Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.)



В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

 Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

 Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема,  являясь  потусторонней  нашему  сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

 

Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Марксизм получил широкое распространение (вышел за рамки Германии, стал интернациональным) в мире и завоевал большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо. Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:

1. - соединение материализма и диалектики.

2. - диалектико-материалистическое понимание истории.

3. - новое понимание социальной роли философии.

Маркс и Энгельс в начале своей деятельности находились под влиянием Фейербаха. В 1843-1845 гг. Маркс стал отходить от влияния Фейербаха. Материализм Маркса отличался от материализма Фейербаха. Главное положение диалектического понимания истории - общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его общественное бытие. Общественное бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:

1) Общественное производство материальных и духовных благ.

2) материальное условие непосредственного существования человека, не связанное с производством (быт, семья).

Эти 2 момента Маркс объединял и называл производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа.

3) Процесс взаимодействия общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.

Ядром общественного производства является способ производства - единство двух элементов: производительных сил и производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из:

1) Человек - главная производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в производство,

2) Средства труда - производственная техника - это второй канал вливания науки в производство.

3) Предмета труда.

Производственные отношения состоят из элементов:

1) Отношение собственности на средства производства : отношение обмена, распределения и потребления. Они связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений : определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений.

2) Базис общества - рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его составляющей.

Надстройка включает в себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка - определяемый элемент.

Вершиной системы положений диалектического познания является теория "Общественно-экономических формаций" - это исторически определенный тип общества со всеми присущими ему особенностями духовной и социальной жизни, сложившийся на базе к-л способа производства:

1) Первобытно-общинная формация.

2) Античная формация.

3) Азиатская формация. -2) и -3) - Рабовладельческая обш-эк. формация. 4) Феодальная формация.

4) Капиталистическая формация,

5) Коммунистическая формация - включает 2 фазы : 1) социализм и2) коммунизм.

Понятие формация играло в марксизме большую методологическую роль:

Общественное сознание влияет на общественное бытие:

1) относительная самостоятельность общественного знания, проявляющегося в отставании или опережении общественного бытия.

2) подчинено закону преемственности - ранее накопленный мыслительный материал может стать причиной взлета о. сознания при отсталом о. бытии. Проявляется закономерность :каждая из сфер о. сознания имеет свои собственные внутренние законы развития, не связанные с о. бытием.

3) ) в ходе исторического процесса степень активного воздействия о. сознания на о. бытие возрастает (закон возрастания).

4) Культура, по Марксу, есть способ связи между людьми. Это дает ему основание утверждать, что о степени общей культуры человека можно судить только по тому, "в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью". Отсюда вывод Маркса о том, что для каждого человека величайшим богатством "является другой человек

 

  11.Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,

Бердяев.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р

фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции

общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно

изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит

посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения.

Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием

отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн.,

Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский,

Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса,

место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев

бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.

Бердяев Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл

творчества", "Смысл истории", "Дух  и реальность", "Экзист. диал-ка

божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт

--- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть

самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом.

Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект,

воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все,

что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр.

Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2

обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется

и раскрывается в человеке и

через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому

он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во

природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда

отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид ---

натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б.

поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина

мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если

человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,  как у Ницше. В

богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к

Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в

царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания.

Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.

формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил.

антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание

ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке

идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство,

спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр.

надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир

- зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею

самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего

блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято

только в ее отношении к Богу.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!