Различные значения термина «психология».



Когда люди употребляют слово «психология», они часто имеют в виду не одно и то же. В одних случаях это слово может обозначать особенный строй души, указывать на индивидуальные особенности отдельного человека или группы людей, как, например, в выражениях «психология обывателя», «психология моего начальника» и т.п. В других случаях оно может обозначать отрасль знаний, научную область, как, например, в выражении «психология изучает, насколько различаются люди между собой». В третьем случае – особую позицию или сноровку, как в выражении «здесь нужна особая психология». Какое из значений используется в тот или иной момент мы без труда устанавливаем по контексту разговора. Мы с вами в данном курсе будем пользоваться лишь одним из указанных значений, а именно, под термином «психология» мы всегда будем понимать специфическую область общественной практики, имеющей дело с субъективностью людей или иных живых существ. Это может быть или научная психология, или практическая, или житейская.

 

Соотношение научной психологии и житейской.

Все вы давно знакомы с психологией, без преувеличения – с младенчества. И все вы в той или иной мере успешны как психологи. Это можно с уверенностью сказать, поскольку вы как минимум дожили до нынешнего дня (значит, умеете предвидеть опасные ситуации), кроме того, вы достаточно успешны в достижении большинства жизненных целей, которые ставите перед собой (значит, умеете управлять собой). Свидетельством тому может быть то, что вы студент, – это тоже достижение, и достижение важное.

Необходимо, правда, уточнить, каким психологом вы уже на данный момент являетесь. То, с чем вы уже давно знакомы – это житейская психология. В этом смысле вы – житейские психологи. Что вы как житейский психолог уже знаете, что умеете? Уже сейчас вы способны понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Следовательно, у каждого из нас есть запас житейских психологических знаний, и каждый из нас в той или иной степени уже является житейским психологом.

Но быть психологом житейским еще не означает быть готовым профессионально работать как психолог. Столь же это очевидно на примере музыкантов: если некий человек может на слух подбирать мелодии, находить им приемлемое сопровождение, еще не означает, что он профессиональный музыкант. Ему явно не хватает музыкальной эрудиции, знания правил передачи музыкальных идей на письме (нотная запись), приемов аранжировки, анализа структуры музыкальных произведений и много другого, чтобы успешно работать музыкантом профессионально. Конечно, музыкант-слухач может с успехом озвучить застолье, обеспечить вечер душевной песни и т.п., но круг применения его умений с неизбежностью будет ограничен рамками обыденных ситуаций.

Пользуясь данным сравнением, спросите себя, каким специалистом-психологом вы хотели бы быть: универсальным или только для некоторого круга жизненных ситуаций. В качестве подсказки даем вопрос-идею: станут ли люди платить за то, что они уже и сами умеют? Вопрос, разумеется, риторический. Поэтому попробуем разобраться, чем отличается профессионал от любителя.

Ю.Б. Гиппенрейтер указывает пять отличий между житейской и научной психологией, каждое из которых хорошо показывает также особенности каждого вида психологии.

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам, характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, используя для этого научные понятия. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, что связано со способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Различны способы передачи знаний и даже самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются более эффективно. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.

4. Различны методы получения знаний и сферах житейской и научной психологии. В житейской мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть его состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается во всех отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая, психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. Житейские же знания обыденны, привычны, сосредоточены в узком диапазоне повседневной жизни человека.

Другой способ различения видов психологии предлагает Г.С. Абрамова.

1. Житейскую психологию составляют «конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе своей жизни. Он проверил их на истинность и достоверность событиями своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, но конкретного человека и таким образом делает их доступными для окружающих» (Абрамова, 1993, с. 6).

2. Обыденную психологию составляет опыт относительно замкнутой группы людей. «Это обобщенные знания о людях, которые человек поучил в относительно замкнутой группе людей – семье, производственном коллективе, классе и т.п. Это знание проверено на истинность, достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей.

К отельному человеку эти знания применяются через систему группового воздействия, в свою очередь он сам использует их как материал для саморегуляции, при взаимодействии в группе и с другими общностями людей.

Материал такого рода знания широко представлен в вариантах речевых стереотипов и стереотипах воздействия, существующих в группах. В известном смысле сюда относятся ритуалы, обряды, традиции, а также пословицы и поговорки, содержащие знания о других людях».

3. Научная (академическая) психология создается «относительно небольшой группой людей – ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность. Эти ученые – психология и представители смежных наук о человеке, в первую очередь, естествознания, пользуются специальными приемами получения достоверного знания, которые называются методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее предмета. …Для получения обобщенного, закономерного знания очень существенным является вопрос о формах выделения этого знания, фиксации и передачи его даже в группе ученых, исследующих человека. Это вопрос об основных научных категориях, в которых может быть получено, проверено и передано обобщенное знание».

 

Объективные и субъективные факты (феномены[1]).

Психология, как и всякая наука, опирается на жизненные события и явления, которые составляют фактологическую (феноменологическую) базу данной науки. Фактологическую базу психологии составляют все элементы действительности (социальной, индивидуальной или природной), производные от психической активности живых существ, в особенности человека. Можно выделить два относительно противоположных вида феноменов – объективные и субъективные.

Объективный феномен – это сенсорно[2] представленный факт жизненного мира субъекта (человека или группы). Обращаемся мы к феноменам через тот или иной сенсорный канал – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (включая внутриорганизменную чувствительность). То, что в какой-то момент сменило модальность[3] (приобрело иную сенсорную окраску) после прохождения первоначального сенсорного канала, объективным феноменом уже не является. Это уже его вторичное описание, которое является чьим-то толкованием, выраженным (переданным) впечатлением, изложением живого переживания.

Субъективный феномен – это факт внутреннего мира, воспринятый субъектом как субъективная очевидность, как непосредственная данность. Ощутить (подумать) «мне грустно» – это субъективный факт, чего уже не скажешь о высказывании «ему грустно» – это уже толкование.

Оба вида феноменов дополняют друг друга. Так, внутрипсихический факт проходит стадию объективации через свои проявления (экспрессия, поведение…), постепенно превращаясь в отчужденный от человека или группы продукт. В этом своем виде он становится уже объективным феноменом для другого человека или другой группы. Объективный феномен, соответственно, по-своему толкуется человеком или группой, благодаря чему формируется отношение к данному феномену. Это отношение, в свою очередь, является уже субъективным феноменом, если оказывается представлен субъекту в результате самовосприятия – цикл замыкается… (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Соотношение между объективными и субъективными феноменами.

  Толкование  
Отношение    
Субъективный феномен   Объективный феномен
    Продукт
  Выражение (экспрессия)  

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!