Стиль «извития и плетения словес» в памятниках книжно-славянского типа языка. Особенности языка Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского», «Житие Дмитрия Донского»).



Этот стиль возник в конце XIV – начале XV веков, назывался также «стиль извития словес». Термин, по всей видимости, произошел из текста Епифания Премудрого – который и был одним из представителей писавших в этом стиле.Стиль был присущ житейским текстам и во многом сложился благодаря накоплению литературного опыта, из пословиц, поговорок итд.

 «Плетение словес» это ритмичная проза, которая отвечает характеристикам:
– Резко повышается продуктивность сложений: благопоспешение, великозлобство, бесояростный, неискусоздобниимладенци.
Отвлеченная лексика: умышление, мудрование, учительство и под.
Нагромождение синонимичных конструкций: Моляще его, всемилостиваго Бога, и пречистую его матерь, заступницу нашу, и молебницу, и помощницу всему роду нашему християньскому…
Тавтологические обороты книжного типа: таковыми убоеллини же и египтяне баснями играюще, играеми от бесов;
Повторы: А прьмскую грамоту единчрьнець сложил, единъсъставил, единсчинил, един мних, едининокъ Стефан,
Усложнение структуры предложения:
Сложные изысканные перифразы, цитаты из Священного писания: събирающепшеницючистую, небесных его житницах,
К сожалению, со временем, легкий стиль «плетения словес» стал тяжелым и малопонятным.

Епифаний Премудрый (2-я пол.XIV — 1-я четв.XV в.) — инок Троице-Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров. Сведения о Е. П. извлекаются только из его собственных сочинений. Судя по одному из них — «Слову о житии и учении» Стефана Пермского, — можно думать, что Е. П., как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой: он пишет, что нередко «спирахся» со Стефаном о понимании текстов и бывал ему иногда «досадитель»; это наводит на мысль, что если Стефан и был старше Е. П., то ненамного. Изучал же там Стефан славянский и греческий языки и в итоге мог по-гречески говорить. Огромное в сочинениях Е. П. количество по памяти приведенных, сплетенных друг с другом и с авторской речью цитат и литературных реминисценций показывает, что он прекрасно знал Псалтирь, Новый завет и ряд книг Ветхого завета и был хорошо начитан в святоотеческой и агиографической литературе (см. об этом в кн. В. О. Ключевского на с. 91—92); по приводимым же им значениям греческих слов видно, что и он в какой-то мере выучил греческий язык (немаловажно в этом отношении то, что, согласно Повести о Петре, царевиче ордынском, в Ростове церковная служба велась параллельно на греческом и русском языках).

«Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого, конец XIV – начало XV вв.
Слова со старославянскими суффиксами: (обретатель, чиститель, проклинатель, потребитель (истребитель), попиратель; умиление, похваление, треволнения, сложения многомутное (море), горопленным и волкохищным бытии), Повторы, Лексическийподхват, Синонимы: (нареку- меню, именую, призову- приглашу, провещаю, похвалю, почту, ублажю, разложю, хвалу ти сплету.)Ритмическая организация, параллелизм синтаксических конструкций, Аллюзии, Метафоры и сравнения

Вопрос № 19

Особенности жанра и языка сложного состава памятников Московского государства «Домострой» и «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

Водный путь, как наиболее естественный, продиктованный географическим положением исходного пункта путешествия, был избран для торговой экспедиции на Восток Афанасием Никитиным.
Тверской купец оказался в Индии до появления там представителей западноевропейских государств. Морской путь в Индию был открыт португальцем Васко да Гама в 1498 – 1502 гг., т.е. на несколько десятилетий позже, чем достиг индийских берегов русский торговый гость.
Практическая цель, толкнувшая Афанасия на столь рискованное предприятие, не была достигнута, однако результатом странствий этого талантливого человека стало появление первого реального описания далекой страны, всегда волновавшей воображение человека Древней Руси
«Хожение за три моря» дошло до наших дней в двух сводах конца XV в.: в составе летописей Львовской и Софийской II , основанных на своде 1518 г., отразившем летописный свод конца XV в., и в Троицком (Ермолинском) сборнике конца XV
Почему же Афанасий Никитин назвал свое произведение «Хожением за три моря»? Автор сам дает нам ответ на этот вопрос: «Се написах свое грешное «Хожение за три моря», 1-е море Дербеньское (Каспийское), дорияХвалитьскаа; 2-е Индейское (Индийский океан), дорияГундустанская; 3-е море Черное, дорияСтембольская». Если имя автора обнаруживается во Львовской летописи: «…окаянный аз, рабищеАфонасей», то отчество путешественника – «сын Никитин» – сохранено в Троицком списке, обнаруженном Карамзиным.

Ярким примером нравственно-воспитательных произведений может служить «Домострой» – свод рекомендаций, наставлений в благочестии, чисто практических советов. Составителем основной редакции «Домостроя» (существовал еще ранний, новгородский вариант) был священник кремлевского благовещенского собора Сильвестр, духовный наставник Ивана IV в отрочестве и юности. 64 главы книги включают «духовное строение» о почитании веры, «мирское строение» об организации семейной жизни, «домовое строение» о ведении хозяйства. Здесь можно почерпнуть сведения о том, как строить дом, как принимать гостей, как отцу семейства лучше относиться к домочадцам и челяди, чтобы воцарился мир и порядок. Хозяйкам давались практические рекомендации по ведению хозяйства.

Домострой как исторический памятник с момента его открытия в середине Прошлого века оценивали по-разному. Для одних его название стало нарицательным именем всякий косности, рутины, самоуправства, варварства семейных порядков, точным аналогом «темного царства» пьес А. Н. Островского. Другие, напротив, видят в нем поэтизированный образец мира и лада, всеобщей гармонии, верное руководство для спасения семьи, общества и государства во все времена. Вряд ли можно безоговорочно принять эти точки зрения. Истина, как всегда, лежит посередине.
Каждое новое обращение к Домострою позволяет читателю по-своему увидеть многоцветный, сложный, загадочный, непознанный мир людей Средневековья. И прав был И. Е. Забелин, назвавший Домострой «зерцалом», в котором отразились нравственные и хозяйственные уставы русского быта, «зерцалом, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать подземные силы нашей исторической жизни».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!