Ведущий: Даже перевод стрелок - Пасха на 2 часа раньше или позже начнётся, да?



Владыка: Правильно, да.

Ведущий: Но тут уже вина богоборческого режима?

Владыка: Недавно один человек мне высказал мысль, она мне очень понравилась. Представьте себе, что русские православные люди до Революции и дальше в более глубокие времена очень строго соблюдали посты. И что получается: время постов выпадает так, что в эти определённые дни (это уже тонкие вещи говорю, тем не менее они интересны тем, кто умеет и любит порассуждать) даже дети не рождались на Руси. В стране существовал некий временной отрезок, в который ни у кого не было дня рождения, то есть был пост 9 месяцев назад. Очень интересная вещь, если сюда вникнуть. Значит, даже дети рождались у нас в соответствии с временем постов. Время – это отдельная, скажем, очень мистическая тема. Ощущение времени очень значимо для человека.

Ведущий: Хорошо, Владыка. Календарь – да, очень сложно. Идём дальше. Следующий вопрос. Можно ли крестить или нужно ли крестить ребёнка до его совершеннолетия, когда он в состоянии сделать выбор сам? Или нужно его крестить в младенческом возрасте? В нашей среде возникали такие вопросы. Что Вы по этому поводу скажете?

Владыка: Да, я слышал такие мнения, что мы должны подождать, пока ребёнок вынесет осмысленное решение о принятии крещения, осмысленно попросит церковь удостоить его Таинства Крещения. Так бы было правильно рассуждать, если бы мы воспринимали крещение как некий обряд, который делает нас православными людьми и тому подобное. Но это не так. Дело в том, что крещение – это часть процесса по спасению человека. Поэтому если мы будем ждать, пока ребенок осмыслит и попросит у нас крещения и причастия соответственно, то по этой логике мы также не должны давать ему есть, так как он не высказывает просьбы о еде. Мы должны подождать, чтобы ребёнок научился говорить и смог попросить: «Мама, я хочу кушать», - и тогда дать ему есть. Правильно, судя из этой логики?

Ведущий: Да, логично.

Владыка: Если мне кто-то скажет, что ребёнок плачет и показывает, что хочет есть, я могу сказать: «Может, он плачет, потому что хочет причащаться и креститься?» Правильно? В шутку. Поэтому я считаю, и Церковь говорит о том, что не надо вычёркивать ребёнка из процесса становления его души, роста. Тело нуждается в еде. И, если мы не будем кормить ребёнка, он если и вырастет, то истощённым калекой.

Также и здесь, спасение и причастие, участие в таинствах – это часть процесса по формированию, по спасению, приведению души и сознания человека в тот вид, в котором хочет видеть его Бог в своём собственном Царстве. Вот что такое – спасение человека. Для этого процесса необходимо причастие. Необходимо! Оно меняет естество человека, сознание, делает его богоподобным. Аналогично и Таинство Крещения. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка лишать причастия, крещения. Традиционно на седьмой день его крестят. Думаю, что с этим по возможности не стоит затягивать. Есть ещё такой психологический момент. Мы крестим и ребенка, и взрослого троекратным погружением, это даже не обсуждается.

Ведущий: У нас было снято видео.

Владыка: Да, по этому вопросу мы уже говорили. Так вот, если задержали с крещением. Ребёнок в год уже начинает всё понимать. Конечно, если какой-то дядька суёт его в бочку с водой, топит, ребёнок пугается, плачет. И, когда на следующий день его приносят к причастию, он уже немножко боится. Скажет: «Тогда он меня в бочке топил, сейчас что-то ещё со мной будет делать». Поэтому ребёнка надо крестить на 7 день, может, через месяц. По возможности пораньше, пока он ничего не понимает.

Я точно помню момент, когда я пришел в Церковь. Как-то я присутствовал на службе, где пели дочки отца Евгения. После службы я их спросил: «Девочки, помните ли Вы момент, когда в Вашей жизни появилась Церковь?». Они удивлённо переглянулись и сказали: «Нет». Понятно, что они не могут это помнить. Когда матушка Наталья была беременна, она ходила на службы и причащалась. Конечно, девочки родились в Церкви, они не могут помнить, когда они в ней появились. Я даже белую зависть испытал. Мне стало так завидно, что они не помнят того момента, когда

· в их жизни не было Церкви,

· они не причащались,

· не участвовали в богослужении.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!