А.Н.Веселовский - крупнейший отечественный литературовед, создатель



универсального метода "Исторической поэтики". Сюжет и мотив в

"Исторической поэтике" Веселовского: механизм анализа,

Производимого учёным.

• ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич [1839—1906] — знаменитый русский

литературовед, академик, профессор Петербургского университета и Высших

женских курсов. Родился в Москве, в дворянской семье военного педагога-генерала.

• Быстро убеждается в крайней односторонности модной тогда мифологической

школы. В. «с удовольствием спускается на землю» и примыкает к наиболее

популярной тогда позитивной школе Бенфея, которая в отличие от Гриммовской

школы выдвигала теорию литературных заимствований и международного лит-ого

взаимодействия на основе не доисторического племенного родства, как это делали

мифологи, а историко-культурного общения всех народов Запада и Востока.

• Веселовский о своем труде "Историческая поэтика":

"Задача исторической поэтики, как она мне представляется,— определить роль и

границы предания в процессе личного творчества."

Из "Исторической поэтики":

• Мотив - формула, отвечавшая на первых порах общественности на вопросы,

которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие,

казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности. Признак

мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее

элементы низшей мифологии и сказки. Простейший род мотива может быть

выражен формулой а-\-Ь. Каждая часть формулы способна видоизмениться,

особенно подлежит приращению Ь\ задач может быть две, три (любимое народное

число) и более.

• Мотив - простейшая повествовательная единица, образно ответившая на разные

запросы первобытного ума или бытового наблюдения.

• Сюжет - тема, в которой снуются разные положения-мотивы.

• Сюжеты — это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты

человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности,С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или

отрицательная.

• История поэтического стиля, отложившегося в комплексе типических

образов-символов, мотивов, оборотов, параллелей и сравнений, повторяемость

или и общность которых объясняется либо а) единством психологических

процессов, нашедших в них выражение, либо б) историческими влияниями.

• Особенно большое значение имело применение А. Н. Веселовским исторического анализа к изучению фольклора и литературы: народную поэзию он рассматривал в связи с развитием человеческого общества. Темы, сюжеты и образы фольклора, утверждал он, предшествуют литературе и повторяются, в ней, связанные с общественным состоянием человечества.

• Законченная поэтика сюжетов должна показать связи сюжетики фольклора с жизнью, как писал А. Н. Веселовский — «бытовые основы сюжетности».

• Говоря о мотивах и сюжетах, отражающих доисторический быт, А. Н. Веселовский выделял проблему анимизма и тотемизма (одухотворения окружающей природы и обожествления животных и растений; ср. исследования Тейлора). Большое значение для развития народного творчества имели, по мнению Веселовского, матриархат и постепенный процесс образования патриархальных отношений.

• Веселовский стремился проследить процесс образования исторического сознания на материале легенд о старых и новых людях, исторических преданий и легенд о народах, живших в древности, сохранивших память о каменном и железном веках и пр.

• В фольклоре Веселовский искал отзвуки процесса: образования народности, а также более поздних эпох. В материалах к поэтике сюжета намечены главы: «Исторические движения и народность на смену рода», «Космополитические- течения» («место народного героя — уединенная личность, рассеянная по белу свету»), «Протест реальности» («Сатира на рыцарство»), «Противоречия XVI века», «XVII век», «XVIII и XIX век».

• Историзм в подходе к изучаемым явлениям характерен и для работ А. Н. Веселовского, посвященных поэтическому стилю, образам, художественному языку народной поэзии (см., например, названия его работ: «Из введения в историческую поэтику», «Три главы из исторической поэтики»). Стремление рассмотреть явления поэтики в историческом развитии определяет разработку отдельных проблем художественного стиля: «Из истории эпитета», «Эпические повторения, как хронологический момент», «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля».

• Исторический метод изучения фольклора противостоял методике и методологии статического, вневременного рассмотрения фольклора. Прогрессивность исторического метода Веселовского несомненна. Но так же несомненно и то, что в силу ограниченности своего мировоззрения А. Н. Веселовский не мог правильно обосновать процесс развития искусства. Известно, например, что Веселовский не читал работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Весе- ловскому был чужд марксизм. Он стоял на позициях позитивизма, и этим объясняются его ошибки в разработке истории фольклора и литературы.

 

 

8.Билет


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!