Принципы и модели управления театром



Понятие «управление» – определяет совокупность систематических действий, которое в силу системы и ресурсов преследует за собой цель эффективное и результативное работоспособность учреждений. Для того, чтобы организация или учреждение функционировали в полной мере, необходимо выполнять трудовую деятельность придерживаясь, определенных указных принципов и модели управления, именно они определяют эффективность организации и дисциплинированность трудового коллектива.

К основным принципам в области культуры и в частности учреждениями культуры в Российской Федерации относятся: право граждан на свободу творчества, неотъемлемое погружение в социокультурной жизни театра также пользование услуг, наделенных учреждению культуры, возможность приобщения в сценическом искусстве абсолютно каждого гражданина, создание материально-технической базы для гармонизации всесторонней личности, увековечивание традиции и языка культурной народности, независимость театра в выборе направлений, жанра в исполнений спектакля, представления не противоречащих законодательству Российской Федерации.[1]

Принципы управления учреждением культуры:

1) Принцип целенаправленности предполагает четко-ориентированную постановку целей перед каждым подразделением и работником, соотнесение целей с необходимыми ресурсами.

2) Принцип планомерности предполагает за собой составление программы действий и ее реализацию, что проявляется в нормализации условий работы, ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей, организации учета и контроля выполнения работ.

3) Принцип компетентности означает знание руководителем объекта управления и способность к восприятию компетентной консультации экспертов. Дисциплина предполагает безукоризненное выполнение указаний со стороны высшего должностного лица, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других нормативно-правовых актов, и документов.

4) Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности и творческого коллектива на основе использования материальных и моральных стимулов. Принцип иерархичности показывает вертикальное разделение (сверху-вниз) управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим.[2]

Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:

а) обеспечение конституционного права граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;

б) создание необходимых условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка, сохранение традиции и обычаев народности прошлых эпох и процесс передачи традиционных ценностей новому поколению;

в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;

д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.[3]

Существует две центральные модели управления театром.
Первая – это единоначалие, когда во главе один человек: либо художественный руководитель, либо директор. Он несет всю полноту ответственности за театр: как за художественную составляющую, так и за организацию, экономику, ремонт крыши, фасада, оконных изделий, установление противопожарной сигнализации, установок и многое другое.
Вторая модель с точки зрения современного законодательства не совсемрациональная, но, тем не менее, во многих театрах она применяется. В частности, во всех петербургских. При такой модели есть разделение полномочий между художественным руководителем и директором. Художественный руководитель занимается исключительно творчеством. Директор в свою очередь, отвечает за организационные вопросы и экономику.
    В провинции зачастую встречается модель директорского театра, когда директор главный, и он приглашает главного режиссера. Но, как считают эксперты и критики, это не рентабельно для творческого развития. [4]
Практика управления культурным процессом традиционно выделяет следующую систему:
1) на уровне законодательной власти управление осуществляется через соответствующие комиссии законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) на уровне исполнительной власти субъектов Российской Федерации - через управления, комитеты, департаменты культуры администрации субъекта Федерации;

3) на уровне исполнительной власти муниципальных образований управление осуществляется через районные отделы, управления и комитеты культуры.[5]
Наиболее популярной организационно-управленческой моделью является управление (отдел, комитет) культуры (далее - управление культуры), выполняющее функции исполнительного органа власти в сфере культуры. Для цели осуществления функции управления культуры наделены правом юридического лица и считаются основными распорядителями кредитов в размере подтвержденной для подведомственной сети бюджета.
Опираясь на опыт ученных, можно утверждать, что культура и молодежная политика тесно взаимосвязаны, и управление ими может успешно совмещаться в рамках одной управленческой структуры. Во многом это объясняется единством целей и общностью форм их работы.
Свойственным минусом действующих моделей управления явились противоречия между полномочиями органа власти и реальными источниками финансирования его деятельности.
Причины такого противоречия:

1) низкая ресурсная база местного бюджета, отсутствие государственных норм материального и финансового обеспечения;

2) расхождение действий управляющих структур требованиям законодательства, отсутствие у менеджмента мастерства требовать денежные средства на нужды учреждений культуры.

   На текущий период можно условно выделить пять моделей управления муниципальными объектами культуры.
Первая модель — управления культуры, обладающие доверенностью от районных Комитетов по управлению муниципальным имуществом (далее - КУМИ) на оперативное управление объектами культуры, осуществляющие финансирование организаций культуры, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.
Вторая модель —управления культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, так как эти права напрямую делегированы учреждениям от КУМИ, являющихся совместно с управлением культуры учредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.
Третья модель — управления культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусом юридического лица, и одновременно совместно с КУМИ являющиеся учредителями организаций культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.
Четвертая модель — управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся как в собственности районных КУМИ, так и в собственности сельских администраций.
Пятая модель — управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных в арендованных помещениях других собственников, в том числе бывших профсоюзных зданиях.[6]


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2807; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!