Восстановлению этих утраченных и вновь обретаемых владений, вплоть до окончательного преодоления последствий религиозного раскола.



V. § 26. Точно так же католики должны впредь безраздельно владеть всеми монастырями, духовными учреждениями и корпорациями, которые действительно принадлежали им на 1 января 1624 г., даже если такие владения расположены на территории или под юрисдикцией сословий аугсбургской конфессии. Однако они не могут быть преобразованы в учреждения других духовных орденов, помимо тех, для коих были предназначены первоначально. Исключения допустимы только в тех случаях, если данные ордена более не существуют. Тогда глава католического духовенства волен основать там новый духовный орден из числа тех, которые существовали в Германии до раскола церкви. Однако представителям обоих вероисповеданий, совместно проживавшим ранее в монастырях, приютах, церквях и больницах, и далее надлежит жить также, а именно в той же численности, как это было к означенному сроку. Ни одна, ни другая сторона не должны также чинить друг другу препятствия в отправлении религиозных обрядов, какие были приняты повсеместно к упомянутому сроку [...].

[...] V. § 28. Рыцарские корпорации и каждый имперский рыцарь в отдельности, со всеми своими подданными, ленными или аллодированными землями [пожалованными на условиях аренды или находящимися в собственности], [...] в соответствии с нормами религиозного мира и настоящего Договора пользуются теми же религиозными правами и привилегиями, что и вышеназванные курфюрсты, князья и сословия. Любое ущемление или посягательство на эти права недопустимо. Если же такое случилось, то они немедленно должны быть полностью восстановлены.

V. § 29. Свободные имперские города, статус имперского сословия которых вообще не подлежит никакому сомнению, причем не только в силу религиозного мира и его современной редакции, но и по другим причинам, пользуются в решении вопросов вероисповедания подданных в пределах своих суверенных территорий, как внутри городских стен, так и в предместьях, теми же правами, что и другие имперские сословия более высокого статуса. Это касается и тех имперских городов, в которых в 1624 г. было только одно вероисповедание [...].

V. § 30. Графы, бароны, дворяне, вассалы, города, церкви, монастыри, приходы, общины и подданные, принадлежащие к духовным или светским имперским сословиям, имеют право покинуть свои терри-


174

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

тории, если исповедуемая ими религия не совпадает с религией суверенного монарха, так как согласно традиционной и общепринятой в империи практике правом на выбор конфессии обладают только имперские сословия, пользующиеся государственным суверенитетом, что закреплено за ними и [Аугсбургским] религиозным миром. Кроме того, для обеспечения большего согласия между сословиями принято решение, что никто не имеет права ни обращать чужих подданных в свою веру, ни брать их в этой связи под особую защиту или предоставлять им какие-либо преимущества. По единодушному решению представители сословий обеих религий обязаны и далее придерживаться этих норм, чтобы ни один подданный империи не был ущемлен в своем праве свободного выбора вероисповедания на территории суверенной земли.

V. § 31. В такой же степени и земельное дворянство, крестьяне и все прочие подданные католических сословий, которые к 1624 г. публично или в частном порядке придерживались аугсбургского вероисповедания, — будь то в силу определенного договора или привилегии, традиции или обычного права, — вольны и далее придерживаться своей веры. Это касается и их прав на представительство в консисториях, церковных школах и духовных учреждениях, прав патроната [состав священнослужителей, пасторов] и прочих подобных привилегий. Они вправе и далее распоряжаться всеми, находящимися в их владении на упомянутый период времени церквями, монастырями, приютами и больницами, их собственностью, доходами и поступлениями.

[...] V. § 33. Договоры, соглашения, контракты и конвенции, заключенные имперскими сословиями с земельными сословиями и другими подданными в отношении введения, разрешения или сохранения того или иного религиозного культа, пересмотру не подлежат и остаются в силе, если они не противоречат законодательным нормам 1624 г. Расторжение таких соглашений допустимо только по взаимной договоренности обеих сторон. Все судебные решения, подписки, договоры и соглашения, вступающие в противоречие с правовыми нормами, сложившимися к 1624г., считаются недействительными и аннулируются.

(...) V. § 36. Если подданный, который в 1624г. не исповедовал религию ни публично, ни в частной жизни, или изменивший свою веру после утверждения данного Договора, принял решение покинуть страну по собственному желанию или по воле своего сюзерена, то он вправе сделать это, сохранив или продав принадлежащую ему


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

175

Собственность. Он может также поручить управление оставшейся собственностью своему поверенному и без предъявления каких-либо въездных грамот свободно возвращаться назад по мере необходимости для надзора за своей собственностью, улаживания судебных дел или взыскания долгов.

[...] V. § 48. Применение епархиального права и общей духовной юрисдикции во всех ее сферах по отношению к сословиям аугсбургского вероисповедания, включая свободных имперских рыцарей и их подданных, а также во внутренних отношениях между представителями аугсбургской конфессии приостанавливается вплоть до христианского примирения и преодоления религиозного раскола. Епархиальное право и духовная юрисдикция отныне ограничиваются каждой отдельной территорией.

Однако при сборе налогов, процентов, десятин и иных податей католики и далее могут применять духовную судебную власть в тех имперских территориях, населяемых представителями аугсбургской конфессии, которые бесспорно принадлежали им и были под их юрисдикцией к 1624г., но при условии обязательного ограничения указанных прав. Наказание в виде отлучения от церкви может быть применено только после третьего сообщения о правонарушении.

(...j V. § 51. В очередных заседаниях имперских депутаций и в рейхстаге сословия обеих религий [должны быть] представлены на паритетных началах. Следующий рейхстаг решает вопрос о назначении » него определенных лиц или имперских сословий. На заседаниях депутаций и в общей текущей работе рейхстага обе религии представлены одинаковым числом имперских представителей, независимо от того, какой или какими из трех имперских коллегий, по какому поводу или с какой целью они были туда делегированы. Если государственные дела обсуждаются в чрезвычайных комиссиях [депутациях], то в тех случаях, когда дело касается сословий аугсбургской конфессии, к обсуждению привлекаются только представители данной религии, и наоборот — вопросы, затрагивающие только католические сословия, обсуждаются исключительно католическими депутатами. Если же в деле заинтересованы сословия обеих конфессий, то их представительство определяется на основе паритета. Кроме того, установлено, что хотя члены этих комиссий и имеют право выступать с докладами и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, они не правомочны принимать окончательное решение.

V. § 52. По конфессиональным вопросам и всем другим [имперским] делам, при обсуждении которых сословия не могут рассматри-


176

Германия в зпоху абсолютизма (1648-1789гг.)

ваться как единое целое, а также в тех случаях, когда представители католических кругов и аугсбургской конфессии участвуют в раздельных заседаниях [Wo in partes], решение принимается только на основе мирового соглашения, без учета большинства голосов. В налоговых делах вопрос о большинстве голосов переносится на следующее заседание рейхстага, так как на нынешнем [мирном] конгрессе он не может быть разрешен.

V. § 53. Участники его договорились также, что из-за вызванных войной изменений, а также по ряду других причин рассмотрение вопроса о новом месте пребывания Имперской судебной палаты, более благоприятном для всех имперских сословий, и обсуждение всех других вопросов, связанных с ее деятельностью, переносится на следующее заседание рейхстага. Предполагается, однако, что в будущем замещение должностей судей палаты, ее президента, асессоров и всех других судебных чиновников будет осуществляться на паритетных началах с учетом их вероисповедания. При этом будут продолжены консультации по реформированию имперской системы правосудия, проводившиеся уже на заседаниях депутатов рейхстага во Франкфурте, и устранены выявленные в ходе обсуждения возможные несовершенства. Но для того, чтобы уже сейчас приступить ко всему комплексу этих вопросов, было принято [принципиальное] решение, что общее число асессоров судебной палаты должно быть увеличено до 50 человек, а судей палаты и четырех президентов, двое из которых принадлежали бы к аугсбургской конфессии, будет назначать непосредственно Его Императорское Величество. Причем, католические сословия будут представлены 26 асессорами, включая двух, назначение которых также является прерогативой императора, а сословия аугсбургской конфессии — 24 асессорами. При этом те имперские округа, где сосуществуют обе конфессии, в будущем имеют право представлять и избирать не только двух католиков, но и по два представителя аугсбургского вероисповедания. Все остальные, касающиеся судебной палаты вопросы, как было сказано выше, переносятся на следующее заседание рейхстага.

[...] VII. § 1. По единодушному решению императора и империи все права и полномочия, предусмотренные как законодательными нормами, так и [Аугсбургским] религиозным миром и настоящим мирным Договором, а также документами, регулирующими религиозные отношения между представителями католических сословий и приверженцами аугсбургской конфессии, включая их подданных, признаются также за всеми, кого называют реформатами. При этом,


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

177

Однако, всегда надлежит учитывать те договоры, привилегии, расписки и иные нормативные акты, которые установили между собой и своими подданными так называемые протестантские сословия и соблюдение которых как в религиозном плане, так и во всем, что связано с вероисповеданием сословий и подданных, до сих пор имело место. В то же время при этом не может нарушаться свобода совести каждой отдельной личности. Учитывая, что религиозные споры между вышеупомянутыми протестантами до сих пор не улажены, что их урегулирование откладывается на будущее, а также в связи с тем, что протестанты разделились на две партии, то по согласию обеих сторон решено следующее. Тем князьям, монархам или патронам церкви, которые примут решение в будущем перейти в другую веру, согласно ли настоящему мирному Договору или в соответствии с приобретаемым титулом при получении или возвращении к себе в наследственное владение княжества или земли, где до сего времени официально исповедовалась иная религия, разрешается иметь в своей резиденции личного придворного проповедника своей конфессии. При условии, что при этом не возникнет никаких притеснений подданных или жалоб с их стороны. И напротив, им не дозволяется изменять общепринятую религию, церковные уставы или регламенты, которые были здесь приняты до сих пор, или отнимать церкви, школы, больницы с их доходами, рентами и стипендиями у прежних владельцев и передавать их приверженцам своей конфессии. Им также запрещается пользоваться своей монаршей, епископской властью или властью патрона церкви для навязывания своим подданным проповедника другой веры, либо прямо или косвенно чинить представителям другой конфессии какие-либо препятствия или препоны.

Для обеспечения наилучших гарантий соблюдения этих положений Договора в случае подобных изменений [смена конфессии сюзерена] общинам предложено самостоятельно представлять на должности школьных учителей или проповедников подходящие кандидатуры. Если же они не наделены правом выдвижения кандидатов, то таковых на эти посты назначает местная консистория или церковный совет той же конфессии, к которой принадлежит община, а в случае отсутствия их в данном месте, община сама избирает то место, в котором экзаменуют и назначают учителей и проповедников. Принятое решение подлежит безусловному утверждению князем или сюзереном.

VII. § 2. Если же в случае смены конфессии сюзереном община, тем не менее, выскажет желание исповедовать отныне его веру, то князь

12 Том 3. Документы и материалы


178

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

или монарх волен разрешить ей это, не ущемляя, однако, интересов остальных подданных. Его наследники не вправе отменять это решение. Члены духовных консисторий, настоятели церквей, профессора теологии и философии в школах и академиях могут исповедовать только ту конфессию, которая в данное время является общепринятой в этой местности [...]. На территории Священной Римской империи не допускаются и не могут исповедоваться никакие другие религии [конфессии], кроме [трех] здесь упомянутых.

VIII. § 1. Для того, чтобы в будущем избежать возможных разногласий по поводу политического устройства [единства империи], настоящий Договор наделяет всех без исключения курфюрстов, князей и представителей сословий Римской империи такими правами, привилегиями, свободами, льготами и суверенитетом в решении духовных и светских вопросов в пределах своих земель, полномочий и владений, на которые не может посягнуть никто, никогда и ни под каким предлогом.

VIII. § 2. Они имеют безусловное право голоса при обсуждении всех имперских государственных дел, а именно, принятии и толковании законов, решений об объявлении войны, установлении налогов, вербовке или расквартировании солдат, строительстве новых укреплений на территории имперских сословий или размещению военных гарнизонов в старых крепостях, заключении мирных договоров или союзов и прочих имперских дел. Отныне ничто из вышеперечисленного не может быть допущено и предпринято без безусловного одобрения и утверждения имперскими сословиями на заседании рейхстага. Прежде всего отныне провозглашается свобода заключения отдельными сословиями союзов для собственной защиты и безопасности как между собой, так и с другими государствами. Однако это допускается только при том условии, что подобные союзы не будут направлены против императора и империи, а будут способствовать укреплению мира и согласия в империи и поддержания настоящего мирного Договора. Они не должны ни в одном пункте нарушать присягу, которую каждый император приносит империи.

VIII. § 3. Первое заседание рейхстага должно быть проведено в течение 6 месяцев после ратификации настоящего мирного Договора, а все последующие — по мере необходимости и общественной пользы. На ближайших заседаниях рейхстага необходимо, прежде всего, устранить несовершенства принятых ранее имперских законов. В дальнейшем, имперские сословия своей единогласной волей будут обсуждать и избирать римских королей, принимать проекты избирательной капи-


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

179

туляции императора, разрабатывать процедуру и порядок наложения взыскания на то или иное имперское сословие. Одним словом, они будут решать все те вопросы, которые предписаны рейхстагу основными законами империи. К ним принадлежат, в частности, такие дела, как восстановление имперских округов, обновление имперского именного списка, пересмотр списка освобождаемых [от государственного налогообложения] имперских сословий, снижение налогов или предоставление льгот по государственному налогообложению, реформирование управления, правосудия, сборы на содержание имперской судебной палаты, правовая процедура и общественная целесообразность назначения постоянных имперских комиссий, конституционные обязанности Директорий трех имперских коллегий, а также иные дела, которые не могут быть разрешены в настоящее время.

VIII. § 4. Как на обычных, так и на чрезвычайных имперских сословных собраниях свободные имперские сословия обладают таким же правом решающего голоса, как и остальные имперские сословия. Их суверенные права, пошлины, годовые доходы, свободы и имущественные привилегии, право сбора налогов, а также все иные права, по закону предоставленные им императором и империей или приобретенные в результате длительного пользования до наступления этой смуты и восстановленные теперь, остаются незыблемыми и неприкосновенными. Сохраняется юрисдикция внутри их стен и в их имениях [...]. В целом, все достойные уважения обычаи, основные законы Священной Римской империи подлежат отныне добросовестному соблюдению. Любая правовая неопределенность, порожденная бесправием военного времени, должна быть устранена.

[...] X. § 9. Исходя из указанных [в предыдущих статьях и параграфах] властных и земельных отношений, император и империя предоставляют Ее Светлейшеству королеве и ее наследникам шведской короны статус имперского сословия. Поэтому, наряду с другими имперскими сословиями, на заседания рейхстага отныне приглашается королева или короли Швеции под титулом герцога фон Бремен, Верден и Померании, а также князя фон Рюген и государя фон Висмар. В рейхстаге им предоставляется место номер 5 на скамье для светских депутатов коллегии князей. Однако если голос от Бремена закреплен за этим местом и при голосовании подается в той же очередности, то голоса от Вердена и Померании опрашиваются в очередности, принятой ранее в отношении их прежних представителей.

X. § 10. Округ Верхняя Саксония голосует перед герцогами Нижней Померании, Вестфальский и Нижнесаксонский округа сохраня-

12*


180


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!