Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира; влияние этих различий на организацию эстетического воспитания и художественного образования



Принцип сочетания науки и искусства. Проблемы соотношения науки и искусства, познавательной и эстетической деятельности нашли свое достаточно полное решение в работах Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Когана, В.И. Толстых, А.Г. Егорова, B.C. Старовойт и других.

 Вопросу взаимосвязи науки и искусства придавали большое значение ученые, художники прошлого (Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой и др.), объясняя ее тем, что они отражают один объект — реальную действительность, тем, что являются результатом творческой деятельности людей, а также тем, что часто выполняют одни и те же функции. В системе многообразных функций науки и искусства ведущими являются функции познавательные и воспитательные, эффективность воздействия которых на личность зависит от уровня ее интеллектуального и эстетического развития, способности к восприятию, эстетическому переживанию.

 На уровень такого развития влияют потребности в научных и художественных знаниях, формирование которых — педагогическая проблема.

 Говоря о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

 Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука формируют в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.

 Отличие науки от искусства в том, что первая дает людям знание законов объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.

 Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное познание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

 Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

 Воспитательная функция науки реализуется через ее познавательную и мировоззренческие функции. В них диалектически взаимосвязаны научно-познавательные и эмоционально-ценностные моменты. Во всех областям челове­ческой деятельности в настоящее время для оценки труда употребляются понятия научности, оптимальности, эффективности, для соответствия которым человек должен развивать себя интеллектуально, нравственно, эстетически.

 

 

13. Соотношение мировых, национальных и региональных художественных ценностей в процессе эстетического воспитания.

На основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности.

Приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности.

Реализация принципа культуросообразностив системе эстетического воспитания.

Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище». [3] Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!