство и времени. Социальное пространство и социальное время.

10. Понятие сознания. Структура сознания. Самосознание. Проблема бессознательного.

11. Отражение как общее свойство материи и эволюция его форм. Сознание как высшая форма отражения. Функции сознания.

12. Физиологическая основа сознания. Сознание – продукт общественной практики и языкового общения. Основные функции языка.

13. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

14. Понятие практики ее виды и роль в процессе познания.

15. Специфика чувственного познания, его формы и роль. Сенсуализм и рационализм.

16. Рациональное познание, его формы и роль. Интуиция, ее виды и роль в познании.

17. Понятие истины. Проблема объективного и субъективного, абсолютного и относительного в истине. Конкретность истины. Истина, ложь, заблуждение.

18. Проблема критерия истинности знаний в различных философских учениях.

19. Понятие общества. Различные подходы к определению общества: субъектный, деятельностный, организационный.

20. Общество как система: структурный, функциональный и динамический аспекты анализа.

21. Философская мысль о специфике общества и определяющих факторах его развития: социальный идеализм, натурализм (географический детерминизм, социал-дарвинизм) теоцентризм, исторический материализм, технократизм (общая характеристика).

22. Понятие общественного бытия. Структура общественного бытия. Общественное бытие и социальная реальность.

23. Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания (общая характеристика).

24. Специфика социальных законов. Единство и различие законов природы и законов общества.

25. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Свобода и необходимость. Фатализм и волюнтаризм.

26. Понятие природы. Основные виды связей и исторические этапы взаимодействия общества и природы.

27. Современные экологические проблемы, их особенности в России и возможные пути решения. Идея «ноосферы» и ее актуальность.

28. Понятие общественного производства. Структура общественного производства. Диалектика материального и духовного производства.

29. Материальное производство, его структура и роль в жизни общества. Человек в системе современных производительных сил.

30. Понятие духовной жизни общества, ее основные элементы. Духовность, образованность, интеллигентность.

31. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое, общественная психология и общественная идеология. Общественное мнение. Манипуляция общественным сознанием и пути противодействия ей.

32. Формы общественного сознания. Принципы структурирования форм общественного сознания. Характеристика одной из форм (по выбору студента).

33. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

34. Понятие общественного прогресса в философии. Проблема критериев общественного прогресса.

35. Проблема человека в истории философской мысли. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

36. Проблема смысла жизни и жизненного пути человека в истории философской мысли.

37. Понятие личности. Проблема ее формирования (социализация и индивидуализация). Формирование личности как процесс самотворчества.

38. Личность и общество. Роль социальной среды в формировании личности. Роль личности в истории.

39. Проблема периодизации исторического процесса. Формационная и цивилизационная модели общества.

40. Главные черты античной философии и наиболее крупные мыслители.

41. Основные особенности философии Средневековья, этапы ее развития, проблематика и наиболее крупные мыслители.

42. Философия эпохи Возрождения, основные черты и наиболее крупные мыслители.

43. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм, её идеи и достижения.

44. Основные черты и достижения философии Просвещения.

45. Современная западная философия: основные особенности и направления.

46. Русская философия, ее особенности, этапы развития и наиболее крупные мыслители. Славянофильство и западничество.

47. Немецкая классическая философия: особенности и наиболее крупные мыслители.

48. Философия марксизма и ее судьба.

Приложение

 

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

 

«A POSTERIORI» – как следствие предметного опыта. Наречие, используемое, когда речь идет о познании, например «знать a posteriori» или «узнать a posteriori» Говорят, что какие-то предположения известны а posteriori, когда они известны только в результате опытного знания тех вещей, о которых говорится в суждениях.

«A PRIORI» – первично по отношению или независимо от опыта. Наречие, которое используется, когда речь идет о познании, например «известны а priori». Говорят, что какие-то положения известны a priori, когда они известны до (или независимо от) какого-либо опытного знания о предметах, о которых говорится в суждениях.

«COGITO, ERGO SUM» – «Я мыслю – следовательно, существую» – высказывание, использованное Декартом для доказательства своего собственного существования.

«LAISSER-FAIRE» – буквально «разрешать делать». «Laisser-faire» – это система свободного рыночного обмена с абсолютным минимумом контроля со стороны правительства. Либералы XIX в. верили, что эта система должна привести к наибольшему материальному благосостоянию общества. Капитализм «laisser-faire» относится к ранней стадии развития капитализма, когда фирмы были небольшими, управлялись их владельцами, и когда процесс купли-продажи формировался под давлением рынка.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – основное понятие в философии И. Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

«ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» – в философии И. Канта явление, которое воспринимает человек и которое может быть им познано.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» – доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.

«НЕ-Я» – окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

«Я» – категория в философии Фихте, указывающая на центральную роль субъекта в мире.

АБСОЛЮТ – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное вечное, совершенное начало бытия.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, исчерпывающее знание
о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

АВЕРРОИЗМ – Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.

АВТОНОМНАЯ ВОЛЯ – категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnostos – непознаваемый) – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.

АДАПТАЦИЯ (от поздн. лат. adaptatio – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой. Биологическая адаптация характеризуется приспособлением строения и функций организмов к условиям существования и привыкания
к ним. Социальная адаптация отличается тем, что человек как вид
не меняет своё строение и функции, а видоизменяет среду.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

АЛЬТРУИЗМ – этика милосердной любви. Альтруизм – готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единственным способом постановки философских проблем. Аналитическая философия отрицает способность философии отражать объективный мир и, по сути, выражает тенденцию неопозитивизма в современной философии.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – утверждение, которое просто выявляет то, что уже содержится в подлежащем высказывания.

АНАРХИСТ – человек, который считает, что никакое государство не имеет права на управление людьми и что правительственная власть незаконна и не желательна.

АННИГИЛЯЦИЯ (от позднелатинского annihilatio – уничтожение, исчезновение) – один из видов превращения частиц при столкновении частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи. Эти процессы лимитируются законами сохранения.

АНТИКУЛЬТУРА – человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.

АНТИНОМИИ – противоречащие друг другу суждения.

АНТИТВОРЧЕСТВО – деятельность, формально напоминающая творческую, но изначально направленная на разрушение, уничтожение жизни и культуры.

АНТИТЕЗИС – противоположное тезису положение.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

АПЕЙРОН – первоначало (Анаксимандр) – это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное.

АПОЛОГЕТИКА – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.

АПОСТЕРИОРНЫЙ – существующий после опыта, за его пределами.

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ – объекты познания, которые человек застает при рождении. В философии Канта это – пространство и время.

АПРИОРНЫЙ – существующий до всякого опыта, врожденный.

АРГУМЕНТ ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ – попытка доказать существование Бога через демонстрацию высокой степени организованности и целесообразности в мире. Этот аргумент утверждает, что такая целесообразность может быть только результатом деятельности могущественного, целеполагающего Творца. Аргумент этот очень древний, но был особенно популярен в XVIII в.

АСКЕТИЗМ – умерщвление плоти для возрастания духа.

АТЕИЗМ – отрицание веры в бога.

АТОМ (от греческого atomos – неделимый) – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур). Понятие для обозначения мельчайшей, неделимой частицы вещества, которая вплоть до конца XIX в. рассматривалась в качестве «строительного материала всех вещей». В современной науке мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства, состоит из положительно заряженного ядра и электронной оболочки.

АТРИБУТ (от латинского attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

БОГОПОЗНАНИЕ – процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

БЫТИЕ – все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

ВЕРА – в христианстве – вера в то, что Бог сдержит то обещание, которое он дал народу Израиля в Ветхом Завете и вновь возвестил всему человечеству в Новом Завете (отсюда – «вера в Бога»). Первоначально обещание заключалось в том, чтобы сделать народ Израиля плодовитым и многочисленным. В Новом Завете это обещание есть обещание вечной жизни на небесах. Согласно некоторым христианским учениям, люди не могут иметь и сохранять эту веру без чудодейственной помощи Бога.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ – понятия в христианской философии, являющиеся выражением в области чувств, традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий – Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, надежда показывает устремленность человека и общества к новому состоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.

ВЕЩЕСТВО – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

ВНУТРЕННЯЯ ЦЕННОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ – сказать, что нечто имеет внутреннюю ценность – это значит сказать, что оно является ценным, хорошим, значимым как таковое, само по себе, независимо от того, что оно может дать и к чему привести. Одни люди говорят, что внутреннюю ценность имеет удовольствие, другие говорят, что такую ценность имеет красота, третьи – что нравственная добродетель. Инструментальная ценность – это ценность чего-либо как средства или инструмента для производства или получения чего-либо еще. Орудие, или инструмент, который полезен для достижения какой-либо цели, считается имеющим инструментальную ценность.

ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю первоосновой бытия.

ВОЛЯ – способность к реализации усилий, деятельности, направлению на достижение цели, это также способность к достижению цели, реализованная в деятельности. Воля, в отличие от импульсивных побуждений, помогает осознанию человеком цели деятельности, осмысленному выбору путей и средств достижения цели и предвидению последствий своих действии.

ВРЕМЯ – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

ВСЕЕДИНСТВО – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ – категория в философии B.C. Соловьева, означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы – Благо, Красоту, свободу личности и в единого бога.

ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ – направленность русской философии на общечеловеческие моральные и религиозные ценности: любовь, благо, свободу личности, ответственность за зло, поиски единого бога и т.п.

ГАРМОНИЯ – категория в философии и эстетике, показывающая целесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью.

ГЕДОНИЗМ – система взглядов и образа жизни, в основании которого лежит представление о том, что стремление к наслаждению и отвращение от страданий является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм – этика наслаждения.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

ГЕОЦЕНТРИЗМ – система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

ГОСУДАРСТВО – группа людей, которая правит, издает законы, управляет социальными процессами и вырабатывает правила для социальных групп на определенных территориях и в пределах определенных границ.

ГУМАНИЗМ – (от лат. humanus) – движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, – высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменение вообще». (Ф.Энгельс)

ДЕДУКЦИЯ – логический вывод от общего к частному.

ДЕИЗМ – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активности по отношению к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность делится на духовную и материальную.

ДИАЛЕКТИКА – первоначально: искусство вести спор, беседу; в настоящее время – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности. В ее основе лежит учение о единстве противоположностей.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – техника задавания вопросов, разработанная Сократом для того, чтобы побудить, спровоцировать и стимулировать бездумных людей с тем, чтобы они осознали недостаточность рационального понимания своих собственных принципов мышления, и для того, чтобы они могли встать на путь стремления к философской мудрости. Сократ использовал диалектический метод как мощное оружие «сбивания спеси» с напыщенных субъектов.

ДИАЛОГ – процесс задавания вопросов и получения ответов, происходящий между двумя людьми.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – процесс разделения системы на части.

ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА – три высших моральных и ценностных идеала человечества, показывающих связь морально-духовной, познавательно-идейной и эстетически-духовной среды, в которой живет человеческая личность.

ДУАЛИЗМ – принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

ДУАЛИСТЫ – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии.

ДУХОВНОСТЬ – состояние общества или личности, для которых материальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости (субъективной).

ДУША – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

ЕВРАЗИЙСТВО – направление в философско-социологической мысли, провозглашающее Россию континентом Евразии, отличным и от Европы, и от Азии своей особой культурной духовностью. Ведущими факторами социального бытия евразийство объявляет территорию и климат.

ЕДИНОЕ – философская категория, отражающая подчиненность всего в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования.

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ – выражение, введенное Иммануилом Кантом для описания того факта, что мысли и восприятия любого данного разума связаны воедино благодаря тому, что все они содержатся в одном сознании. Кант утверждал, что этот факт – единство индивидуального сознания – может быть объяснен только постулированием фундаментальной мыслительной деятельности, которая состоит в том, что она держит вместе или «синтезирует» эти мысли и восприятия.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН – рациональный принцип порядка, или норма, в соответствии с которыми был создан мир. Согласно одной крупной философской традиции, считается, что как физический мир, так и нравственный порядок человеческого общества направляется естественным законом.

ЖЕРТВА – умерщвление чего-либо с целью расположения к себе божества и искупления грехов; безвозмездная отдача какой-либо ценности. Смерть Христа рассматривалась как жертва богу за людские грехи. В русской философии часто говорили о жертве революционеров в пользу народа, в пользу счастья человечества.

ЗАКОН – внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ / ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО – это два основных закона формальной логики. Закон противоречия гласит, что утверждение и противоречащее ему не могут быть одновременно истинными. Например, утверждение «огонь горячий» может быть истинным, и оно же может быть ложным. Противоречащее ему утверждение «не верно, что огонь горячий» может быть истинным и может быть ложным, но не может быть так, чтобы как одно утверждение, так и противоречащее ему одновременно были истинными. Закон исключенного третьего гласит, что в отношении всякого утверждения можно сказать, что оно либо истинно, либо истинно утверждение, противоречащее ему. Таким образом, либо верно, что огонь горячий, либо неверно, что огонь не горячий.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Г.В.Ф. Гегеля сформулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

ЗАПАДНИКИ – сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.

ИГРА – понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, противопоставляемой утилитарно-практической, и сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности.

ИДЕАЛИЗМ – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

ИДЕАЛИЗМ НРАВСТВЕННЫЙ – вера человека в существование в этом мире чего-то святого, непоколебимого, значимого для всех честных людей. Он может выражаться либо в признании, что существует некий обязательный для всех минимум требований-принципов и норм поведения, приверженность к которым позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, в любых обстоятельствах остаться человеком; либо в убеждении, что человек должен служить некоторой высокой цели – например, «людям», «обществу», «культуре», подчиняя ей всю свою жизнь.

ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

ИДЕАЛЬНОЕ – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из её моментов; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней». (К. Маркс)

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воздействиям среды.

ИММАНЕНТНЫЙ (лат. Immanens – пребывающий в чём-либо) – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу.

ИМПЕРАТИВ – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку; требование, приказ, закон.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

ИНДУКЦИЯ – логический вывод от частного к общему.

ИНТЕГРАЦИЯ – процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.

ИНТЕРЕС – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

ИНТЕРЕС – реальная причина всех действий людей и общественных классов, стоящая за мотивами, идеями участвующих в них индивидов.

ИРОНИЯ – манера разговора, благодаря которой говорящий доносит до подлинной аудитории смысл, противоположный тому, который он передает поверхностной аудитории.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – в периоды кризиса общественных структур пессимистическая оценка познавательных и деятельностно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса, скептицизм и агностицизм.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности. И делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

ИСКУПЛЕНИЕ – категория христианской философии, показывающая заглаживание вины человека и человечества, виновных перед богом и историей своими грехами и слабостями.

ИСТИНА (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

ИСТИНА ФАКТА – истина, которая может быть удостоверена лишь через обращение к эмпирической очевидности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистская теория о том, что идеи и социальные институты развиваются только как отражение материального экономического базиса.

КАРТЕЗИАНСТВО – совокупность взглядов Декарта и его последователей.

КАТАРСИС – буквально очищение, или освобождение. Аристотель употребляет этот термин для того, чтобы описать воздействие на нас великих драматических произведений. Когда мы смотрим пьесу, события которой порождают в нас страх и сострадание, он полагает, что мы освобождаемся от этих эмоции и таким образом, мы уходим из театра освобожденными и очищенными. Противоположная точка зрения состоит в том, что такие пьесы (и соответственно кино- и телевизионные программы) порождают в нас такие чувства, которые мы за неимением этих впечатлений не имели бы и не должны были бы иметь: например, агрессивные и сексуальные чувства.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – правило, требующее обязательного исполнения; термин, введенный Иммануилом Кантом, для обозначения того требования, которое предписывает нам делать что-либо безусловно, т.е. независимо от того, что мы хотим, или от того, каковы наши цели. Согласно Канту, мы осознаем принципы морали как категорический императив. Этот термин также используется Кантом и его последователями для обозначения одного частного морального принципа, который Кант называет Высшим Нравственным Законом.

КАЧЕСТВО – существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству, объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.

КЛЕРИКАЛИЗМ – общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни общества.

КОЛИЧЕСТВО – общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определённости объекта.

КОМПЛЕКС – сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов.

КОНЦЕПЦИЯ – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ – попытка доказать существование Бога, исходя из простого факта движения, изменения или существования вещей в пространстве и утверждения о том, что эти факты должны иметь своим источником какое-то существо, которое не движется, или не изменяется, или же просто не имеет начала существования. Самые ранние формы этого аргумента можно найти в трудах Аристотеля.

КОСМОЛОГИЯ – буквально изучение порядка в мире. В настоящее время используется для обозначения области астрономии, которая исследует организацию и структуру всего физического мира, включая его происхождение. В философии космология является частью направления исследований, которое называется метафизикой, или изучением первых основ мира.

КОСМОС – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

КРЕАЦИОНИЗМ – учение о «сотворении» мира богом
из ничего.

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ – термин, введенный психоаналитиком Эриком Эриксоном, для обозначения периода нестабильности, неуверенности формирования личности, через который проходят подростки в обществах, подобных нашему. С помощью этого термина Эриксон пытался показать, что этот период является периодом неустойчивости и неопределенности, когда желаемый результат – появление здоровой цельной, зрелой личности, сохраняющей душевное равновесие, – находится под вопросом.

КУЛЬТУРА – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.

ЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ – право отдавать распоряжения, когда остальные чувствуют нравственную обязанность подчиняться. Государства претендуют на легитимную власть, когда говорят, что они имеют право принимать законы, которым граждане (или подданные) должны подчиняться, независимо от того, будут они наказаны за неподчинение или нет. Демократические государства основывают свои требования легитимной власти на том факте, что они избраны теми людьми, которыми управляют, и таким образом говорят от имени народа.

ЛИЧНОСТЬ – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

ЛОГИКА – дисциплина, которая исследует правильные принципы формального рассуждения. Иногда она характеризуется как наука о законах мышления.

ЛЮБОВЬ – согласно философии Фейербаха, главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».

МАКСИМА – правило поведения, внешне выраженная формула поведения.

МАРКСИЗМ – мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма – в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений. Основные моменты учения таковы: во-первых, капитализм внутренне нестабилен и склонен к экономическим кризисам; во-вторых, прибыль капиталистических предприятий возникает на основе эксплуатации рабочих, которые получают в виде заработной платы меньше, чем они производят; в-третьих, по мере развития капитализма рабочие все больше и больше осознают свое положение, и потому становится все более вероятным, что у них появится желание насильственно уничтожить капитализм; и, наконец, последнее – это то, что общество, которое появится после разрушения капитализма, будет социалистическим и демократическим по своей экономической и политической организации.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.

МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

МАТЕРИЯ (от латинского materia – вещество) – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В.И. Ленин)

МЕРА – философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.

МЕССИАНИЗМ – черта русской философии, показывающая её пророческий характер, её способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни.

МЕТАФИЗИКА – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

МЕТОД – приём, средство, способ познания.

МЕТОД СОМНЕНИЯ – неуверенность в суждении относительно познавательных утверждений, существующая до тех пор, пока не будет доказано, что они либо истинны, либо ложны.

МЕТОДОЛОГИЯ – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

МИССИОНИЗМ – учение об исторической миссии, предназначении человека, целого народа или какой-либо общественной организации. В русской философии исторической миссией русского народа провозглашалось сначала роль народа-богоносца, а позднее – освобождение трудящихся всего мира от гнёта и эксплуатации.

МИФОЛОГИЯ (с греч. – слово, понятие, учение) – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетического мироощущения.

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

МОДУСЫ – свойства.

МОНАДА – философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

МОНИЗМ – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.

МОНОТЕИЗМ – поклонение одному богу, единобожие.

МОРАЛЬ – система ценностей и императивов, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, выражающегося в примиренности, солидарности и братской (милосердной) любви.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века – учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.

НАУКА – сфера деятельности человека, связанная с выработкой теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

НЕОКЛАССИЦИЗМ – философия искусства, которая превозносит порядок, пропорцию и разум и подчиняет художественное творчество объективным принципам эстетического вкуса.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но, в отличие от XIX в., сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

НЕОТОМИЗМ – философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение. Подобно томизму неотомизм считает философию служанкой богословия.

НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма З. Фрейда, неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

НОМИНАЛИЗМ – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.

ОБЩАЯ ВОЛЯ – термин, введенный Жан-Жаком Руссо, для обозначения решения граждан республики отказаться от своих личных и частных интересов и вместо этого коллективно стремиться к общему благу. Согласно Руссо, сказать, что общество «имеет общую волю» – то же самое, что сказать, что все члены общества в своих политических действиях и намерениях единодушно стремятся к общему благу. Руссо весьма пессимистично относился к возможности когда-либо достигнуть общей воли.

ОБЩЕНИЕ – процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, способностями, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из важнейших условий формирования личности и общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – добровольное, единодушное соглашение между всеми членами общества с целью объединиться в единое политическое сообщество и повиноваться законам, которые изданы коллективно избранным правительством. В политической мысли XVII и XVIII вв. притязания государства на легитимность обосновывались реальным или гипотетическим общественным договором.

ОБЩЕСТВО – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; определенный этап человеческой истории (раннефеодальное, буржуазное, социалистическое общество), общность людей, связанных отношениями между ними, складывающимися в процессе деятельности.

ОБЪЕКТ – предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятельность.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА – царящие в действительности (природе и обществе) объективные законы развития.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР – объективная реальность, всё существующее независимо от сознания человека.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ – попытка доказать существование Бога, исходя всего лишь из простой идеи самого совершенного существа. Аргумент крайне противоречив и отвергается как необоснованный многими религиозными философами, включая ведущего средневекового сторонника космологического аргумента Фому Аквинского.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ – превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры. Процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, становясь социально-культурными.

ОРГАНИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ – понятие в философии Н.О. Лосского, показывающее системное строение материи с приоритетом в ней целостного, гармонического начала, существующего до составляющих его частей и определяющего их бытие.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимания, смысла совершаемых действий, это необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через индивидуальное сознание.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

ОТРИЦАНИЕ – философская категория для обозначения определённого типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта. Оно является необходимым моментом процесса развития, поскольку любой объект рано или поздно достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится иным. Но, становясь иным, развивающийся объект в определённом смысле остаётся тем же самым. Диалектическое отрицание – это не голое, зряшное отрицание, тождественное уничтожению, а творческое отрицание, когда старое не отбрасывается, а «снимается», сохраняя в новом качестве положительные черты старого.

ОТЧУЖДЕНИЕ – исторически преходящая форма опредмечивания человеком своих способностей, свойственная антагонистическому обществу, при которой человеческая деятельность и ее результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Истоки отчуждения – в относительной обособленности индивидов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах. Категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

ОТЧУЖДЁННАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – в философии Фейербаха это бог, в других философских системах – душа, труд и др.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе.

ПАТРИСТИКА – учение отцов церкви, относится к IV–VIII вв.

ПЕРВОНАЧАЛО (или «архе») – это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

ПЕРИПАТЕТИКИ – последователи учения Аристотеля.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – этика личного совершенства.

ПЕРЦЕПЦИЯ – чувственное восприятие действительности.

ПЛЮРАЛИЗМ – признание множественности субстанций.

ПОДАВЛЕНИЕ/СУБЛИМАЦИЯ – два термина из психологической теории Зигмунда Фрейда, обозначающие основные операции человеческой психики. Подавление – это насильственное вытеснение из сознания всех желаний, стремлений, мыслей и чувств, которые разум считает дурными, опасными или неприемлемыми по каким-либо причинам. Согласно Фрейду, то, что подавляется, не исчезает, а остается со всей своей эмоциональной силой в бессознательной части разума. Сублимация – это переключение сексуальной или агрессивной энергии на приемлемые с общественной и нравственной точки зрения области – например, когда агрессивная энергия вместо физического насилия переключается на философскую аргументацию или когда сексуальная энергия переключается с прямых сексуальных действий на флирт.

ПОЗИТИВИЗМ – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (В.И. Ленин).

ПОЛИТЕИЗМ – поклонение многим богам, многобожие.

ПОТРЕБНОСТИ – внутренний побудитель активности, нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека и общества в целом, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

ПРАВДА – истина, наполненная моральным смыслом и идеей естественного права.

ПРАГМАТИЗМ – образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела.

ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него – успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

ПРАКТИКА (греч. praktikos – деятельный) – материальная, чувственно предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания. Практика является источником, основой и целью познания, а также критерием истины.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ – утверждение Лейбница о том, что Бог предустановил вещи таким образом, что идеи в нашем разуме точно соответствуют объектам окружающего мира, даже несмотря на то, что не существует никакого реального взаимодействия между миром и нашим разумом. Лейбницу была необходима эта неправдоподобная гипотеза потому, что в соответствии с его метафизической теорией субстанции в действительности не могут воздействовать друг на друга.

ПРИНЦИП – основоположение знаний, науки.

ПРИНЦИП ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ – принцип, сформулированный Лейбницем, в соответствии с которым никакой факт не может быть реальным и никакое высказывание – истинным, если нет достаточной причины, почему это должно быть именно так.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ – принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодействии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в поведении системы.

ПРИРОДА С Т.З. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ – это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом (учение о природе – «фюсис» – физика).

ПРОБЛЕМА РАЗУМА И ТЕЛА – это проблема точного объяснения, каково взаимоотношение между нашим разумом и физическими телами в пространстве. На самом деле существуют три проблемы, слитые воедино под этим названием. Во-первых, это проблема того, существует ли причинное взаимодействие разума и тела, и если да, то какое именно? Во-вторых, это проблема того, как я (т.е. мой разум) могу – если вообще могу – получить знание о телах, и того, может ли разум действительно знать вообще что-либо о телах или же разум имеет знание только о самом себе? И в-третьих, это проблема того, каково специфическое взаимодействие между моим разумом и моим телом? В XX в. проблема разума и тела привела философов к близкой проблеме – проблеме других разумов: как я могу, если вообще могу, знать о существовании и содержании разумов других, отличных от моего собственного? Существует ли еще что-нибудь вне меня, или же я существую один в мире простых тел?

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, богом.

ПРОГРЕСС – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ (лат. Progressus – движение вперёд) – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим.

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ – идея управления миром божеской волей по определенному плану.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – стороны единого целого, которые отрицают друг друга и в то же время предполагают друг друга.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий.

ПСИХОАНАЛИЗ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ – теория разума и тела, которая считает, что разум представляет собой один вил субстанции, а тела – другой. Определяющей характеристикой разума, согласно дуализму, является сознание или мышление. Определяющей чертой, характеристикой тела является пространственная протяженность (а иногда также сила или непроницаемость). Главная проблема для дуалиста – объяснить, как разум и материя взаимодействуют и воздействуют друг на друга.

РАЗВИТИЕ – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, который выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – процесс, в котором свойства, сущность предмета становятся достоянием человека, его способностей, происходит превращение вещи в идею, принцип. Человек распредмечивает как формы природы, так и формы культуры. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры как живого целого, существующей только в процесс созидательной человеческой деятельности.

РАССУДОК И РАЗУМ – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос: «Во имя чего?», второй – на вопрос: «Как?»

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

РЕАЛИЗМ – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

РЕВОЛЮЦИЯ – развитие, осуществляемое путём скачкообразного перехода к новому качеству в природе, обществе или познании. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революции могут быть социальными, культурными, научными и др. Социальная революция и гражданская борьба не являются тождественными понятиями. Первое понятие обозначает процесс перехода общества к принципиально новому состоянию, второе – одно из возможных средств осуществления этого процесса.

РЕГРЕСС – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ – категория из теории А.А.Богданова, показывающая факторы, обеспечивающие подвижное равновесие системы.

РЕЗУЛЬТАТ – достижение поставленных целей. В достижении результата немаловажную роль играет выбор средств.

РУССКАЯ ИДЕЯ – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

РУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ РЕНЕССАНС – период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX в. и оканчивающийся 50-ми гг. XX в. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, насилия, исторической судьбы России и т.п.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ (САМООРГАНИЗАЦИЯ) – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.

САМОСОЗНАНИЕ – осознание человеком своего сознания, нравственного облика и интересов. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу в целом.

СВОБОДА – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Свобода без ответственности превращается в произвол.

СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА – категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и бога. Согласно концепции Н.А. Бердяева, свобода человека предопределена её корнями, находящимися в подоснове бытия, Ungrund, существующем прежде бога.

СЕГРЕГАЦИЯ – процесс отделения одних частей системы от других.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – освобождение от религии и церковных институтов.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

СИНТЕЗ – соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.

СКАЧОК – процесс перехода количественных изменений в качественные, которые начинаются при достижении изменяющимся объектом границы меры.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий) – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины.

СЛАВЯНОФИЛЫ – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.

СМЫСЛ – осознанная сущность предмета.

СМЫСЛ ЖИЗНИ – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, и свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни.

СНЯТИЕ – характеристика диалектического отрицания, при котором некоторые элементы старого сохраняются в новом качестве как подчинённые новой целостности.

СОБОРНОСТЬ – объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.

СОЗНАНИЕ – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи (социальной), субъективный образ объективного мира.

СОЛИПСИЗМ – буквально уверенность в том, что я являюсь единственной личностью в мире. В несколько более общем виде, солипсизм – это крайняя форма эпистемологического скептицизма, которая отказывается признать существование чего-либо другого, нежели мой собственный разум. Некоторые философы даже утверждали, что я не могу ни в чем быть уверенным, кроме моего собственного разума в настоящий момент, поскольку моя память тоже может ошибаться.

СОФИСТИКА – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.

СОФИЯ – мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с богом и участвующая в творении мира.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ – общество, рассматриваемое как целостное и структурное образование, функционирующее по специфическим законам; общество, взятое в его противопоставлении природе.

СТАРОГЕГЕЛЬЯНЦЫ – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

СТОИКИ – древнегреческие философы, которые полагали, что природный мир представляет собой порядок, который может быть понят через рациональное исследование.

СТРАТЫ – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.

СТРУКТУРА – инвариантное, или неизменное, состояние системы.

СУБЛИМАЦИЯ – см. ПОДАВЛЕНИЕ.

СУБСТАНЦИЯ – некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Нечто, что может иметь атрибуты, утверждающие о нем что-либо, но что само не может быть указано в качестве атрибута какой-либо другой вещи.

СУБЪЕКТ – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА – отражение в сознании субъекта /человечества/ объективных закономерностей, или диалектическая логика, сознательное применение которой в различных сферах знания превращает ее в диалектический метод.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

СУВЕРЕНИТЕТ – высшая политическая власть. Право управления, которое имеет превосходство надо всем остальным.

СУДЬБА – идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределенности событий и поступков человека.

СХОЛАСТИКА – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.

ТАБУЛА РАЗА (tabula rasa) – буквально чистая дощечка. Этот термин был использован Джоном Локком, чтобы обобщить его утверждения о том, что разум возникает пустым, чистым, лишенным содержания, и опыт пишет на нем свои письмена так, как если бы разум был глиняной или восковой дощечкой, которая предназначена для того, чтобы на ней оставило свои отметки пишущее стило. Локк высказывался против широко распространенного мнения о том, что разум сталкивается с опытом, уже имея встроенные в него идеи (или «загруженным», как любят говорить люди, работающие с компьютерами).

ТАВТОЛОГИЯ – предложение, которое может быть признано истинным просто на основании значений слов, которые в нем используются.

ТВОРЧЕСТВО – интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.

ТЕЗИС – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

ТЕЛЕОЛОГИЯ – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

ТЕОДИЦЕЯ – оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.

ТЕОЛОГИЯ – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

ТЕОРИЯ – система логически обоснованных, концептуальных идей.

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ – учение, провозглашающее формулу «православие – самодержавие – народность» специфичной для России и обеспечивающей гармоничное единство царской власти и народа.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.

ТОЖДЕСТВО – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

ТОМИЗМ – направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Ф. Аквинского. Попытка соединить религиозную догматику с уважением к правилам разума.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – выходящий за пределы внешнего созерцания внутреннего возможного опыта, потусторонний.

ТРИАДА – метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.

ТРУД – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей. Выделяют труд физический и умственный, управленческий и исполнительский, аграрный и индустриальный и т.д.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой при помощи орудий труда он воздействует на природу и использует её для создания предметов, удовлетворяющих его потребности.

УПРАВЛЕНИЕ – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры. Социальное управление заключается в воздействии на общество с целью его упорядочивания.

УСТОЙЧИВОСТЬ – свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри.

УТИЛИТАРИЗМ – этика пользы. Утилитаризм – этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания индивида и общества.

ФАТАЛИЗМ – признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

ФИЛОСОФИЯ (буквально – любовь к мудрости) – это систематическое, критическое исследование того способа, с помощью которого мы производим суждения, оцениваем и действуем с целью стать более мудрыми, глубже осознать самих себя и таким образом стать лучше; наука об универсальных законах и принципах бытия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.

ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

ХАОС – в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей.

ХОЛИЗМ – направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели, планирование в соответствии с ней деятельности, прогнозирование ее результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – «сообразность с целью», организация и активность системы, оптимально соответствующая сохранению этой системы, ее адаптации к внешней среде и сохранению того вида природных образований, к которым принадлежит эта система.

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – объект, содержание, мотив направленности потребности, интересов, волевых усилий человека. Понятие цели составляет основу принципа целесообразности, отражающего процесс эволюционной активности систем.

ЦЕННОСТЬ – понятие, в котором выражена значимость явлений действительности для человека и человечества.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – гражданский, воспитанный) – 1. синоним культуры; 2. ступень общественного развития, следующая за варварством; 3. замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности. 4. материальное богатство, созданное людьми за всю историю человечества.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

ЭВОЛЮЦИЯ – развитие, осуществляемое в пределах данного качества за счёт количественных изменений сторон объекта.

ЭГОИЗМ – установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими.

ЭКЗЕГЕТИКА – искусство истолкования библейских текстов.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование, в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.

ЭКЛЕКТИКА – соединение в единое целое противоположностей произвольно, в отличие от диалектики, в которой противоположности возникают из одной сущности, взаимно обуславливая друг друга.

ЭМПИРИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ – являются двумя ведущими эпистемологическими теориями четырех предшествующих столетий. Эмпиризм – это теория о том, что все человеческое знание происходит из наших пяти чувств и отсюда следует, что мы никогда не можем знать больше или знать с большей достоверностью что-либо, чем это позволяют наши чувства. Рационализм – это теория о том, что, по крайней мере некоторые человеческие знания происходят из разума, без помощи чувств, из чего следует, что мы можем знать о вещах то, чего нам не дают чувства, и можем знать это нечто с большей достоверностью, чем в том случае, когда мы опирались бы только на чувственный опыт.

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ – учение о том, что никакому из наших знаний о мире нельзя дать никакого адекватного подтверждения и даже таким устойчивым основополагающим знаниям, как то, что существует физический мир, что у меня есть тело, что солнце завтра взойдет или что огонь дает тепло. Цель эпистемологического скептицизма – обратить внимание на взаимоотношение между нашим знанием и его подтверждением, а вовсе не в том, чтобы заставить нас отказаться от знания вообще.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – буквально изучение познания. Эпистемология – это изучение того, как мы приходим к познанию о вещах, каковы границы нашего знания и насколько достоверно или недостоверно наше знание. Психология тоже изучает путь к знанию, но эпистемология меньше интересуется внутренними механизмами познания и занимается возможностью определения, доказательства и уточнения того, что мы думаем, и что мы знаем. С начала XVII в. эпистемология становится одной из самых важных отраслей философии.

ЭСТЕТИКА – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека.

ЭСХАТОЛОГИЯ – учение о конце света.

ЭТИКА – в философии – систематическое исследование того, как мы должны действовать, поступать как по отношению к другим, так и по отношению к самим себе, а также исследование того, какие веши, характерные черты или типы людей являются хорошими, достойными положительной оценки и восхищения, а какие – плохими, заслуживающими порицания и осуждения. Этика имеет дело как с общими правилами и принципами, так и с частными случаями.

ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ – теория, согласно которой правильность или неправильность какого-либо действия зависит или соответствует тому обществу, в котором живет человек. Иногда этические релятивисты просто выдвигают требование о том, что мы должны принимать во внимание социальный контекст и правила данного общества, но иногда они утверждают, что одно и то же действие является правильным для людей одного общества и неправильным для людей другого общества. Часто этический релятивизм путают с этическим скептицизмом, который сомневается в том, что действие вообще может быть правильным или неправильным, а также с этическим нигилизмом, который отрицает возможность оценки действия с точки зрения понятии «правильного» или «неправильного».

ЯВЛЕНИЕ – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

 


[1] Используемые виды форм текущего контроля (ФТК)

Взаимоконтроль ФТК-1

Индивидуальный опрос ФТК-3

Коллоквиум ФТК-5

Контрольная работа ФТК-6

Письменная работа ФТК-11

Реферат ФТК-12

Самоконтроль ФТК-13

Творческая работа ФТК-15

Тестирование ФТК-16

Фронтальный опрос ФТК-17

Формы промежуточного контроля - экзамен ФПК-4


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 821; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!