Особенности языка «сложного состава». Языковые и жанрово-стилистические особенности летописей. Различные школы летописания.



В К. Руси появляется такое явление, как внедрение элементов одного языка- другим. Восточно-славянские внедрялись в церково-сл., и наоборот. Эти памятник отличаются сложностью и двумя способами организаций языкового материала.

Первый способ- чересполосица- совмещение фрагментов текста либо с преобладанием старославянских элементов, либо древнерусских элементов. Пример такого способа- сказания и Хожения.
Летописи официально относятся к 10-17 в. Занимает почти 8 столетий. Содержание разнообразно по тематике. Включает в себя темы делового, публицистического, нравственно-эпического, проповеднического характера. Прежде всего это хроника(описание событий, которые наблюдал и рассказывает очевидец; церковные предания или комментарии). В летописях наблюдалась народная основа, вкот вкраплялись церковно-сл элементы. Древнейший летописный свод был создан в 1039 г(при ЯР. Мудром). Летописец считался пророком, передающим волю Бога. Хоть она и писалась в церквях и монастырях, в ней мало говорится о церковных делах. Существует 2 направления сводов- мирское и церковное(о строительстве богослужебных храмов, потусторонних явлениях). Происходит расширение лексики. Одно слово может иметь двойные значения. Используется разговорная речь- усиливает достоверность воинских событий. Вся лексика носит конкретный характер. Используются диалектизмы.
Выделяют две манеры летописания: Северная(Новгородская, Суздальская), Южная( Киевская, Галицко-Волынское кН.). Южные отличатся красноречивостью, живостью, многообразием выразительных средств, аллюзии из церковной или бытовой литературы. В северной - четкость, лаконичность, скупость языковых средств. В основном документальные тексы

Вопрос № 13

Особенности языка «сложного состава»: «Поучение» Владимира Мономаха как памятник дидактического жанра.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ (УЧИТЕЛЬНАЯ) ЛИТЕРАТУРА – раздел древнерусской письменности 11–17 вв., излагающий в художественной форме философские, религиозные, моральные и квазинаучные знания и идеи.
Как литературный жанр происходит от ветхозаветной мудрости, хокмических книг (от евр. «хокма» – мудрость; древнейшими учительными книгами считают «книги мудрых Израиля»). Древнерусская учительная литература включала краткие изложения Священного Писания, творений отцов церкви и их толкования применительно к русской жизни, вымышленные диалоги и беседы, проповеди (гомилии), нравоучительные афоризмы, «слова» обличительного содержания (инвективы), оригинальные и переводные повести панегирической и эсхатологической направленности.
 Владимир Всеволодович мономах (1053 - 1125) - великий князь Киевский, получил свое прозвание по линии матери (дочери византийского императора Константина Мономаха). Он был крупнейшим политическим и военным деятелем рубежа XI - XII вв.
Главное литературное произведение Мономаха - его «Поучение» детям и «инь кто прочтет». Оно состоит из трех частей: собственно «Поучения», «летописи» его жизни (или автобиографии) и письма (грамотицы) его постоянному политическому противнику князю Олегу Святославичу Черниговскому (до 1962 г . к ним присоединяли и четвертую часть - «Молитву». «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Летописи Лаврентьевской под 1096 г ., так как события письма к князю Олегу относятся к этой дате. Но «летопись жизни» создана позднее, о чем свидетельствует перечень походов самого князя, заканчивающийся походом против минского князя Глеба в 1117 г . и признание Мономаха в начале: « Сидя на санях , помыслил я в душе своей и воздал похвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил: Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя ,безлепицу нес» (ПЛДРЛ. Вып. 1. - С. 393) . Подчеркнутые нами выражения следует понимать как метафору близкой кончины, так как в старину мертвых в церковь отпевать возили на санях.
В первой части памятника усматриваются черты распространенного в средние века жанра «поучений детям, относящегося к красноречию (имеются в виду речи, называвшиеся в старину поучениями и словами ). Мономах обращается не просто к детям, а к наследникам государственной власти.
Автобиография Мономаха, присоединенная к «Поучению», как жанр известна в сравнительно поздних образцах XVIIв. и в отдельных автобиографических заметках, включенных в состав памятников XVI-XVII вв. Во всех специальных справочниках вы найдете указание на то, что для XI-XII вв. жанровых аналогий автобиографии Мономаха указать нельзя. Итак, своеобразие произведения определяет соединение в нем черт красноречия и агиографии (жизнеописания).

Вопрос № 14

Языковая ситуация XIII-XIV вв.Развитие древнерусского литературного языка периода феодальной раздробленности в памятниках книжно-литературного языка жанра слов и житий (Серапион Владимирский, «Житие Александра Невского»).

Ослабляется политическое значение Киева, стольными городами удельных княжеств становятся Чернигов, Ростов, Суздаль, Галич, Смоленск, Новгород, Псков, Полоцк.
Язык новых произведений создается на территории этих княжеств, сближение с местным населением, насыщение местным диалектом речи. Слова бытового употребления, народной речи. Язык обогащается засчет внутренних средств.
Церковнославянский литературный язык в этот период не претерпевает существенных изменений, и продолжает с успехом обслуживать и литературу последующего периода. Переход от древнерусских фонетической и грамматической систем к современным осуществлялся главным образом в XII-XIV веках. Основные исторические процессы в грамматике и фонетике:

падение глухих согласных, или редуцированных, конец XII и XIII век характеризуются беспорядочным употреблением "Ъ" в памятниках.
Вслед за падением глухих гласных в фонологической системе в XIII-XIV вв. начинают проявляться такие процессы, как:

1) переход [е] в [о] под ударением перед твердыми согласными;

2) переход сочетаний [гы], [кы], [хы] в сочетания [ги], [ки], [хи];

3) постепенное отвердение шипящих [ж] и [ш];

4) отверждение аффрикаты [ц].

В грамматическом строе русского языка приблизительно в то же время происходят следующие процессы:

1) постепенный переход к современным типам склонения

2) изменения в системах падежных флексий, связанные с взаимопроникновением отдельных типов склонения;

3) наблюдается утрата двойственного числа и утрата звательной формы.

В глагольной системе к XIII-XIV вв. постепенно выходит из употребления многообразие древних форм прошедшего времени – вначале имперфект, затем аорист, плюсквамперфект; превращаются в формы прошедшего времени с суффиксом -л. Происходит обогащение лексикой, заимствованной из языков соседних народов: немцев, татаро-монголов.
Отличия диалектного происхождения появились главным образом в памятниках деловой письменности. Частично они встречаются в летописях и списках традиционных памятников на церковнославянском языке.

О святителе Серапионе Владимирском известно очень мало. По сохранившемуся корпусу древнерусских книг известно только пять его «Слов», или «Поучений».
Третья речь — «Слово святагопреподобнагоСирапиона» .Все «Слова» владимирского епископа составлены по правилам дидактического красноречия, то есть являются учительными проповедями. Соответственно, они не велики по объёму, не вычурны стилистически и доступны содержательно. По всему видно, что их автор апеллируя к умам людей, призывая их задуматься, воздействовал, прежде всего, на их чувства. Для этого ему нужны были яркие образы и сильные выражения, исповедальная искренность обращения к слушателям, напряжённая эмоциональность и экспрессивность, прямо скандирующая ритмичность интонации, но вместе с тем содержательная ясность и убедительность, а не изысканные и утонченные построения богословской мысли. Тем не менее, все речи проповедника содержат библейский контекст. Так или иначе, но ритор обязательно прибегал к помощи Священного Писания, поверяя показательными библейскими примерами или же цитатами ход собственного размышления.

Вопрос № 15

«Слово о погибели Русской земли», «Моление» Даниила Заточника как памятники литературного языка периода феодальной раздробленности. Особенности типа языка и жанра.

Моление Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год (по версии В. М. Истрина).Некоторые исследователи считают «Моление Даниила Заточника» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления Даниила Заточника» характерны сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства. Отличается книжными познаниями автора, богатством образов, сатирическим отношением к окружающим. Нарочитая униженность сочетается с подчёркнутым умственным превосходством.
Списки «Моления» относятся к XV—XVII векам и обнаруживают значительную его эволюцию.
Творение Даниила было открыто и впервые частично опубликовано Н. М. Карамзиным в примечаниях к его "Истории государства Российского". Это памятник, по сути публицистический памфлет, а по форме послание, весьма загадочен.
С этим письмом некто Даниил, будучи в заточении или же в весьма тяжелом положении, обращается к князю. Он просит князя облегчить его горькую участь, взять к себе на службу в качестве советника, княжего думца, всячески демонстрируя при этом свой ум и образованность. "Княжемои, господине! Аз бо не во Афинехростох, ни от философ научихся, но бых падая аки пчела по различным цветом и оттуду избирая сладость словесную и совокупляя мудрость, яко в мех воду морскую".Все "Моление" построено на сцеплении остроумных изречений и афоризмов. С одной стороны, они характеризуют плачевное положение и нужду автора, а с другой, как бы призваны склонить князя к милости.

Даниил в своем письме, восхваляя свой ум и книжность, цитирует книги того времени и приводит пословицы и поговорки, а также не скупится на лесть, дабы расположить к себе князя. Даниил откровенно признается князю, что он не слишком храбр на рати, зато он в словах крепок. Но ведь, по его мнению, умный советник куда полезнее для князя, нежели храбрый и глупый воин. Даниил сообщает, что до сих пор служил у бояр и при этом испытал немало "зла" от них. Больше он не хочет находиться от них в зависимости. Он хочет служить князю. Даниил говорит, что некогда был богат, и тогда многие дружили с ним. А теперь он в беде, и прежние друзья отвернулись от него, либо притворно сочувствуют ему, смеясь над ним в сердце. Свои жалобы он сопровождает просительными обращениями к князю: "Избави мя, господине, от нищеты, аки птицу от кляпцы (силков), и исторгни мя от скудности моея, яко серну от тенета, аки утя, носимо в когтях у сокола".  Даниил уверен, что князь не останется глух к его просьбе, ибо князь благ и мудр: "Орел птица царь надо всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверми, а ты, княже, над переславцы. Лев рыкнет, кто не устрашится? а ты, княже, речиши, кто не убоится? Яко же бо змий страшен свистанием своим, тако и ты, княже наш, грозен множеством вой. Злато красота женам, а ты, княже, людем своим. Тело крепится жилами, а мы, княже, твоею державою". Даниил предполагает далее, что князь может посоветовать ему либо жениться на богатой невесте и тем самым изменить свои материальные обстоятель-ства; либо уйти в монастырь. Но ни тот, ни другой варианты поправить свое положение ему не подходят.
Это произведение полно иронии и сарказма. В нем, как ни в каком другом памятнике древнерусской литературы, очень сильно проявилось личностное начало автора.Ирония над самим собой и непомерные похвалы князю, шутовство и попрошайничество обличают оскорбленное человеческое достоинство Даниила, для которого наивысшим значением в жизни общества имела лишь сила интеллекта, мало кем ценимая в этом самом обществе. Примечательна в связи с этим его мысль о том, что, несмотря на все могущество князя, его деяния всегда оказываются зависимыми от ближайших советников: "Не корабль топит человека, но ветр. Тако же и ты, княже, не сам владееши, в печаль введут тя думцы твои. Не огнь творить разжение железу, но надмениемешное". Поэтому князю и надлежит окружить себя мудрыми и преданными советниками независимо от их социального или имущественного положения. Размышляя в связи с этим о личности Даниила, исследователи относили его к числу древнерусских интеллигентов, остро ощущающих недуги своего времени

Вопрос № 16


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!