Понятие «общественно-экономическая формация» и «цивилизация».



 Общественно-экономическая формация, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В геологии под формацией понимается способ образования горной породы. Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.

Цивилизация — синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

 

             48. Экономические и социальные предпосылки революций.

Социальными предпосылками революции является необходимость перехода от старой формы общества к новой. Экономические предпосылки - переход от старой экономической системы к новой. Но революция происходит если изменения удут от низших слоёв общества.

Революционный тип развития общества это резкое изменения курса его развития путём восстаний или массовый волнений определённых слоёв общества.

Эволюционный тип развития общества это постепенное развитие и переход от одного вида общества к другому когда первое достигает апогея своего развтия.

Реформа это один из способов эволюционного изменения – постепенной реформирование общества и есть его эволюция

 

49. Исторические общности людей как элементы социальной структуры.

Исторические общности людей это Род, Племя, Семья, Народность, Нация. Социальная структура общества носит сложный характер. В ней выделяются различные по характеру и общественной роли социальные общности, складываются сложные взаимосвязи между ними. Социальная структура общества включает и этническую структуру, в которую входят исторические общности людей

 

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

 1)Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское).

2)Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

3)Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость. Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.           Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.

1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения. 2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

5)Правовое. Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе. Общество бывает:

1)До письменные, письменные.

2)Простые и сложные общества: (в простых - нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых). Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

1)Общество первобытных охотников и собирателей.

2)Обычное (аграрное) – традиционное общество.

3)Индустриальное общество.

4)Постиндустриальное общество.

Ученые выделили в классификации общества следующие этапы или виды обществ:

1)Первобытное общество.

2)Рабовладельческое общество.

3)Феодальное общество.

4)Капиталистическое общество.

5)Социалистическое общество - переходное.

6)Коммунистическое.

Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества:

1)Институт семьи и брака.

2)Экономические (работа) институты.

3)Политические институты (законы, правила, флаги государства).

4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).

5) Духовные, социальные институты (наука, образование, культура).

 

      51. Сущность материально-производственной сферы общества.

Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования. Единичный индивид не мог бы составить общественную группу, какой бы она ни была, не мог и быть "обществом", а его сознание - социальным, т. е. он не был и человеком. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих, несмотря на свое своеобразие, общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т.п., и одновременно с этим развиваются первоначальное мышление и средство коммуникации - язык. Труд явился источником появления и развития общества. Труд (как целостный социальный феномен) относится к материальной деятельности, к материальной сфере общества.

Труд человека включает в себя несколько моментов, в том числе и духовный компонент - целенаправленность. Деятельность, вообще-то, свойственна и многим представителям животного мира, например, бобрам, строящим плотины, птицам, создающим гнезда. Но трудовая деятельность человека отличается от подобной "работы" тем, что она основывается не столько на инстинкте, сколько на осознании цели, на идеальном. Труд человека неотрывен от начинающегося исторически или от развивающегося в дальнейшем сознания, от постановки все более и более разветвляющихся целей. Трудовая деятельность, связанная с освоением не только новых явлений, но и сущностей предметов, формирует новые идеальные модели и побуждает к их реализации. Целенаправленность деятельности (хотя она бывает порой и хаотичной, и инстинктивной) есть характерная черта человека.

Она относится как к взаимодействию с природой, так и к духовной деятельности людей.

Другие черты трудовой деятельности свойственны, главным образом, практическому, а не духовному постижению действительности. Человек сталкивается с материальным сопротивлением объекта, что требует от него применения своих физических сил, напряжения мускулов и т.п.; он функционирует физиологически, расходуя энергию, подобно взаимодействующей с ним энергии и структурам природной среды; он выступает как природная материальная система, включенная в несколько иную природную же систему. Можно спросить: а разве композитор, создавая музыку, или писатель, ученый, философ не имеют при создании своих работ такого (или подобного) физического напряжения? Конечно, имеют. Однако это напряжение носит здесь подчиненный характер, и характер определяется преимущественно духовным, а не вещественно-субстратным результатом такого труда.

Еще одна черта трудовой деятельности как практики: преобразование материальных (вещественно-субстратных) систем. Не любые перестановки элементов такой системы или изменения структуры этих систем (это можно совершать и в мысленном моделировании) и не любые предметно-чувственные акции человека будут "практикой", а только такие, которые изменяют в самой реальной действительности качества элементов, подсистем и систем в целом, ведут к ликвидации, разрушению существующих внешних систем или, наоборот, к их развитию, совершенствованию или созданию новых материальных (вещественно-субстратных) систем.

Только все три вместе взятых признака - целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем - составляют практику как гносеологический феномен.

Труд отличается от практики главным образом тем, что это есть социально-философское понятие, а "практика" - гносеологическая категория. Если "практика" соотносима со "знанием" (и даже "теорией"), лишь частично включая добываемую обществом информацию в себя (практика, как мы знаем, невозможна без цели и духовного компонента внутри себя), то труд обеспечивает человеку не только потребляемое индивидом продовольствие, средства производства, компьютеры и т.п., но также художественные, эстетические ценности, создание нравственных, правовых норм, научные принципы, теории; здесь не только включенный в практическую трудовую деятельность компонент знания, но и все трудовые действия человека, направленные (если брать только науку) на поиск новой информации, на создание новых гипотез, быть может, никогда не способных превратиться в компонент практики.

52. Социальная сфера общества..

Социальная сфера – отношения между устойчивыми группами людей возникшие в обществе в процессе его развития и функционирования. Социальная сфера делится на части путем выделения определенных критериев. Социальные общности и их взаимодействия – центральные объекты для изучения социальной философии. Социальная общность – совокупность людей объединенных исторически сложившимися связями и отношениями и обладает рядом общих признаков придающих ей неповторимое своеобразие. Общности б ывают:

1. временные или устойчивые

2. экстерриториальные и охватывающие определенные территории.

3. складывающиеся спонтанно и на основе сознательной деятельности людей.
Люди в общности всегда действуют вместе, согласованно. У всех общности есть объективная основа, факторы духовной культуры, ценностные ориентации.
Социальные общности проявляют себя во внутренней границе, т.е. они отделяют себя от других, устанавливая устойчивые связи. Первые общности – это родовое общество. С ростом населения эти общности превратились в племенные.
В них уже появилась собственность. Уже после стали образовываться народности. Народность – единая территориальная, языковая, психологическая общность, сформированная из близких по происхождению племен и связанных друг с другом экономическими связями.

. Социальная сфера— система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба);распространен в марксистской философии;

стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность— возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;

• страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!