Ведущий:Да, так вывел для себя.



Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!Опять подошёл очередной период, накопились вопросы.Нам пишут, какие-то вопросы задают.Владыка,Вы готовы ответить? Владыка: Давайте попробую.

Ведущий:Хорошо.Вопрос (и меня касается,но не я его задавал):«Можно ли держатьживотных (кошек, собак) в доме, в освящённой квартире, тем более где есть иконы, лампадка?Относительно животных, у меня маленькая собачка тоже есть, мне самому интересно послушать.

Владыка: Наверное, начать надо с того, что Господь родился в общем-то среди животных.

Ведущий: В яслях.

Владыка: Да, он был положен в ясли.И на него смотрели, и присутствовали рядом и овцы, и, возможно, лошади, коровы.То есть ничего страшного в этом нет.Это во-первых.Во-вторых, если мы вспомним времена дореволюционные, времена быта крестьян,то именно крестьянский быт является, наверное, образцом для современных христиан.Их благочестие того времени было во многом образцово.И мы увидим, что дома были и кошки…Даже я застал такие моменты, когда маленьким был.В сильные морозы при тридцатиградусномморозе на ночь домой заводили и маленьких каких-то животных, например, овец, поросят, чтобы они не замёрзли.

Ведущий: поросят,тоже помню,дедушка в дом заводил.

Владыка:Да, заводили в дом.Никто не думал о том, что пострадает освещённость квартиры при этом, вернее, святость, скажем так. Но, единственное,есть определённые правила, касающиеся расположения икон.Дело в том, что икона должна располагаться на стене на высоте не ниже пояса хозяина этого дома.То есть надо померитьна стенке высоту своего пояса и икону размещать не ниже этой черты.Есть такое правило.

Ведущий: И автомобиля касается?

Владыка: Нет,автомобиль - это несколько другое.

Ведущий: Где-то повыше, может быть?

Владыка: В принципе, можно и к автомобилю это применить.Она не должна быть ниже твоего пояса, когда ты сидишь в автомобиле за рулём.То есть где-то располагать хотя бы чуть-чуть выше этой линии. Вот такое правило для расположения икон как в церкви, так и в жилище.Такая невидимая черта должна указывать на высоту расположения. Насчёт расположения самих икон есть определённые правила, например, вверху крест, но мы сейчас не будем этого касаться.У нас вопрос чисто по наличию животных в доме.Никакая птичка, собачка,кошка не могут осквернить жилище или повлиять на присутствие ангелов в доме.Не стоит пугаться наличия дома собаки или кошки.

Ведущий: Сразу дополнительный вопрос.Если церкви брать, не берём квартиру.Собака забегает в церковь, надо освещать,да?А кошка может спокойно там жить?

Владыка: Да, кошка может ходить по церкви.

Ведущий: мышей ловить.

Владыка:Да, абсолютно без каких-то нареканий со стороны священнослужителей. Да, кошка может.

Ведущий: понял, спасибо, Владыка, за ответ.Следующий вопрос у нас по поводу атеизма, потому что со многими сталкиваюсь в социальных сетях,кто откровенно пишет: «Я атеист».Что это за позиция такая?Они не верят ни в Бога…Понятно – современный мир, апостасия, тем неменее…

Владыка:Вообще,интересен момент: убеждение человека в том, что Бог есть, всегда требует доказательств со стороны атеистов, аутверждение, что Бога нет вроде как бы и доказывать не надо, что несколько странно.Знаете, чтобы не философствовать сильно,я приведу Вам пример, скажем так, простой, земной для того, чтобы мы могли на нём показать суть атеиста. Как сказано:«Великое в малом». Представьте себе ситуацию: по тротуару на улице идут два человека, а мимо них проезжает автомобиль. Один из них смотрит на этот автомобиль, на его движение, анализирует ситуацию, и делает вывод, что

а) данная машина является кем-то сделанным творением(кто-то егоспроектировал, создал, воплотил в материю, завинтил там все гаечки);

б) кто-то этим автомобилем управляет;

в) скорее всего машина едет к какой-то заранее намеченной цели.

Если мы выслушаем вывод данного человека, мы скажем:«Да, это здравомыслящий человек».Ничто в этих выводах не покажется нам каким-то надуманным или ложным, или требующим доказательств.А вот второй человек смотрит на эту ситуацию и делает выводы:

а) - Так как я не видел момента, когда этот автомобиль был сотворён, я утверждаю, что у данного автомобиля нет творца,он появился из ниоткуда;

б) -Так как я не вижу того, кто управляет данным автомобилем, делаю вывод, что этим движением никто не управляет;

в) - Так как я не знаю и не вижу той цели, к которой движется автомобиль, то полагаю, что его хаотично несёт ветром.

И вот, когда попытаемся дать оценку умственному состоянию данного человека, как бы мне не хочется говорить каких-то обидных слов,но мы понимаем, что он не успел закончить,так сказать, формирование своего интеллектуального пространства либо по собственной лени, либо по причинам какого-то биологического свойства.То есть этот человек, просто скажем, глупый. Тут всё понятно.

Но когда мы смотрим в увеличенном масштабе и вместо автомобиля подставляем данный мир, то почему-то выводы первого человека теперь нам кажутся смешными, а выводы второго – убедительными. Нет.Это точно такой же бред.Как это может быть?Значит, если на маленьком примере увидим, что всё работает вот так,то, когда переносим на большой, почему-то всё становится прямо противоположно.Такого не может быть.Данный мир, как и тот автомобиль, явнокем-то сотворён,кем-то направляем и явно к какой-то конкретной цели. Мысли, противоречащие данным утверждениям можно назвать мыслями глупого человека.

Вообще, атеисты – люди несколько странные с моей точки зрения. Я удивляюсь, как атеизм, являясь неким утверждением, находится в сознании человека со стороны явно умного.Мне приходилось разговаривать даже с учёными людьми.И, когда они в беседе говорят, что они атеисты, меня это всегда несколько настораживает и удивляет. На самом деле, думаю, здесь вопрос в том, что данный человек действительно не верит в Бога, и не хватает ума понять то, что у данного мира есть Творец.Так скажу, что, прожив какую-то, скажем, длинную или не очень длинную жизнь, я не встречал глупости большей, чем утверждение, что данный мир создалсяслучайно сам собой.Больше глупости пока не слышал.Глупейшая глупость.Этопервое.

Второе.Если попытаться проникнуть в сознание атеиста, мы придём здесь ктакому выводу: данный человек сам по себе не то чтобы не верит в Бога,а просто не хочет присутствия Бога в его жизни. Вот в чём здесь суть.То есть атеист – это человек, который в своём сознании, в своих каких-то целях, мотивациях, в своей мировоззренческой системе не хочет иметь такого понятия, как Бог.Потому что сам хочет быть хозяином своего мира.Но опять же надо понимать, что когда-то ты предстанешь перед создателем, веришь ты в это или нет. И захочет ли создатель видеть тебя в своём мире, видя то, что ты не хотел принять Бога в своём – это вопрос.

Ещё интересный момент – то, что у человека (конечно, несколько я выхожу за рамки вопроса)в его мыслительной, допустим, составляющейприсутствует два таких начала – ум и разум.Так вот разум – это такая субстанция,скажемтак,касающаяся мировоззренческих систем, а ум – более простая конструкция, которая обеспечивает или,определим так, работает под заказ разума. Так вот если человек хочет не верить в Бога, то ум услужливо ему рисует картинку такого Бога, в которого действительно верить несколько глупо. Тоже могу сказать, что если бы атеистнарисовал мне образ того Бога, в которого он не верит, то я тоже, наверное,в него бы не верил. Потому что скорее всего это какой-то примитивный образец, который существует в его сознании,созданный и оценённый им же как вещь, которая не существует в этом мире.Такая некая игра, суть которой – просто нежелание делить свое внутреннее пространство сознания с какой-то высшей инстанцией.

Ещё такой момент, что атеисты, не веря в Бога,всегда автоматически не верят и в дьявола. То есть, получается, человек не верит в наличие ещё двух систем, осмысленных сущностей, наполняющих данный мир.Как мы знаем, осмысленная жизнь существует в виде трёх форм:

1) ангелы;

2) люди;

3) бесы.

Он живёт вне истинной системы мировоззрения.Соответственно,у него искажена

· мотивационная,обычнотоже волевая, скорее всего чувственная составляющая души,

· целевая направленность,

· мировоззренческая система.

В связи с этим атеист – человек,опять же сложно подобрать какое-то слово, скажем так, ещё пока боящийся смотреть на мир, чтобы не увидеть его таким, какой он есть на самом деле.

Снова не могу не коснуться такой темы: сейчас всячески навязывается мысль о некой ущербности религиозного сознания, что все религиозные люди ущербны, а воинствующие атеисты - светочи мысли.Но это не так.Если посмотрим на этот мир, увидим,что религиозная составляющая в нёмочень и очень сильна. И ещё больше скажу, чем дальше, тем больше мир будет делиться по религиозному признаку.Видим, как заканчивается эпоха толерантности.И люди, которые действительно что-то соображают, это понимают.Сейчас мир начнёт идти в сторону разделения на основе религиозных убеждений.Вообще, надо понимать всегда, что не религиозный человек всегда будет в услужении или даже в рабстве у людей религиозных.Сегодняшнее наше рабство, русского народа, в общем-то вполне очевидно, мы находимся в религиозном плену, прежде всего. Не имеем сегодня самостоятельности

а) ни религиозной,

б) ни экономической,

в) ни политической.

Поэтому это следствие того, что на сегодняшний день у нас уничтоженарелигиозная составляющая в нашей мировоззренческой системе.Вот так.

Ведущий:Лев Лебедев сказал, что «русского народа больше нет (у него статья.Мученик, кстати, Лев Лебедев, священник Русской Православной Церкви за рубежом),потому что в первую очередь русский человек должен быть верующим человеком».А у нас нынче, куда не посмотришь, кругом в лучшем случае полуверы. А корень атеизма, получается, страх, гордыня?

Владыка: Страх и гордость.

Ведущий:Да, так вывел для себя.

Владыка: абсолютно верно.

Ведущий: Хорошо, Владыка, спасибо.Дальше идём.Тоже вопрос. Сейчас очень модное веяние (у нас к нашей радости такого веяния нет), особенно среди патриархийных (эти ссылки –они любят всевозможные плакатики в социальных сетях), –это так называемое старчество. Любят себе заводить старцев, ездить к ним куда-то,общаться на духовные темы. В каком виде старчество должно существовать, и существует ли оно вообще? Как оно относительно миряндолжно действовать?

Владыка: Вопрос ёмкий и сложный. Так просто на него не ответить, но я постараюсь коротенько. Думаю, что, вообще, к нему надо будет вернуться уже в отдельной передаче.Потому что действительно вопрос очень-очень такой наболевший сейчас. Начну с того, что в Церкви нет такого понятия «старец».Я даже с кем-то, помню, поспорил.Говорю: «Если ты мне найдешь это, я, наверно, приму твою позицию».Но он, конечно, так и не нашёл.В Церкви есть

· дьяконы,

· священники,

· епископы,

· чтецы,

· алтарники,

· иподьяконы,

· пророки,

· апостолы,

но нет старцев.

Ведущий:Миряне.

Владыка: Да, миряне – основная часть Церкви.Когда я у этого человекаспрашивал:«А что такое «старец», что ты вкладываешь в это понятие?»- что-то он такое говорил, и потом всё это свелось к тому, что старец – это духовный человек.Я говорю:«У нас тогда все священники –старцы».Вот как священник может быть не духовным человеком?Понятие«старчества» вышло из монастырей.В монастырской культуре присутствует понятие «старец», да. Это старший монах, который даётся новоначальному монаху после пострига для того, чтобы подсказывать ему что-то для откровения помыслов, то есть чтобы он следил за прохождением монашеского пути новоначальным монахом.Но попытка распространения старчества в среду мирян,скажем так, чревата определенными искажениями в недрахЦеркви. Это первое.

Второе. Почему сегодня так сильно распространяется старчества? Дело в том, что у любой системы есть некий производимый продукт, плод.В экономике – это деньги, в Церкви – благодать.И если человек чувствует, что

· у него нет благодати,

· что эту благодать он не получает на богослужениях,

если он понимает, что

· в (псевдо) церковной среде, в которой он находится, явно чувствует нехватку благодати,

то здесь начинаются какие-то поиски.Они куда-то ездят,ищут каких-то старцев.И очень часто даже действует эффект (в психологии)переноса, когда они пытаются какими-то качествами, которые синтезировали, скажем так, в своём сознании (идеалистические какие-то представления),наделять какого-то пожилого священника или монаха и присваивать ему образ некого непогрешимого старца.Но это ужеболее к психиатрии относится. Этот недостаток получения благодати выражается в поиске каких-то духовных или псевдодуховных каких-то старчествующих священников или монахов.

Тоже я слышал интересный разговор нашего одного священника с патриархийным.Говорит ему: «Знаешь,когда у меня на душе плохо, что-то случается, я иду в церковь к священнику, там пытаюсь как-то решить эти вопросы, а Вы постоянно куда-то едете, например,из Сибири в Питер к каким-то старцам, изПитера едете в Сибирь тоже к старцам».Начинается такая чехарда.Я думаю, что прежде всего это некий индивидуализм.То есть сейчас очень распространено такое мнение в православном мире о том, что сам процесс спасения индивидуален.Этот индивидуализм, который мир намнавевает, как слышим в рекламе: «Иты этого достойна», - мы пытаемся переноситьи в духовные сферы, в том числе.Отсюда идёт такое, что «я не отвечаю за грехи епископа, своего священника, у меня есть свой старец, к которому я езжу открывать свою душу».Вообще, уже думаю, что внутри Патриархииможно говорить о начале некого нового духовного ошибочного мнения (о новой ереси пока не скажешь).

Если попытаемся вникнуть, поговорить с этими людьми, бегающими за старцами, томы поймём такую вещь изих разговора, что церковная иерархияна сегодняшний деньв Московской Патриархиипала, отошла от Бога, развратилась, не соответствует.И поэтому эстафету духовного руководства, руководства Церковью, верными чадами Церкви переходит к каким-то потайным старцам, которые очень часто конфликтуют с официальной иерархией Московской Патриархии.Где-то они пытаются её критиковать за глаза, обличать. Это, скажем так, симбиоз нескольких каких-то заблуждений.Поэтому выкристаллизовалась такая система некого старчества.

Меня вообще удивляет, насколько легко некоторые берут на себя такое бремя,как легко они идут на попытки, к примеру,изгнания бесов из людей.Понятно, что этот человек становится игрушкой в руках бесов.Они делают вид, что выходят, что им больно,их жжёт, они кричат, тем самым данного священника,дерзнувшего на подобные действия, просто вводят в прелесть, в состояние гордости, что он действительно якобы изгоняет бесов.Кстати, я не видел ни одного из этих кричащих на службах людей,из которых бы бес вышел. Ни одного.Видел то, что кричат, жжёт там и тому подобное.Но чтобы кто-то вышел, такого не встречал ни разу.То есть скорее всего, эти люди, изгоняющие бесов, становятся такой игрушкой в руках сущностей, которые просто глумятся над ними.Чтобы сжечь беса, я не знаю, кем нужно быть. В сегодняшнем мире это очень сложно.Поэтому никогда не дерзал никого изгонять.

Ведущий: Хорошо.А если взять дореволюционный период.КОптинским Старцамтоже ехали со всей России. ТакжеСерафим Саровский…

Владыка: Хороший вопрос.

Ведущий: Люди ведь, может, кто-то берёт с них пример.К ним же ездили.Оптинские Старцы с патриархийными рядом можно поставить (22.53).

Владыка:Опять же я к тому и говорю, что такой активный поиск начинается тогда, когда благодать не может быть проявляема в должной мере, но если мы вспомним положение Церкви перед Революцией, то увидим, что она была лишена возможности полноценного бытия.То есть не было Патриарха.Был некий человек, стоящий над Церковью,обер-прокурор, который пытался ею управлять, внедряться в её какие-то решения.ТогдаЦерковь была обезглавлена.Поэтому в каком-то смысле она не могла, скажем так,сделать что-то, чтобы она хотела, допустим.Она не могла поднять голос свой и озвучить необходимость Собора, на котором должен был быть избран Патриарх.Некое ущемления сверху было. И поэтому сказывалась острая нехватка в действительно духоносных личностях.Понятно, что Церковь безупречна иСвята в любой момент своего существования.Просто может быть время более или менее удобное для выполнения Церковью той функции, для которой она и предназначена.

Опять же эти Старцы.Они были в монастырях.И, в принципе, хорошо, когда у человека есть возможность общения с духовными людьми.Но когда жизнь общины духовно насыщена, то у человека нет такой острой необходимости и потребности куда-то ехать.Вспомните, как тоже Серафим Саровский говорил, когда сёстрыДивеевской обители спрашивали его:«Батюшка,благословите.Мы поедем к (какому-то) Старцу или на (какие-то) Святые места в Иерусалим».Он отвечал:«Здесь Вам Иерусалим». То есть духовная насыщенность жизни человека внутри общины не предполагает каких-то поисков кого-то,например, куда-то ехать, что-то искать.Духовная загруженность на службах, присутствиях, беседах после службы о каких-то совместных делах общины даёт человеку состояние сытости, духовной наполненности.И поэтому у него нет острой необходимости бежать, кого-то искать.

Допустим, почему я не бегаю и нигде не ищустарцев?Хотя бы потому, что есть люди, с которыми я общаюсь.Именя вполне удовлетворяет их духовная наполненность, мне интересно с ними, я учусь у них.Периодически встречаюсь с нашим Митрополитом.Если кого-то Старцем и называть, то, наверное, вот его. Если уж в этом мире мыкого-то хотим называть старцами.Я общаюсь, например, с тем жеВладыкой Афанасием,встречаемся периодически. То есть не чувствую того духовного голода, который потянул бы меня искать каких-то старцев или ездить по святым местам. Хотя я много где был.Поэтому не говорю, что это плохо может быть.Просто настолько это сейчас повальное увлечение, что пытаюсь против него что-то сказать.Не потому, что это плохо.Действительно хорошо, когда у тебя есть общение с человеком, скажем так, духовно превосходящим тебя и тому подобное, -это только благо.Но когда это превращается в такой вот духовный туризм, в некую навязчивую идею, когда человек, к примеру, места себе не находит:

- Этотсвященник не такой,тот– нетакой.Мне нужен какой-то особый, эксклюзивный, -

как сейчас модно в этом мире говорить, телефон или телевизор, или старец, но только особенный. Всё это от внутренней скрытой гордости,когда человек считает, что обычныйсвященник не достоин его. Тоесть он настолько «тонкое явление» в данном Земном мире, что просто никакой священник не достоин руководить им (26.58).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!