Уровень художественных предпочтений как индикатор эстетической воспитанности лмчности



Художественное потребление занимает важное место в бюджете времени старшеклассника. По данным Л. Я. Журкиной, регулярно читают художественную литературу от 77 до 85 процентов школьников, ежедневно тратя на чтение в среднем 40 минут, а в выходные дни - 1 час 40 минут; 61 процент учащихся ежедневно смотрят телепередачи, расходуя на них 40 процентов всего свободного времени; 48 процентов старшеклассников регулярно один-два раза в неделю бывают в кино.Около 35 процентов старшеклассников занимаются в различных кружках и клубных объединениях (См.: Гурова Р. Г. Выпускник средней школы.М., Педагогика, 1977, с. 113).

 То обстоятельство, что уровень культурных запросов школьников подчас выше, чем у взрослых, не должно нас удивлять. Во-первых, юноши и девушки пользуются плодами культурного развития страны, достигнутого трудом старших поколений, которые сами не смогли ими воспользоваться, а некоторые взрослые даже не выработали у себя соответствующих потребностей. Во-вторых, у школьников значительно меньше бытовых и материальных забот, чем у работающих взрослых. В-третьих, разнообразие юношеских занятий и увлечений отчасти отражает экстенсивность и поисковый характер их интересов.

 Разнообразие и частая смена интересов и занятий, обогащая личность, вместе с тем нередко служат симптомом ее незавершенности, следствием разбросанного поиска, когда личность не сконцентрировалась еще на каком-то главном, устойчивом увлечении. Подобный ненаправленный, диффузный поиск, будучи вполне естественным и оправданным для юношеского возраста, далеко не всегда приносит личности наибольшее удовлетворение. Юноша, не пропускающий ни одного танцевального вечера и ухаживающий за несколькими девушками одновременно, еще только ищет свою любовь; было бы нелепо ставить его в пример тем, кто уже счастлив вдвоем. Это верно и в отношении многих других увлечений. Характерно, что именно молодежь, обладающая максимально богатым по времени и числу элементов досугом, испытывает наибольшую неудовлетворенность им, жалуясь на неумение организовать досуг и пустую трату времени.

Разнообразие художественных интересов личности как цель и критерий эстетического воспитания.

Художественное воспитание, оказывая существенное влияние на формирование творческого мышления, во многом определяет его профессиональную подготовку. Ведь художественно – образное мышление квалифицированному специалисту и ученому, так же как и всякому гражданину нашего общества, необходимо для того, чтобы его мировоззрение было и органичным, и завершенным, и направленным на достижение совершенства и гармонии во всех видах и способах собственной индивидуальной жизнедеятельности. Именно отсутствие стремления к гармонии и совершенству является одной из важнейших причин того экономического и политического кризиса, в котором оказалась страна в наще время. Поэтому путь ее возрождения лежит через нравственно-эстетическое совершенствование каждого человека, через становление духовно богатой личности. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – основные задачи воспитания нравственных качеств личности ребенка.

 

Реализация принципа единства эмоционального и интеллектуального развития личности в системе эстетического воспитания

Связь эмоциональной и когнитивной сфер

Выделение переживания как формы проявления эмоций в противовес образу в когнитивной сфере подчеркивает разницу познавательных и эмоциональных процессов, определение их как форм психического отражения подчеркивает их связь, единство. Эмоциональные процессы влияют на познавательную деятельность человека, регулируя ее направленность, дозируя информацию.

Пережитые эмоции и чувства оставляют свой отпечаток и на наших интеллектуальных способностях.

При переживании большой радости или большого горе человеку трудно правильной эмоциональностью наделяется любое психическое явление, и наоборот, очень суженная трактовка эмоций в концепциях интелектуалистического направления, вплоть до полного отвержения аффективных процессов за того, что они чрезвычайно интимные, лабильные, неуловимые, суб 'объективные и потому недостоверные показатели значение предметов.

С. Л. Рубинштейн считал эмоциональность, Аффективность лишь одним специфическим аспектом процессам познавательными процессами, специфически отражают действительность в переживаниях. Эмоциональные процессы не могут противопоставляться познавательным как внешние, исключающие друг друга. Как эмоции составляют единство эмоционального и интеллектуального, так и познавательные процессы образуют единство интеллектуального и эмоционального. И интеллектуальные и эмоциональные процессы являются важными компонентами конкретной жизни человека, взаимосвязей человека с действительностью, через которые формируется личность. Психическое отражение всегда в определенной степени составляет единство двух противоположных компонентов - знаний и отношение, интеллектуального и аффективного.

Следовательно, речь должна идти о преобладании интеллектуального или аффективного в едином процессе познания действительности и познания личностью себя самой как реальности. При таком понимании отпадает вопрос о первичности познания или эмоций, аффекта или интеллекта или эмоции возникают как результат познания, эмоции побуждают к познанию. Внимание следует концентрировать на тех или иных условиях взаимоотношения человека со средой, на единстве внешних и внутренних условий развития психики как процесса взаимодействия человека с окружающим миром. В этом взаимодействии возникают познания и эмоции, которые мы условно расчленяем на познавательную и эмоциональную сферы, рассматривая их как две стороны процесса взаимодействия. В эмоциях познается через переживания значимость (недостатки или преимущества) предметов окружающего мира. Все суждения о значении предметных условий окружающей среды формируются на основе эмоций.

 

Откуда мы знаем, что Пушкин и Шевченко великие поэты, а Рафаэль лучший живописец? Эти суждения сформировались на почве чувств гармонии и красоты, которые мы испытываем при воздействии на нас шедевров этих гениев.

Итак, эмоциям свойственны такие же необходимость и обязательность по ощущениям, восприятие, мышление, воображение и память.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!