ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.



В данные возрастные периоды заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве, речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.1. Комплексность медицинских и педагогических приемов. 2. Поэтапность, все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и в построении системы функциональных тренировок. 3.индивидуализация лечебных воздействий. Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная проф. С. С. Ляпидевским, содержит 6 основных этапов логопедической работы: 1) подготовительный (2 — 3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).Собственно речевые занятия с заикающимися начинаются с установочного этапа, когда они на положительных примеpax лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3—5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.На этапе активной перестройки речи вводится речевой режим, работа над диалогом, беседы на заданную тему, небольшие самостоятельные пересказы на свободную тему. Во время речевой практики заикающиеся закрепляют полученные навыки самостоятельной речи в различных ситуациях. На заключительном этапе подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.Далее предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

Практический материал занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции вообще, на тренировку всех видов звучной речи (сопряженная и отраженная речь, чтение стихов и прозы, вопросо-ответная речь и т. д.). Особое внимание уделяется речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в условиях кабинета, стационара и в обычных жизненных ситуациях и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям.

 

27. Использование логоритмики в коррекции различных речевых расстройств.

Музыкотерапия широкок использовалась ещё в древние времена (Платон, Аристотель, в др. Китае)

В нач. XX вуке в Европе получила распространение система ритимеского воспитания – метод ритмической гимнастики. Её создатель – швейц. Педагог и музыкант Эмиль Жоль-Далькроз. Муз. Ритмика выдел.в отд. направ. Педагогики. Далькроз основал институ музыки и ритма. Российские выпускники этого института – Александрова, Гринер, Волхонский, Романова.

Сёстры Гнесины вводят ритмику вучеб планы своего учеб. Заведения. Составляется программа ритмич. воспитания и обучения Московской ассоциацией ритмиков, кот.в то же время выступали с докладами, издавали куниги о значении ритмики.

Гиляровский (1926) вводит лечебную ритмику в психоневрологических диспансерах. Гринер утверждала, что ритмика положительно влияет на моторику и поведенеие больного.

Логоритика используется в работе с заикающимися с целью улучшения ритма.

40-е г.г. – исп. логоритмики в работе с больными с афазией. 60-е г.г. - Рожденственская подчеркивает роль упражнений – сочетание слова с движением.

Шершнева, Рау рекомендуют материал для детей с заиканием. Выходит фильм (1976) «Логоритмика в детском саду».

Современ. исследователи – Тугова, Дресвянников.

Основные звенья логоритмикик,как одного из разделов логопедии:

1. Создает благоприят. условия для тренировки проц. возбуждения и торможения для лиц с речевой патологией (равновесие, пр-сы ЦНС, их ритм).

2. Позволяет выявить индвид. ритм чел. и ритм коллектива.

3. Позволяет упорядочить, усовершен. протекающие двигат. пр-сы у чел., развивает способность к сосредоточении.

4. Логоритмика творчески подх. к содерж. занятий, исходя из требов. развив.методики.

5. Учитыв. возраст, осознанность выполнения заданий.

Выд. 2 звена логоритмики:

- воспитание, развитие и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией (слух.внимание, память, корд. джвижений, чув-во ритма, воспит. личн.)

- коррекция речевых нарушений (воспт. темпа и ритма дых.)

Объект логоритмики – человек с речевой патологией.

Предмет логоритм. – разнообраз. нарушения психомоторной ф-ции у людей с реч. патологией, сис-ма движ. в сочетании с музыкой и словом.

Цель – преодоление реч. наруш. путем развития, воспит. и коррекции двигат. сферыу людей с реч. патьологией в сочетании со словом и музыкой. В конечном итоге – адаптация к условиям внеш. и внутр. среды.

Задачи:

- оздоровит-е: укрепление костно-мыш. аппарата, моторной ф-ции, воспит. прав.походки;

- образоват-е: формиров-е прострнаств-х представлений, способность передвигаться в простр-ве относит-но людей и и предметов, теоретич. знания в обл. муз. культуры;

- воспитат-е: воспит-е и разв-е чув-ва ритма, способ-ть ощущать в музыке выразит-ть, проявлять свои худож-е и творч-е способ-ти, воспит-е чув-ва коллективизма;

- коррекционные: поэтапность логопедич. раб.при устранении наруш. речи.

Естественно-научная основа – комплекс дисцип-н биологич., психолого-педагогич., муз.цикла. Исследования Сеченова, Павлова позволяют психологам использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образова-я динамического стереотипа, но с их помощью и накоплением.

Сущность разв-я моторики в онтогенезе заключ-ся в накоплении индивид-го опыта чел., а не в биологически обусловленном дозревании морфологич-х субстратов.

Бернштейн определили этапы выполнения произвольного движения:

1 этап – воспр-е и оценка ситуации.

2 этап – индивид выделяет двигат-ю задачу, т.е. создаёт образ того, что должно быть.

3 этап – программиров-е решения определившейся задачи: цель, содерж-е движ-я, сред-ва их имеющихся у него двига-х ресурсов, с пом. кот.он решит эту задачу.

4 этап - осущ-е движ-я.

Средства логоритмики.

1. Ходьба и маршировка (любые перестроения под музыку, элементы танцевальных движений) – развив-ся глазомер, дети закреп-т слова-действия, постепенно приуч-ся слышать и выполнять инструкцию, учатся различаьт слова-признаки.

2. Регуляция мыш. тонуса – обучение детей расслаюлению по котрасту с напряжением, сопровожд-ся музыкой, командой педагога (Пальма, Мокрые котята, Стакан и рояль)

3. разв-е внимания и памяти – дети учатся контролировать вним-е, развивать его (Переходы, Семафор, Перемещение со стульями, Песня).

4. Разв- чув-ва муз. ритма и или муз. метра (Удочки, упр. на логическое ударение).

5. Разв-е муз.темпа (Дождик, Коробка скоростей).

6. Разв-е чув-ва муз.ритма (3 группы упр. – движения со словом и жестом; назыв-е действия группой или одним участником группы; диалоги).

7. Игры на му. инструментах.

8. Пальчиковые игры.

9. Игровая деят-ть (сюжетные и несюжетные игры с элементами спорта и соревнований).

10. Счетные упр.

11. Слушание музыки.

12. Разв-е дыхания. Цель: способность выработки прав.нежнереберного дыхания, продолжит. выдоха, его силы, постепенности.

13. Разв-е голоса (придыхат. атака – звук идет из живота; твердая атака – толчком выходит воздуш. струя; мягкая атака – точность и спокойное, планое, без толчков и придыхания начало звука).

14. Пение.

 15. Мимика (статические и динамические упр., можно разыгрывать различ. этюды).

16. Работа над артикуляцией.

17. Речевые упр. без музыки (приутреней зарядке, физкультминутки).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 734; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!