Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия.



Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

    

 

Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.

Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности.

Существует множество определений этой философской категории, в качестве

исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от

человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования

понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя

отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода

— у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя

отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит,

Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).

В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый

этап, где эта категория предстает  как совокупность многих и многих

атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее

трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление

о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных

этапах развития научного познания существовали различные модели материи.

Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); •

эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира,

является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует

человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория

«материя» имеет под собой объективное основание: существование

многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.

Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна,

несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя

(Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются

атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение,

пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно

и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее

модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их

различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и

электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя

немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.

Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по

себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле

слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне

присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной

изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» —

писал Ф.Энгельс.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!