Отраслевые социологии (Зборовский 5 отраслей, Щепаньский 3 группы разделов)



Зборовский 1) отрасли, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности, например социология труда, социо­логию досуга. Внутри них «подотрасли». Так, в рамках социологии труда развивается про­мышленная социология, социологии досуга — социология туризма, социология физической культуры 2) возникающие на «стыке» социологии и иных дисиплин. Социология права, культуры…3) хар-ют соц структуру общества, ее элементы и вза­имодействия м/у ними. Предметом отраслей оказываются общности. Это социологии соци­альных групп, а также социология города, села.4) изучают деят-ть СИ (социология уп­равления, семьи).5) отрасли знания, в центре внима­ния - отклоняющееся поведение и аномальные явления. Это социология девиантного поведения.

«Научная парадигма» и «научная школа»

Научная парадигма – соединение представлений ученых о предмете науки, о базовых принципах ее теории. Понятие ввел Т. Кун всер 70х гг. Парадигма базируется на прошлых достижениях – теориях.

Научная школа – форма кооперации ученых и определенные исследовательские традиции. Признаки: единство научных представлений, высокий уровень интеграции (дружеские связи м/учленами), личный авторитет лидера, научные традиции, преемственность в развитии (учителя, ученики). Пример: французская соц школа (Дюркгейм), Чикагская школа (Парк), Франкфуртская (Хоркхаймер).

 

Категориальный аппарат социологии. Уровни социологических категорий: Другие подходы к классификации социологических категорий и понятий.

Понятия и категории и их роль в развитии науки Одним из важных критериев признания, самоутверждения и самоопределения - разработка категориального аппарата. Категории образуют понятийный каркас познаваемой реальности.задача науки - обогащение категориального аппарата. С пом-ю категорий ученые общаются м/у собой. Понятие (с филос т зр) = формой мышления, котор отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Наиб важные, ключевые, фундаментальные понятия науки называются категориями.В с-ии понятийный аппарат играет 2ую роль: 1 отражает состояние науч знаний об объекте анализа; 2 служит основанием разработки системы переменных в анкетах, интервью, наблюдениях. Чем точнее понятие отражает соц реальность, тем > шансов, что система переменных (показателей) охватит осн часть хар-ик предмета анализа, а резул-ты ис-ния будут репрезентативными по отн-ию к изуч проблеме. +эмпир данные позволяют социологам коррект представления теоретиков о соц мире, в кот мы живем.

Г. Спенсер ввел "соц организм", Г. Зиммель создал "формальную c-ию" (напр, "с-ию конфликта"), Э. Дюркгейм "солидарность", --à в "соц идентификацию", М. Вебер "идеальный тип", "стратификацию", П. Сорокин "соц мобильность".

Уровни социолог категорий: общенаучные, общесоциологические категории (Орлов):

1) собственно социологические категории (социальное, социетальное, социум, соц система, соц структура, общность, класс, мобильность, стратификация + более специализированные понятия – аномия, социализация, соц факт…) 2) заимствованные из др наук категории и понятия(от гос-ва и управления до девиации и преступности, личность, семья) 3) общенаучные(социальная система, соц развитие и др + объект, предмет, структура, анализ).

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей
3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

отраслевые социологические теории- системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

Отраслевые социологии (Зборовский)

1) отрасли, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности, (с-ия труда, с-ия досуга, быта и др). Внутри мб «подотрасли». (в рамках с-ии труда - про­мышленная с-ия, с-ии досуга — с-ия туризма) 2) возникающие на «стыке» с-ии и иных дисиплин. С-ия права, культуры…3) хар-ют соц структуру общества, ее элементы и вза­имодействия между ними. (различные общности: с-ии классов и СГ, а также с-ия города, села и др).4) изучают деят-ть СИ (с-ия уп­равления, с-ия организации, с-ия семьи, с-и] образования, с-ия науки и др.).5) отрасли знания, в центре внима­ния которых отклоняющееся поведение и аномальные явления. Гл= с-ии девиантного поведения.

Частные теории (теории среднего уровня):1 исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.); 2 исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии, территориальных образований и т.д.): 3 исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции, массовых коммуникаций и т.д.).

Разделы конкретной с-ии: а) разделы, исследующие СИ (с-ия семьи, воспитания, политики, права, науки и религии, социология искусства, труда); б) -=- разные типы СО (с-ия малых групп, территориальных общностей, классов и социальных слоев, профессиональных категорий, каст); в) -=- социальных процессов (процессы соц дезорганизации: преступность, алкоголизм, проституция; массовой коммуникации —процессы миграции и социальной мобильности).

Другие подходы к классификации социологических категорий и понятий

Ключевая категория (вслед за Ядовым) – соц общность. По Ядову это взаимосвязь индивидов, ко­торая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих общность. Как отмечает Орлов соц общность – это единица соц измерения. Социология от «общества» восходит к «индивиду», но восходит через общности.

Классификация соц категорий (Давидюк).Класс методологических категорий: 1) категории, раскрывающие социальные общности (соц общность, соц группа, соц класс, соц слой…) 2) категории, раскрывающие соц связи (соц действие, соц отношения, соц контроль, соц институты) 3) категории, отраж соц процессы (соц перемещение с множеством его видов, соц активность…) 4) категории, раскрывающие соц развитие (соц изменение, рост, развитие, деградация, движение) Процедурные категории: те, которые действуют только при осуществлении полевых работ (техника исследования, методика исследования, эмпирич интерпретация понятий, соц интервью, анкетирование, опрос и т.д.).

 

 

1. Общество как социокультурная система. Культура как базис общества и его подсистема. Типы культур. Культура и цивилизация. Структура культуры как подсистемы общества, характеристика ее основных элементов.

Общество - это социокультурная система. С одной стороны, культуру можно рассматривать как базис, основа любого общества. Г.Е.Зборовский отмечал, что наличием культуры общество отличается от всего окружающ мира, в т. числе от животного. Культура в этом смысле м. быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности необходимой для общества в качестве социальной системы. С др. стороны, в социологии существует традиция рассмотрения культуры как подсистемы общественной жизни, наряду с политикой, экономикой и социальной сферой.

Культура и цивилизация.

Л.Н.Коган утверждает, что необходимо различать 2 эти понятия. 1 цивилизация - функционирование разумной жизни, создавших свою технологию и культуру. 2– это период в жизни общества, который пришел на смену варварству (Л.Морган, Ф.Энгельс, Э.Гидденс). 3. Цивилизация как культурно-исторический тип. Цивилизация, по Когану, - это тип общества в его историч развитии. Это сложное структурное образование, включающие: определенную степень развития техники, технологии и экономических отношений, характерные особенности общественно-политического строя, образа жизни и культуры.неверно говорить о противопоставлении культуры и цивилизации. Они взаимосвязаны: -цивилизация выступает материальной основой культуры и ее модификацией в конкретных обстоятельствах. -культура – это важный элемент любого типа цивилизации. Она представляет собой фасад цивилизации и ее самосознание. -одна и та же цивилизация является основой для нескольких культур. -изменение любого элемента цивилизации - экономического, политического строя, культуры - приводит к постпенной смене цивилизаций. -цивилизация преходяща, а культура вечна.

Культура (Тейлор) – некое целое, котор вкл в себя знания, искусство, мораль и законы и др способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком. Культура (в социологии) –образ жизни, ценности, которые закладывает в себя культура. К-ра (Зборовский) - содержание соц жизни людей.

Осн. подходы к понятию культуры: 1Описательный (ценности, нормы – отдельные элементы)2Ценностный (мат и дух ценности, передаваемые людьми из поколения в поколение)3Антропологический (совокупность продуктов чел. деят-ти, т.е то, что не сделано природой)4Нормативный (совокупность норм и правил, которые регламентируют жизнедеятельность людей и формируют определенное поведение)5Адаптивный (вид деятельности, посредством которой люди приспосабливаются к изменениям природы и социальным изменениям)6Исторический (продукт истории общества)

Типы культур:

1.материальная/нематериальная (духовная) (Зборовский). Материальная = материальные предметы, произведенные человеком (автомобили, здания…). Нематериальная = дух ценности, произведения литерату­ры и искусства, нормы, обычаи, слова, идеи, верования и т.д. Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причи­ной друг друга.

2. способность к диалогу 1.Открытая. Открыты к диалогу с другими кул-ми (все культуры Запада + российская) 2.Закрытая. Закрытые культуры не идут на диалог (культуры Востока).

3. ценности культуры 1.Массовая. Ориентирована на большие массы. Ценности массовой культуры актуальны в данный момент времени. Быстро отражает все события, происходящие в об-ве. Ценности быстро выходят из моды => новые ценности. В основном носит развлекат характер. Направлена на бессознательное восприятие. Рассчитана на неподготовленного зрителя/слушателя. Пример: популярные фильмы, песни… 2.Элитарная. Узкая аудитория. Для ее восприятия необходим подготовленный человек. Направлена на рациональное восприятие. Пример: классическая музыка, живопись Пикассо…

4.образ жизни (Коган) 1.Городская. Культура крупных и средних не с/х поселений. Широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность соц отнош-ий), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным 2.Сельская. Носители – крестьяне, т.е. те, кто занят с/х трудом и проживает на селе. Загруженность аграрным трудом. Доверит личные отношения. Неформал контроль за поведением каждого члена. Фамильярность. Слухи. Ограниченный жизненный опыт. Коллективная деят-ть.

4.пространство и время 1.Мировая – синтез лучших достижений всех национальных культур народов. 2.Национальная – передается от поколения к поколению в рамках одной нации (русские народные сказки, песни, былины) 3. Региональная – существует в определенном географич ареале (романская, тюркская…).

5.наличие автора 1.Авторская. Песни 2. Народная. Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие.

6.вид деятельности 1.Политич. Часть общей культуры, включающая историч опыт, память о социальных и политич событиях, политич ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политич поведение 2.Художественная. Искусство (литература, живопись, танец, музыка…) 3. Экономич - это сис-ма ценностей и мотивов хоз деят-ти, уровень и качество экономич знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономич отнош-ия и поведение.

Функции культуры

1.основная (человекотворческая). К формирует духовный мир человека, его ценности, происходит социализация личности. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека

2.трансляционная(Информационная). Передача опыта м/упоколениями, закрепление результатов социокультурной деятельности, накопление, хранение и систематизация инф-ии.

3.познавательная. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

4.коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Кул-ра формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений писателей мы узнаем жизнь прошлых поколений).

5.регулятивная - в рамках культуры возникают обычаи, правила, нормы, законы, которые играют важную роль в стабилизации, формализации и стандартизации общественной жизни, контроле за жизнедеятельностью отдельных индивидов и сообществ.

6.знаковая (семиотическая). Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Например, литературный язык, язык музыки, живописи, театра

7.ценностная (аксеологическая). Формирует ценностные ориентации и потребности человека, инициирует создание новых ценностей.

Структура К (по Когану)

1.Когнитивно – аксеологический блок (ценностно – познавательный). В центре – ценности культуры. Ценность – св-во какого-л предмета или явления, удовлетворять потребности, желания, интересы личности, соц группы или об-ва в целом. Этот блок характеризует культуру как развивающуюся и изменяющуюся совокупность социального опыта человека: знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы. Ядром этого блока являются ценности культуры.

2.Поведенческий блок. В центре – культурные нормы – регулируют д-ть человека. (устные). Нормы поведения – это правила и поведения, ожидания и стандарты, указывающее на дозволенное и недозволенное в определенной ситуации. Обряд – это совокупность символических действий людей. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению.

3.Праксеологический блок. Организация культурной деятельности человека. Социальные институты К: министерства, театры, религия, образование, семья, СМИ. Регулирует культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, право, наука, религия)

Элементы К:язык (и др знаки), ценности и нормы

 

Социализация личности: этапы и механизмы. Понятие социализации личности в заруб и отечест социо (Д Дьюи, Ч.Кули, Д. Мид, Т.Парсонс, Б. Ю. Хабермас, И. Кон, А.В. Меренков). Дискуссия об этапах социализации. Социальная адаптация и интернализация как фазы социализации. Механ и агенты социализации.

Социализация – это процесс усвоения личностью норм и правил, образцов поведения, позволяющих ей успешно функционировать в качестве члена данного социума (процесс становления личности).

Десоциализация – разрушение норм, правил, принятых в обществе

Ресоциализация – замена устаревших норм и правил другими.

Ученые, исследовавшие проблему социализации:

Дьюи (адаптивная концепция социализации).Заложенные у че-ка от природы уникальные способности могут проявиться лишь в процессе социализации. Социализация - приспособление к общественной среде. Социализированная личность добивается полного совпадения социальных и личных ценностей поведения.

Ч. Кули. Общество: первичные институты(семья, соседство, детские группы) и вторичные (партии и нации) социальные группы по роли в социализации личности. Первичные группы характ-ются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Вторичные группы образуют социальную структуру, контакты носят нормализованный и обезличенный хар-р. Развитие и социализация личности осуществляются в процессе общения, главным средством которого является язык.Три стадии в построении «зеркального Я»: 1. Наше субъективное представление о том, что видят в нас другие. 2. Наше субъективное представление о том, как они оценивают увиденное. 3. Наша ответная реакция на оценку нас другими. В процессе социального взаимодействия индивид научается смотреть глазами других людей на себя как на объект.=>образ социального Я – это восприятие реакции других людей на наше поведение или внешность.

Мид. 3 стадии соц-ии личности. 1) имитация. Дети копир поведение взрослых 2) игровая стадия - дети воспринимают поведение как исполнение заданных ролей. Это может быть роль врача. 3) стадия коллективных игр, дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, игрок бейсбольной команды придерживается правил общих для всей команды. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Парсонс. Индивид "вбирает" в себя общественные ценности в процессе общения со "значимыми другими", а социализация осуществляется с помощью 3 механизмов: а) познавательных (подражание) б) защитных психических, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) механизмов приспособления которые тесно связаны с защитными.

Скиннер. Ключ понятие – подкрепление. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (подросток начинает употреблять ругательные слова, стремясь избежать насмешек приятелей «маменькин сынок»). Развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже это соседи, и школа, и мнение сверстников. Поведение человека в течение жизниизменяется и возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций.

Андреева. Социализация – это двусторонний процесс, вкл в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с др стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Хабермас. Автор критической теории соц-ии. Важнейший показатель социализированности – уровень способности индивида к построению и реализации собственного жизненного проекта. Процесс социализации «охватывает» не всего человека, а лишь «часть» его личности, которая является общественной сущностью индивида и обеспечивает его функционирование в социуме. Другая же «часть» дает человеку возможность «держать определенную дистанцию» относительно господствующей в обществе системы ролей, норм, ценностей, то есть позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим личности самоутверждаться.

Кон. Определяет процесс соц-ии как формирование жизненной перспективы, осознание себя частицей, эл-ом соц общности. В проц соц-ии ч-к приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необх ему для нормал жизни в об-ве.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 867; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!