Основные требования диалектической логики.



Диалектическая логика — в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики.

Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имеет своей целью развернуть его научное изображение в тех необходимых его моментах и притом в той последовательности, которые не зависят ни от нашей воли, ни от сознания, утвердить свой 'статус логики' как логической дисциплины.

                         34. Социальная философия как наука. Анализируя эпоху зарождения науки, в том числе и философии, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под ним эпоху резкогоповорота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Удивительно, и этому еще не дано объяснения, что эта поворотная эпоха началась и протекала почти одновременно в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга (между 800 и 200 годами до н.э.). В это время в Китае жили и творили Конфуций и Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, в Индии возникли Упанишады, жил Будда. В совокупности ости мыслителями этих двух стран были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть доскептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия; б Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков Еврипида и Софокла, историка Фукиди-да и механика Архимеда. «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, — заключаетЯсперс, — сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели». Таким образом, уже тогда, на заре цивилизации появилась настоятельнаяобщественная потребность в научных (в том числе, в философских) знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем. Речь, разумеется, идет не о формировании самостоятельной научной дисциплины — социальной философии, а только о ее генезисе. Вообще наукаизначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретичном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т.д., не говоря уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность явлений было довольно поверхностным. В этих исторических условияхнаука включала в себя всю совокупность знаний о мире, в том числе и социально-философские представления. Наука и философия были до того слитны, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний, в том числеобществоведческих.  Но с самого начала возникновения науки начал действовать и один изосновных законов ее развития — закон дифференциации научных знаний.Результатом дифференциации является последовательное выделение все новых,относительно самостоятельных отраслей научного знания, в том числе сужениепредмета философии. Однако, отпочковывая от себя одну за другой конкретныенаучные отрасли, философия отнюдь не уподоблялась шекспировскому королюЛиру, который раздал все свое королевство дочерям, а сам остался ни с чем.С философией происходило обратное: чем больше отделялись от нее отраслинаучного знания, тем богаче, плодотворнее, полезнее для обществастановилась философия, ибо обретала свое собственное лицо, свойсобственный, не совпадающий с другими предмет исследования, иначе говоря —свои собственные функции, свое место в общественном сознании. «Дифференциации в течение многих веков подвергалось и само философскоезнание, вследствие чего его структура претерпела существенныеизменения».[2]Так, в ходе исторического развития от собственно философии отделилисьпсихология, формальная логика, этика, эстетика.   Все структурные элементы философского знания между собой неразрывносвязаны, что на схеме показано в виде непрерывных линий. Пунктир междуонтологией и логикой означает, что в данном случае связь между структурнымиэлементами опосредована и осуществляется через гносеологию и концепциивзаимосвязи и развития.  Где же в этой структуре может быть определена ниша для социальнойфилософии?  Было бы опрометчиво рассматривать социальную философию в качествесугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания вдополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи и развития, гносеологии илогике. Если бы так почему-то случилось в ходе дифференциации философскогознания, то  философия перестала бы быть философией, т.е. совокупностьюнаиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах егосуществования и развития. В качестве предметной области остался бы толькомир природный да общие проблемы познания.  Правильней, очевидно, видеть в социальной философии обществоведческийсрез философского знания в целом и большинства его структурных элементов вотдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающейв себя проблемы общественного бытия и его модификаций — бытияэкономического, бытия социального в узком смысле слова, бытияэкологического, бытия демографического. Соответствующим срезом концепцийвзаимосвязи и развития выступает социальная динамика, рассматривающаяпроблемы линейности, цикличности и спиралеобразности в общественномразвитии, соотношения революционного и эволюционного в переходные эпохи,общественного прогресса. Есть еще один чрезвычайно важный структурныйэлемент социально-философского знания, представляющий собой срезгносеологии — социальное познание. В его поле зрения анализ общественногосознания, специфика применения при изучении социума общенаучных методов иформ познания.      Исключение в данном контексте составляет лишь такой элементфилософского знания как логика. В силу своей предельной абстрактности иуниверсальности он вряд ли допускает какие-либо специфические срезы с себя,например, в виде социальной логики.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!