Лекции, которые они посещали.




Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

187

Прилежны ли они в учебе или нерадивы.

Имущественное положение.

Нравы и поведение.

Свидетельство об окончании школы.

Этот каталог, который дети не имеют права читать, не только посылаюг инспектору перед ежегодной инспекторской проверкой, но предоставляют священнику во время его еженедельных посещений школы, чтобы он мог отметить невоспитанных детей, сделать им внушение об исправлении и переговорить с родителями о мерах противодействия легкомыслию и упрямству.

Но что касается месячной табели, то она представляет собой не что иное, как вырезанную на меди с отпечатанными на ней линиями по дням недели таблицу, которую учитель может изготовить сам. В нее вписываются фамилии учащихся, и учитель каждый день по окончании лекций отмечает тех, кто пропустил занятия, с указанием сделано ли это по разрешению начальства или без него. Это приучает детей быть прилежными, а родителям, которые своих детей отправляют в школу не регулярно, да при этом еще говорят: наши дети уже много лет ходят в школу, а ничему не выучились, дает знать, что вина в том лежит не на школе и учителе, а на них самих.

Но поскольку все же добрая школа, прежде всего, зависит от порядочного (хорошего) учителя, то следующим предписываем школьным службам, всем тем, кто занимается подбором учителей и кистеров, тщательно рассматривать все кандидатуры, чтобы места школьного учителя впредь могли занять лишь порядочные люди. Школьный учитель не только должен обладать достаточными знаниями и педагогическим мастерством, чтобы обучить детей всем нужным вещам. Надо, чтобы весь образ жизни учителя мог служить образцом для подражания, а его поступки не противоречили тому, чему он будет учить. Поэтому учитель более, чем другие, должен быть привержен божественному благочестию, и напротив, остерегаться всего того, что противно родителям и детям. Прежде всего, он должен побеспокоиться об усвоении детьми учения Бога и Христа, ибо через него пролегает путь к справедливой и честной христианской жизни. Учителя — это служители и преемники Бога, и обязаны с прилежанием не только показывать детям пример того, как счастливо устроить жизнь на сем свете, но и подготовить их к вечному блаженству.

Хотя Мы теперь подтвердили неограниченные права дворян и других патронов выбирать и назначать учителей и кистеров, хотим подчеркнуть, что все Наши консистории и их служители, суперин-


188

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

тенданты, инспекторы, препозиты, обязаны смотреть за тем, чтобы кистерами и учителями не могли стать не только не способные и не знающие люди, но также и те, кто ведет гнусный образ жизни. Если такие учителя обнаружены, надо их немедленно убрать. В особенности надо следить, чтобы они не были преданы пьянству, воровству, разврату и распутству, чтобы не были непослушны и строптивы [...]. Под страхом наказания учителям запрещено заводить свое хозяйство, продавать пиво и вино в трактирах или иметь другие подобные дела, которые могут мешать их главной школьной работе или давать повод общине и юношеству к разврату и распутству, в особенности, посещением трактиров и пивнушек, других злачных мест, ублажающих своих посетителей музыкой.

Считаю, что в сельской местности вообще не может быть принят на службу ни один кистер или учитель прежде, чем он сдаст соответствующий экзамен инспектору, который выдает свидетельство о его способностях. Также и священник не имеет права допускать к церковной и школьной работе того кистера или учителя, который не имеет упомянутого свидетельства о сданном экзамене.

Что же касается Наших собственных земельных школ в городах и деревнях, являющихся административными центрами, то Мы уже сделали предписание в Нашей Курмарке, которое теперь повторяем для них, чтобы никто не был принят кистером или учителем, пока он не пройдет курс обучения в Курмаркском Семинаре для кистеров и учителей в Берлине, где получит знания по шелководству, а также овладеет методикой преподавания, применяемой в немецких школах церкви трех святых. И так как Мы всемилостивейше поручили Оберконсистории советнику и пастору Гекеру, обеспечить Наши земельные школы в Королевских служебных местах хорошими учителями из семинара, то полагаем, что выпускники, получив от упомянутого Нашего Обер-консистории советника свидетельство их порядочности и предъявив его Королевской Курмаркской Кригс-и Доменен Камере для получения служебной вакации (места), могут вступить в службу не прежде, чем прочитают пробную лекцию в церкви и проведут пробное занятие в школе в присутствии инспектора или пастора и нескольких представителей общины (...].

15. [...] Между тем Мы, как и прежде, разрешаем всем имеющим достаток родителям держать в домах для детей частных учителей, но так, чтобы это не давало повод другим людям, у которых дети еще не обучены высоким наукам, удерживать их от общественной школы и передавать такому же частному обучению.


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

189

16. Сколь мало разрешено школьному учителю использовать учащихся вне школы для работы в своем хозяйстве, столь же мало он может прибегнуть к их труду в обычные школьные часы для поручения им какой-либо ручной или иной работы по дому, в том числе в помощь своей жене. Что-либо подобное может иметь место только тогда, когда учеников много, и учитель, пока учит старших, поручает жене или другим персонам занять каким-либо делом младших учеников [...].

(...) 19. Занятия в школе должны проходить следующим образом:

В первый утренний час — пение песни, текст которой учитель медленно и четко произносит, а затем вместе с детьми поет. Все месяцы поется только одна песня, предложенная пастором, не слишком сложная и длинная, чтобы ее выучили все, малые и большие. Во время пения учитель следит, чтобы пели все, а при этом не пользовались бы своим песенником. Петь по тетради можно дома, а в школе они должны знать пение наизусть.

За пением следует молитва, которой руководит сам учитель или по его поручению кто-либо из учащихся, особенно если это обязательная утренняя молитва. Он четко и ясно прочитывает ее перед остальными школьниками, которые слушают, сидя тихо. Потом они молятся все вместе, возвышая к Богу выученные наизусть молитвенные тексты [...). Если кто-то опоздал на молитву и пришел позже, он не должен входить в класс, а остается у двери, пока она не закончится.

После молитвы объясняется очередной раздел из катехизиса, но не длинный, чтобы хватило на все 6 недель. Это надо делать так: раздел, подлежащий объяснению, пересказывается несколькими учениками так долго, пока не станет хорошо известным. После чего следует объяснение слов и вещей, ими обозначаемых, в виде вопросов и ответов, с использованием изречений из Священного Писания. Наконец, проверяется, как дети могут применить в жизни услышанные истины. Для маленьких детей надо использовать с этой целью раздельный (разборный) катехизис, а для больших — катехизис с изъяснениями пастора или учителя.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!