Во второй час утренних занятий осуществляются чтение, диктовка, изучение алфавита.



Первая половина часа отводится для чтения уже умеющими читать учащимися глав из Нового Завета или Библии. Читают все вместе, группами, поодиночке, но так чтобы весь класс участвовал со вниманием в чтении. Потом читают по буквам, все вместе и по очереди, повторяя алфавит.


190

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

Во вторую половину часа ученики тренируются в письме, все вместе и по отдельности. Слово пишут на доске и повторяют все, что нужно знать при его чтении и письме. В это время старшие упражняются в произнесении изречений из Библии и в пении песен из книги (песнопений), учат свои недельные изречения, делают выборку имен из библейских книг и др.

АБЦ-учащиеся [т. е. те, кто учит алфавит] в этот час стоят или сидят со своими АБЦ-досочками перед большой доской, на которой начертаны буквы. Они заучивают ежедневно по две буквы, причем не по порядку, а вразброс. Учитель же то и дело между чтением и письмом с другими детьми заставляет их произносить буквы вслух и писать их на своих досочках. Как только они выучивают буквы, они тут же привлекаются к письму.

На третьем уроке до обеда необходимо писать и диктовать по буквам, а также продолжать заучивание букв.

Старшие дети пишут в первую половину урока, а на второй половине их работа проверяется. Для того, чтобы ни один ребенок не избежал проверки, учитель должен вызывать каждого обучающегося письму по списку и отмечать то место в его тетради, где он завершил предыдущий день, с этого места он продолжит работу на следующий день; таким образом, каждый ученик еженедельно будет проходить несколько проверок. Причем, стоит особо заметить, чтобы каждый раз подлежала проверке левая часть листа в тетради: в правой же части ученик должен каллиграфически изображать то, что написано и исправлено в левой части тетради, и таким образом ученик закрепляет правописание.

Обучающиеся написанию букв и АБЦ-ученики, в то время, когда старшие пишут, тренируются в написании букв и знакомятся с правилами их прочтения; этим способом будет усвоена разница между гласными и согласными буквами. При проверке письма старших учеников между делом проверяется их знание на память недельных изречений. К концу третьего дообеденного часа занятий дети переходят к молитве, и если учитель это практикует, зачитывается также месячный псалом или отрывок из месячной песни. Таким образом, дети будут отправлены домой из школы в тишине (без шума). Учитель обязан внимательно следить за тем, чем дети занимаются в пути, чтобы они не болтались на улице по причине своего легкомыслия или злого умысла, что достигается с большими усилиями.

На первый послеобеденный урок дети собираются под надзором учителя. После того, как будет пропет стих и прочитан месячный


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

191

псалом, им толкуется содержание библейских книг, при этом малый учебник используется для занятий с сельскими детьми.

Во время второго послеобеденного урока они учат попеременно вместе с христианским учением после правил святых апостолов на первой половине урока отрывок из катехизиса (...) следующим образом и порядком.

Учитель читает им отрывок, который они должны учить наизусть; при этом читающие дети открывают каждый свой катехизис и перечитывают про себя. Для этого читающие дети должны прочесть одновременно несколько раз этот отрывок, чтобы средние и младшие дети сидели тихо и его слышали.

После этого учитель показывает сам, как надо это делать, прочитывая наизусть заучиваемый детьми отрывок из катехизиса, потом они вместе проговаривают и читают так долго, пока не выучат наизусть. Потом он идет дальше. Этим же способом, всеми вместе, прочитываются слова из Библии. То, что в катехизисе касается толкования Лютера, заучивается тем же способом частых повторений, но только старшими учениками. Между тем дети среднего и младшего возраста сидят тихо и внимательно слушают. После того, как старшие выполнят свое задание несколько раз, учитель обращается быстро к тем и другим, просит пересказать прочитанный отрывок и следит за тем, как они формулируют ответ.

В конце каждая группа декламирует недельное изречение, а именно, старшие — полное, ученики среднего возраста — сокращенное, а младшие совсем короткое. Таким способом ученики учат каждую неделю по одному отрывку из катехизиса вместе с христианским учением, в среднем три изречения и один псалом для пения в месяц.

В другую половину урока старшие читают, средние пишут буквы, а младшие их учат, как это было показано выше.

На третьем и последнем послеобеденном уроке старшие ученики читают и считают: ученики среднего возраста упражняются в написании букв, а младшие дети изучают алфавит.

В субботу первая половина дня должна проходить следующим образом: на первом уроке катехизис не изучается, так как им будут заниматься весь остальной день: дети повторяют выученные изречения, псалмы и песни, о чем учитель делает запись в журнале. После этого он рассказывает от недели к неделе попеременно из Ветхого и Нового Завета библейские истории, разбирает их и проводит с помощью вопросов анализ, объясняя детям, как их нужно применять. Со старшими учениками он может разбирать библейские законы, чьи


192

Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

Толкования следует использовать для лучшего понимания Священного Писания. После этого читающие читают частично евангелие, частично нравоучения, которые в следующее воскресенье будут разъяснены. Далее они записывают на доске то, что было исправлено учителем после проверки орфографии. При завершении школьного дня учитель сердечно желает ученикам хорошо провести воскресенье, в церкви вести себя тихо и смиренно, чтобы услышать слова Господа и удержать их в своем сердце.

Учитель на всех упомянутых выше уроках обязан присутствовать и быть вместе с учениками. Он не может пропустить ни одного урока, а тем более отсутствовать в школе половину дня или целый день. Он не должен куда-либо отлучаться, не поставив в известность пастора или высокое начальство. От него зависит, какой будет молодежь и как охотно она станет посещать школу [...).

20. [...] Мы сами будем и обязываем дворян, магистраты, других патронов, следить за тем, чтобы в школах земли и при изучении катехизиса не использовались другие учебники, кроме тех, которые апробированы и предписаны Нашими консисториями. [Далее идет перечислен иеэтих учебников. ]

В школе должны следить за тем, чтобы не только использовались книги единого образца, но и чтобы каждый ребенок имел свою собственную книгу, дабы не заглядывать потом друг к дружке. Если детям из бедных семей книги куплены на средства церкви или другой общественной кассы, они могут пользоваться ими только в школе, но не должны уносить домой. Поэтому каждый раз учитель после окончания уроков берет их на сохранение, заносит их в особую инвентарную книгу, чтобы они всегда оставались при школе.

Необходимо соблюдать дисциплину. Дети должны знать, что эгоизм — это источник всех грехов. Необходимо удерживать их от проявлений эгоизма, лжи, ругательств, гневливости, ссор, драк и т.п. Если же таковые произойдут, то, смотря по провинностям, применять к тем, кто их затеял, соответствующие наказания. Но учитель, как пастырь юношества, не должен прибегать к излишней суровости, греховному усердию и брани, а, напротив, действовать по возможности с отеческой умеренностью и мягкостью, так, чтобы не испортить детей ни вредящим им успокоением, ни чрезмерной строгостью. В случаях, когда совершено тяжкое преступление или иное злое дело, то для воздержания от подобного других детей необходимо прибегнуть к более суровому наказанию. Однако учитель не должен применять его сам, без разрешения пастора, который тщательно исследует такое


Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

193


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!