Преступление и может принять объективное решение, с тем, чтобы не оскорбить родителей и не чинить вмешательства в школьные дела.



23. В воскресные и праздничные дни родители должны перед проповедью отослать детей к учителю, который организованно и под своим надзором приводит их в церковь. Таким же образом тихо и мирно он выводит их после проповеди из церкви, а во время проповеди стоит около них на особом стуле, чтобы все присутствующие, как и отсутствующие, были в поле его зрения. Он следит, чтобы они вели себя чинно и благородно, пели с надлежащим благоговением [участвовали в молебне], во время проповеди не болтали и не шалили, а все время извлекали бы из нее то полезное, что надо будет воспроизвести на ближайшем уроке в понедельник. Точно так же учитель должен следить за поведением учеников во время отпевания, чтобы они не бегали друг за другом или в сторону, не толкались бы и не шалили, а проходили бы тихо по двое. Те же, кто могут читать, помогали бы в пении, и вообще все время вели себя так, как подобает при подобных обстоятельствах: скромно, благонравно, вежливо и дружелюбно в молитве, словах и делах.

24. Поскольку учителя во всех своих школьных делах пользуются советом и одобрением пастора, к чему призывает и настоящий Генеральный Земельный школьный регламент, они должны во всех своих делах отчитываться перед ними и следовать предписанным ими методам обучения. Посему Мы, выражая пасторам Наше всемилостивейшее доверие, просим их быть внимательными ко всем злоупотреблениям и недостаткам, способствовать всеми мерами постепенному улучшению школьного дела. Если он найдет, что кто-либо из учителей с небрежением исполняет свою службу, игнорирует или нарушает предписания сего регламента, то он обязан напомнить учителю о его обязанностях, и если это не будет иметь воздействия, то обратиться в то место, где есть судебная власть. Одновременно необходимо известить о том надлежащих суперинтендантов, инспекторов, препозитов или других школьных начальников, а если и их вмешательство не поможет, то обратиться в консисторию [...).

Кроме того, Мы изъявляем свою высочайшую волю на то, чтобы пасторы на селе и в городах, где есть Наши службы, дважды в неделю посещали школы своего прихода, когда по утрам, когда после обеда, и не только для того, чтобы получить информацию от учителя или кистера, и а самому поговорить с учениками по катехизису, задать им вопросы по другим учебникам. Пасторы обязаны каждый месяц собирать учителей в своем пасторском доме на конференцию, давать

13 Том 3. Документы и материалы


194

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

им задания на предстоящий месяц, указывать ту песню, псалом или изречение, которые надо выучить в течение месяца [...]. Пасторы обращают внимание учителей на те недостатки, которые выявлены в их работе, на методы преподавания, на дисциплину и другие вещи, чтобы стимулировать их к должному исполнению обязанностей. Если же выяснится, что сам пастор школы не посещает или относится спустя рукава к тому, что ему еще предписано настоящим регламентом, (...] то после сделанного ему внушения он вообще может быть отставлен от должности [...].

26. Суперинтендантам и инспекторам, препозитам и эртц-пристерам каждого округа Мы приказываем, ежегодно с инспекцией объезжать все земельные школы, тщательно проверять их состояние, следить за тем, посылают ли родители и все вышеупомянутые лица своих детей и подопечных в школу или нет, следуют ли пасторы предписаниям о посещении школ и наблюдении за деятельностью учителей или нет, с прилежанием ли или небрежно исполняют учителя свою должность, и надо ли кому напомнить об этом и улучшить дело? Об этом упомянутые суперинтенданты и инспектора обязаны ежегодно подавать отчеты в Нашу Обер-консисторию для дальнейшего надзора и распоряжения. И, наконец, Мы повелеваем, чтобы все было исполнено, причем не только в отношении Нашей службы в школе, за которой надзирают дворяне или города, извещающие Оберконсисторию о нерадивых учителях, чтобы искоренить незнание в стране и предотвратить порчу юношества. Надо, чтобы контролеры на школьном экзамене выявляли тех детей, которые хорошо учатся, и этих детей пасторам надо готовить к святому причастию во время занятий по катехизису, которые они проводят еженедельно в своем пасторском доме [...]. Дети, не умеющие читать и не имеющие правильного и достаточного понимания основ евангелического учения, не должны допускаться к конфирмации1, а еще менее к христианскому причастию.

Мы обращаемся ко всем земельным управлениям, консисториям, патронам, служащим и судебным властям, как и ко всем, кто в соответствии с Нашим предписанием будет заниматься школьным делом, исполнять Наш всемилостивейший приказ, действовать в соответствии с настоящим Генеральным Земельным школьным регламентом,

1 Проверка знаний церковных догматов и вероучения с последующим обрядом приобщения к церкви девушек и юношей, достигших 16 лет.


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

195

Предпринять все возможное, чтобы как можно быстрее и успешнее наладить дело. И чтобы никто потом не ссылался на незнание, а наоборот, хорошо представлял, в чем заключена Наша воля, приказываем опубликовать его для всех школ Нашей земли во всех Наших провинциях. Для придания ему большей силы Мы скрепляем его собственноручной подписью и Нашей королевской печатью.

Фридрих.

Friedrich "Preußen, König, II": Friedrich der Grosse/Hrsg, von Otto Bardong. Darmstadt, 1982. S. 426-441. Перевод Л. П. Белковец.

№ 63. H. M. Карамзин. Письма русского путешественника (1789 г., извлечения)

Замечательный русский ученый, автор всемирно известного труда «История государства Российского», Николай Михайлович Карамзин путешествовал по Германии летом 1789г., накануне начала Французской революции. Будучи превосходным и тонким наблюдателем, прекрасно знакомым с немецкой литературой и философией, он оставил нам яркое изображение страны, ее повседневной жизни, ее культурных достижений в век Просвещения.

Кенигсберг, Июня 19,1789

Кенигсберг, столица Пруссии, есть один из больших городов в Европе, будучи в окружности около 15 верст. Некогда был он в числе славных Ганзейских городов. И ныне коммерция его довольно важна. Река Прегель, на которой он лежит, хотя не шире 150 или 160 футов, однакож так глубока, что большие купеческие суда могут ходить по ней. Домов считается около 4000, а жителей 40 000 — как мало по величине города! Но теперь он кажется многолюдным, потому что множество людей собралось сюда на ярманку, которая начнется с завтрашнего дня. Я видел довольно хороших домов, но не видел таких огромных, как в Москве или в Петербурге, хотя вообще Кенигсберг выстроен едва ли не лучше Москвы.

Здешний гарнизон так многочислен, что везде попадаются в глаза мундиры. Не скажу, чтобы прусские солдаты были одеты лучше наших; а особливо не нравятся мне их двуугольные шляпы. Что принадлежит до офицеров, то они очень опрятны, а жалованья получают, выключая капитанов, малым чем более наших. Я слыхал, будто в прусской службе нет таких молодых офицеров, как у нас; однакож видел здесь по крайней мере десять пятнадцатилетних. Мундиры синие, голубые и зеленые, с красными, белыми и оранжевыми отворотами.

13*


196

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

[...) Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого Метафизика, который опровергает и Малебранша и Лейбница, и Юма и Боннета — Канта, которого Иудейский Сократ, покойный Мендельзон, иначе не называл, как der alles zermalmende Kant, т.е. все сокрушающий Кант [...]. Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный [...]. С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель. Надобно было удивляться его историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти; но это у него, как немцы говорят, дело постороннее.

[...] Кант говорил скоро, весьма тихо и не вразумительно; и потому надлежало мне слушать его с напряжением всех нервов слуха. Домик у него маленький, и внутри приборов не много. Все просто, кроме (...) его Метафизики.

Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы — думал я — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней.

(...) В старинном замке, или во дворце, построенном на возвышении, осматривают путешественники цейхгауз и библиотеку, в которой вы найдете несколько фолиантов и квартантов, окованных серебром. Там же есть так называемая Московская зала, длиною во 166 шагов, а шириною в 30, которой свод сведен без столбов, и где показывают старинный осьмиугольный стол, ценою в 40 000 талеров. Для чего сия зала называется Московскою, не мог узнать (...]. Здесь есть изрядные сады, где можно с удовольствием прогуливаться. В больших городах весьма нужны народные гульбища. Ремесленник, художник, ученый отдыхает на свежем воздухе по окончании своей работы, не имея нужды идти за город. К тому же испарения садов освежают и чистят воздух, который в больших городах всегда бывает наполнен гнилыми частицами.

Ярманка начинается. Все наряжаются в лучшее свое платье, и толпа за толпою встречается на улицах. Гостей принимают на крыльце, где подают чай и кофе [...).

Мариенбург, 21 июня, ночью

Прусская, так называемая почтовая коляска совсем не похожа на коляску. Она есть не что иное, как длинная покрытая фура с двумя лавками, без ремней и без рессор (...]. Места пошли совсем не приятные, а дорога худая. Гейлигенбейль, маленький городок в


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!