Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками



Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что:

1) художественное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей;

2) включая людей в направленную и ценностно-ориентированную деятельность, оно участвует в социальном преобразовании общества;

3) сам процесс творчества в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения, впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир;

4) одна из сфер деятельности художника – обработка строительного материала, из которого лепится образ. Создание скульптуры, картины, поэмы, симфонии – это всегда преобразование мрамора, краски, слова, звука.

Все эти планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно-преобразующее воздействие искусства на действительность. Искусство – действие, преображение, творение в соответствии с идеалами художника.

Познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни.Оно показывает нам мир в его эстетическом многообразии. Благодаря своей конкретно-чувственной природе художественное мышление открывает новое в уже известных, казалось бы, давно освоенных вещах.Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Она существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт человека с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

Художественно-концептуальная функция.Искусство здесь выступает как форма анализа реального мира.Художник непременно преломляет в своем творчестве собственные наблюдения и размышления по поводу реальной жизни и убеждений других людей.Однако мы легко можем заметить, что истинное искусство обычно тяготеет к философскому осмыслению действительности, к поискам смысла человеческой жизни и к определению места человека в мире. Художников обычно интересуют не только судьбы собственных героев, то есть, по сути, конкретных, хоть и вымышленных, людей, но и судьба человечества. Художник мыслит в масштабах вечности, истории. Он сопрягает содержание своего произведения с вечными ценностями.

Информационная и коммуникативная функции.Искусство – это художественная коммуникация. И в этом аспекте оно родственно языку.Коммуникативно-информационная функция искусства позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества.

Воспитательная функция.Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность.Искусство позволяет нам пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия искусства на целостную личность.Опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности.

Гедонистическая функция.Искусство доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника, еще древние греки отмечали совершенно особый, ни на что не похожий, характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий. Это наслаждение особого рода – духовное наслаждение, сопровождающее и окрашивающее все функции искусства.

 

Взаимосвязь этических и эстетических категорий и ценностей в системе художественного образования.

Единство этического и эстетического — так называется в эстетике эта проблема, символизирующая неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и философией, духовных ценностей.Удовольствие, доставляемое искусством, служит само по себе путем к нравственности.

взаимодействие искусства и морали четко прослеживается в воспитательной функции искусства. Причем эта функция может проявляться двояко:

 1) с одной стороны, искусство способно облагораживать человека, возвышать его, формировать культуру чувства.

 2) с другой стороны, искусство способно опошлять человека, принижать его, пробуждать в нем животные инстинкты, стандартизировать личность.Все дело в том, каковы нравственные и эстетические идеалы общества, на каком искусстве формируется, воспитывается человек.

 Утрата обществом прогрессивных идеалов неизбежно влечет упадок морали.Воспитательная функция искусства проявляется в том, что искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждении. Оно способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямлять человека.Показывая положительное, высоконравственное начало как прекрасное, эстетически привлекательное, а отрицательное и безнравственное как безобразное и эстетически отталкивающее, искусство учит умению находить подлинную красоту, отличать ее от красивости. Это великолепно проявляется в фольклоре — поэтическом и музыкальном, в народных сказках, где простоватый и понукаемый братьями, но самоотверженный и добрый Иванушка-дурачок в глазах полюбившей его красной девицы превращается в прекрасного принца, а безответная трудолюбивая замарашка Золушка внезапно расцветает несказанной красотой.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!