Социальное пространство как характеристика соц стр-ры



Социаль­но организованное пространство — это форма взаимодействия социальной и вещно-предметной структуры общества, характеризую­щаяся объективностью, метричностью, территориальным распределе­нием населения, направленностью и интенсивностью перемещений, социальной дистанцией м/у соц общностями, а также м/у ними и индивидами (Зборовский).

Бурдье.Соц пространство – совокупность агентов, наделенных различными систематически взаимосвязанными свой-ми. "Оно сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, нах-ся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами,=>производить сходные практики". Социальное пространство вкл-т в себя поля, выступающие как системы объективных связей между различными позициями (например, государство, церковь, политические партии, система образования и т.д.). Социальные поля = дифференциация общества. Бурдье выделяет поля: экономическое, политическое, религиозное и др.

Структура социального пространства и подпространств — полей включает в себя три группы капитала: экономический, культурный, социальный капитал. Экономич капитал — это ресурсы, имеющие экономическую природу (товары и деньги в первую очередь). Культур капитал — это ресурсы, имеющие культурную природу (прежде всего различные виды образования и культурный уровень индивидов). Социальный капитал — это ресурсы, связанные с принадлежностью к той или иной социальной общности (в основном связи, которыми можно воспользоваться индивиду через ее членов). Символический капитал - тот кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности кото­рого принято молчать.

Практика – это то, что связывает стр-ру и действие, это содержание и деятельность агентов. Через практику создается соц мир и габитус.

Габитус представляет собой систему устойчивых и перемещающихся диспозиций (установок), благодаря которым мы воспринимаем, составляем суждения и действуем в этом мире. Габитус создает усло­вия для проявления свободы выбора агента и вместе с тем ограничивает его субъективные устремления путем формирования барьеров, установления пределов активности индивидов. Это значит, что габитус позволяет агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на происходящие события и имеющие место ситуации.Габитус формируется постепенно и поэтапно, в процессе социализации личности. Габитус позволяет агенту ориентироваться с соц пр-ве и адекватно реагировать на происходящие события.

Сорокин.Социальное пространство — система общественных (внутригрупповых и межгрупповых) отношений, в которой человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства, по аналогии с системой координат в математике. Если евклидово пространство трехмерно, то социальное - многомерно, имеет больше трех измерений.«Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. Человек может быть одновременно русским, православным, членом партии кадетов, журналистом по профессии, членом клуба любителей охоты и т.д. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, социальное пространство, согласно Для социолога, как считает Сорокин, одинаковое значение имеют и общественный класс, и кружок фотолюбителей.

Дифференциация (разделение) общества. Члены общ­ности дифференцированы на основе особенностей: основой дифференциации могут быть биологические особенности (пол, возраст, раса); интеллектуальные особенности, (умственное разви­тие, способности, темперамент, характер др.), де­лят людей на разные совокупности или категории; по социальным осо­бенностям (образование, мат. поло­жение, стиль жизни); на основании исполняемых социальных ролей.

Имеющиеся особенности дифференцируются в каждом обществе по-разному. Существуют, очевидно, разные спо­собы и критерии оценки биологических особенностей (на­пример, старые люди во многих обществах окружены ува­жением, люди различных рас в некоторых обществах оце­ниваются по-разному).

7. Этническая структура общества. Понятие этнической структуры общества. Этнос как социальная общность. Исторические формы этносов. Полиэтничность, этническая стратификация и "национальный вопрос".

Этническая структура общества вкл в себя род, племя, народность, нацию.

Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню развития производительных сил. Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровнородственные, а территориальные соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей. Нация - историческая общность людей, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической и духовной жизни, специфическая культура, общие черты психического склада, наличие национального самосознания.

В настоящее время теоретические модели этноса, этничности сводятся к трем главным подходам: эссенциалистическому (примордиалистскому), конструктивистскому, инструменталистскому. Примордиалистский подход. Для примордиалистов этнос представляет собой естественное явление. Сторонники конструктивисткого подхода рассматривают порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство. Членам этнической группы присуще социальное взаимодействие, так как они связаны друг с другом специфическими элементами культуры, религии, языка и обычаев, а в некоторых случаях даже сумели создать сильную связь с территорией и страной предков. В основе инструменталистского понимания этничности лежит социально-психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей. Инструменталисты объясняют сохранение этнической группы потребностями людей в преодолении отчуждения.

Этничность и ее признаки

Внаучной лит-ре понятие «этничность» как некая категория, представляющая собой совокупность отличительных характерных культурных черт этнической группы.

Хотя в мировом научном сообществе нет общепринятой дефиниции феномена этничности, но, по мнению В. Тишкова, есть некоторые характеристики, свойственные для общностей, которые позволяют считать их этническим или говорить о присутствии этничности как таковой. И к числу таких характеристик он выделяет следующие:

-разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры;

-политически оформленные представления о родине и особых институтах;

-чувство отличительности, т. е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

И дает такое понимание: ...”этничность - это форма социальной организации культурных различий... Этническая общность (народ) есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях”.

Этнос как соц общность

Значительный вклад в разработку теории этноса в 1920-х гг. внес русский этнографШирокогоров, который считал, что этнос – это группа людей, признающих свое единое происхождение, говорящих на одном языке, обладающих комплексом обычаев и укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Непременными условиями возникновения Э. являются общность территории, языка и единство психического склада, а его характерными чертами считаются:

1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом);

2) территориальная целостность как условие формирования и существования этноса;

3) наличие антропологических (расовых) признаков;

4) проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т. д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т. п.).

Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса.и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие самосознания, т. е. этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей.

Исторические формы этноса

Бромлей разграничивает истор типы этнических общностей: “племя”, “народность”, “нация”, утверждает, что родовым понятием для них выступает понятие “этническая общность”. Этнические общности, в концепции Бромлея, одновременно становятся социальными общностями, обладая при этом еще и территориальной и экономической общностью. Различаются между собой племя, народность, нация не только этническими чертами (язык, культура, психика), но и типом социально-классовой структуры (ср.: племя - этносоциальная общность первобытного общества, народность - рабовладельческого и феодального, нация - социалистического и капиталистического), а также этнокультурными показателями, под кот Бромлей понимает устную и письменную форму речи, диалектное членение языка, формирование общелитературного языка и развитость средств массовой культурной информации.

+ см выше род, племя, народность, нация


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!