Семья как ценность; эстетические ценности семьи и их место в системе эстетического воспитания и художественного образования



Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по путиморально становления личности. Активная общественная направленность деятельности отца и матери находятотражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейноубеждённые дети.Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно,само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому

живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но идругие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен всемье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ –разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мыгуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте искромности, непримиримости к несправедливости?Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что онусваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных нормпроисходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает иродительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внукови т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценностьлюдей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так,дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит вответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровыйфизически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить направах равноправных членов семейного коллектива.Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых

отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтомудружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностямсемьи.Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь всемьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такиеотношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение

уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее,унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стильотношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодыхлюдей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимноеуважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетикавойдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

 

 

Дети как объекты художественно-творческого процесса. Образы детства в искусстве как отражение важнейших характеристик восприятия обществом феномена детства.

Многие столетия люди считали, что в периоде детства есть только одно достоинство: оно быстро проходит. Ребенок воспринимался как некий «недочеловек», которого нужно как можно быстрее превратить в полноценное и полноправное существо. Для этого пригодны все средства, в том числе и репрессивные. История педагогики дает нам множество примеров наказаний, запрещений и угроз взрослых по отношению к ребенку, причем все эти действия совершаются не из жестокости, а исключительно во благо ребенка, как его понимали в древности. При этом и любовь, и доверие, и привязанность, разумеется, существовали во взаимоотношениях между поколениями – это со всей неопровержимостью отражает искусство. Но господствующие мировоззренческие концепции относятся к миру детства уничижительно и это придает архетипическим художественным образам налет условности.

В эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо одним из первых высказывает идею самоценности детства: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» [3, с. 91]. Современники не поняли призывов философа. Требования Руссо об уважении личности ребенка, о необходимости считаться с его интересами и потребностями звучали в середине XVIII века если не как глас вопиющего в пустыне, то уж во всяком случае, как шутка гения. Положение стало меняться с изменением эстетических пристрастий европейцев. В рамках сентиментализма традиционное отношение к периоду детства как ко времени, которое скорее неприятно, чем радостно, изменилось на умилительное: «детства сон златой». Однако детские образы в произведениях английского сентименталиста Стерна или российского Карамзина еще весьма схематичны. Настоящие прорывы в трактовке темы детства наступают с началом господства в художественной культуре романтизма. С этого времени и до наших дней типология образов детства в искусстве неуклонно расширяется: к традиционной архетипичной триаде (ребенок – объект внимания и заботы взрослого, ребенок – модель взрослого и ребенок – символ базовых ценностей) добавляются новые варианты.

Первым по времени возникновения культурно-инновационным типом становится образ ребенка-реципиента. Этот образ заставляет создавать произведения художественной культуры в расчете на детское восприятие, придавая им соответствующие психофизическим возможностям ребенка содержание и форму. Например, в трактате «Эмиль или О воспитании» Руссо советовал не заставлять детей читать книги, написанные для взрослых, чтобы не отбить у ребенка охоту к чтению. Единственной известной ему книгой, которую детям читать будет не скучно, Руссо считал «Робинзона Крузо» Д.Дефо.

Произведения профессионального искусства, созданные специально для детей, начинают появляться примерно с конца XVIII в. К таким произведениям относятся книги (текст и иллюстрации), музыкальные произведения; позже – театральные спектакли, наконец, в ХХ веке – кинофильмы, радио и телепередачи, предназначенные специально для детской аудитории. Эти произведения апеллируют прежде всего к гедонистической функции искусства: их создатели осознают, что человек, научившийся в детстве получать удовольствие от искусства, и, став взрослым, будет благодарным читателем, зрителем, слушателем. Тем не менее, дидактичность, воспитательная и развивающая направленность произведений, создаваемых для детей, традиционно считается неотъемлемым элементом этой сферы искусства. Поиск баланса нашел выражение в формуле «Развлекая, – поучай».

Развитие детской литературы и других видов искусства для детей обусловило в воплощении образа ребенок-реципиент особого акцента на способности детей глубоко погружаться в процесс восприятия, отрешившись от окружающего: недаром оборот «слушали, затаив дыхание» встречается главным образом при описании детской аудитории.

Практически одновременно с появлением произведений для ребенка-реципиента появляются и произведения, специально созданные для ребенка-интерпретатора. К ним относятся в первую очередь музыкальные произведения для начинающих исполнителей.

Детское и юношеское пение ценилось со времен античности. Так, на древнегреческом килике, который датируется концом V – началом IV вв. до н.э., мы видим двух учителей, которые проводят занятия: это учитель-граматист и учитель-кифарист. Перед учителями – ученики, один из которых играет на кифаре, а другой декламирует выученный текст. Поющих и играющих на музыкальных инструментах детей в изобразительном искусстве Средневековья и Возрождения часто изображали в облике ангелов (произведения А. дель Сарто, Р.Фиорентино). Нежность детского голоса ассоциировалась с небесной красотой. Вплоть до XVIII века существовал обычай кастрирования одаренных мальчиков-певцов с целью сохранения их «ангельского» дисканта.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!